Классный час "Кибербуллинг или опасное виртуальное явление"
классный час (10 класс)

Дятлова Дарья Алексеевна
Кибербуллинг на первый взгляд может показаться менее серьезным явлением, чем реальная агрессия. Но последствия кибербуллинга бывают очень тяжелыми, в их список могут входить не только негативные эмоции (стыд, страх, тревога), но и суицидальные попытки и завершенные суициды. По мнению психологов существует связь связи между кибербуллингом и снижением самооценки, проблемами в семье, проблемами с успеваемостью, насилием в школе и другими формами девиантного и делинквентного поведения: прогулы, употребление алкоголя и наркотиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час для обучающихся

Тема «Кибербуллинг или опасное виртуальное явление»

Актуальность: Кибербуллинг на первый взгляд может показаться менее серьезным явлением, чем реальная агрессия. Но последствия кибербуллинга бывают очень тяжелыми, в их список могут входить не только негативные эмоции (стыд, страх, тревога), но и суицидальные попытки и завершенные суициды. По мнению психологов существует связь связи между кибербуллингом и снижением самооценки, проблемами в семье, проблемами с успеваемостью, насилием в школе и другими формами девиантного и делинквентного поведения: прогулы, употребление алкоголя и наркотиков.

Цель: знакомство обучающихся с понятием «кибербуллинг», ответственностью за «Кибербуллинг», формирование представления о стратегиях эффективного поведения в случае столкновения с интернет-травлей.

Задачи: 1) осознание учащимися права сверстников на уважение и защиту собственного достоинства; 2) развитие умения высказывать свою точку зрения и доказывать её; 3) развитие нравственных качеств: терпимость к людям, доброта, милосердие, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.

Ведущий 1: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для саморазвития и общения. Сегодня количество пользователей российского сегмента сети составляет десятки миллионов людей, из них внушительная часть – дети и подростки. Но Интернет может быть не только кладезем возможностей, но и источником угроз. (слайд 1)

Ведущий 2: Многие не подозревают, что оставляя на различных сайтах или социальных сетях конфиденциальную информацию, подвергают риску собственную жизнь. Не секрет, что многие преступники своих жертв ищут именно через Интернет. (слайд 2)

Ведущий 1: А в последнее время становится всё более распространённым такое понятие как кибербуллинг. Это настоящий психологический террор. И нередко такая травля из виртуального пространства переходит в реальную жизнь.

Слайд 3. Просмотр видеоролика

Ведущий 2: Многие не подозревают, что оставляя на различных сайтах или социальных сетях конфиденциальную информацию, подвергают риску собственную жизнь. Не секрет, что многие преступники своих жертв ищут именно через Интернет. (слайд 4)

Ведущий 1: А в последнее время становится всё более распространённым такое понятие как кибербуллинг. Это настоящий психологический террор. И нередко такая травля из виртуального пространства переходит в реальную жизнь.

Ведущий 2: В Европе и США по поводу кибербуллинга тревогу бьют давно. Эти социальные ролики, показывают, насколько болезненно подростки переносят виртуальные оскорбления. После нескольких громких случаев самоубийства из-за компьютерной травли парламенты отдельных штатов в Америке приняли законы, по которым буллерам грозит наказание: от штрафа до нескольких лет лишения свободы. (слайд 5)

Ведущий 1: В России ничего подобного нет. Хотя исследования показали: каждого четвертого ребенка в нашей стране унижают и травят в Интернете. В 2014 году аналитическим агентством B2B International специально для «Лаборатории Касперского» было проведено исследование, в ходе которого было опрошено 11135 респондентов – домашних пользователей в возрасте 16+, проживающих в странах Латинской и Северной Америки, Ближнего Востока, Азии, Африки, Европы и России в частности. (слайд 6)

Ведущий 2: Сейчас актуальна задача различения систематической кибертравли и отдельных проявлений агрессии с использованием гаджетов и электронных технологий. Когда опыт встреч с кибербуллингом исследуется методом опроса, то бывает сложно отделить, сообщают ли респонденты о продолжительных агрессивных действиях по отношению к одним и тем же людям или речь идет о ярких, жестоких или грубых, но не связанных между собой эпизодах. Мы должны отделять просто конфликтную ситуацию между людьми от ситуации травли, которая характеризуется продолжительностью и наличием четко обозначенных агрессора и жертвы. (слайд 7)

Ведущий 1: Какие виды онлайн-агрессии вы знаете?

Дети отвечают на вопрос

Ведущий 2: Г. В. Солдатова предлагает использовать классификацию онлайн-агрессии, где выделяются по типу и форме агрессивных проявлений в интернете (слайд 8):

  • Хейтинг;
  • Троллинг;
  • Флэйминг;
  • Кибербуллинг;
  • Киберсталкинг;
  • Грифинг;
  • Секстинг.

Теперь поговорим подробнее о каждом из этих видов.

Ведущий 1: Хейтинг (hate) — это негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции. (слайд 9)

Ведущий 2: Троллинг (cyber trolls) — это ситуации, когда именно агрессоры публикуют негативную, тревожащую информацию на веб-сайтах, страницах социальных сетей, даже на мемориальных страницах, посвященных умершим людям. (слайд 10)

Ведущий 1: Флэйминг (flaming) — это вспышка оскорблений, публичный эмоциональный обмен репликами, часто разгорается в чатах и комментариях в социальных сетях. Так как это происходит публично, большое количество людей могут спонтанно подключаться к оскорблениям одной из сторон конфликта. Часто бывает, что одна из сторон ставит целью вовлечение большого количества случайных свидетелей в противостояние. (слайд 11)

Ведущий 2: Кибербуллинг (cyberbulling) — это целенаправленный и повторяющийся вред, наносимый кому-то с использованием интернет-технологий, компьютеров, гаджетов и других электронных девайсов. (слайд 12)

Ведущий 1: Киберсталкинг (cyberstalking; to stalk — преследовать, выслеживать) — использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся угрожающие, вызывающие тревогу и раздражение сообщения с намерением напугать жертву угрозой противозаконных действий или повреждений, которые могут быть осуществлены с получателем сообщений или членами его семьи. (слайд 13)

Ведущий 2: Грифинг (griefers) — это процесс, в котором игроки целенаправленно преследуют других игроков в многопользовательских онлайн-играх. Их цель не победить в игре, а лишить удовольствия от игры других. Их легко можно узнать: они активно используют брань, блокируют отдельные области игры и открыто мошенничают в игре, также они могут использовать более опасные методы воздействия на играющего (например, разместить специально созданную мигающую панель с движущимися объектами, провоцирующую у игроков эпилептический приступ). (слайд 14)

Ведущий 1: Секстинг (sexting) — это процесс рассылки или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Чем старше дети, тем выше вероятность их вовлечения в секстинг. Иногда сообщения рассылают в рамках парных отношений, в других случаях преследуют при этом цели травли и нанесения вреда, например выкладывая в интернет обнаженные фото бывшей партнерши в качестве мести за болезненный разрыв отношений. Получение такого рода сообщений может вызвать сильную тревогу у ребенка. (слайд 15)

Ведущий 2: Как вы думаете, чем кибербуллинг отличается от реального буллинга?

Дети отвечают на вопрос

Ведущий 1: Одно из важных преимуществ травли в интернете для агрессора — это чувство безнаказанности. Вживую жертва может привлечь посторонних людей или дать физический отпор, а анонимная травля на физической дистанции развязывает агрессору руки.  Кроме того, в интернете агрессор не видит эмоций жертвы. Можно только догадываться по ответам жертвы, что она чувствует. Агрессор до конца не знает, не играют ли с ним, ведь можно притвориться жертвой и троллить в ответ. (слайд 16)

Ведущий 2: В отличие от обычного буллинга, кибербуллинг непрерывен. Ребенок может выйти из школы, из класса, и буллинг остановится. А сейчас общение в социальных сетях является важной частью коммуникации. Чтобы остановить кибертравлю, приходится совсем исключать себя из общения, иначе жертва оказывается круглосуточно доступна. Ребенок ложится спать, а утром опять видит в социальных сетях свою фотографию с оскорбительной подписью.

Ведущий 1: Кибербуллинг на первый взгляд может показаться менее серьезным явлением, чем реальная агрессия. Но последствия кибербуллинга бывают очень тяжелыми, в их список могут входить не только негативные эмоции (стыд, страх, тревога), но и суицидальные попытки и завершенные суициды. Еще одна сложность — отсутствие обратной связи. В эпизодах «очного» буллинга агрессор видит уязвимость жертвы и может в какой-то момент остановиться, не доводить до самоубийства и других разрушительных последствий. А в интернете не видно, что происходит с другой стороны, и агрессор не знает, когда нужно вовремя прекратить. Поэтому агрессия онлайн может быть чрезмерной и более опасной.

Ведущий 2: Hinduya S., Patchin J.W. (2018) пишут о связи между кибербуллингом и снижением самооценки, проблемами в семье, проблемами с успеваемостью, насилием в школе и другими формами девиантного и делинквентного поведения: прогулы, употребление алкоголя и наркотиков. Подвергавшиеся кибербуллингу юноши и девушки сообщают о суицидальных мыслях, известны и завершенные суициды. Последствия есть не только для жертвы, но и для агрессоров и свидетелей — это и виктимизация, склонность к психосоматическим проблемам, делинквентному и агрессивному поведению, социальной тревожности. (слайд 17)

Ведущий 1: Так как же избежать кибербуллинг? Что необходимо делать, чтобы не стать жертвой онлайн-травли?

Дети отвечают на вопрос

Ведущий 2: Во-первых, есть множество разных технических решений. Фейсбук, «ВКонтакте» и другие социальные сети позволяют избавиться от неприятных комментариев и сообщений с помощью настроек. Вы также можете запретить людям отмечать себя в записях и на фотографиях. В конце концов, обидчиков можно просто заблокировать. Кроме того, если кто-то оскорбляет вас или вашего ребенка в социальной сети, на него можно пожаловаться администрации ресурса с помощью кнопки «Пожаловаться». (слайд 18)

Ведущий 1: Во-вторых, есть рекомендации более общего толка. И взрослым, и детям не стоит публиковать в открытом доступе личные данные — например, номер телефона. Жертвам кибербуллинга важно не оставаться с преследованием один на один — надо с кем-то поделиться.

Ведущий 2: Подросткам советуют обращаться за поддержкой к учителям и родителям, а родителям подростков — следить за тем, что ребенок делает в интернете, и быть готовым помочь ему в трудной ситуации. К сожалению, часто бывает так, что дети не хотят говорить родителям о таких вещах, а сами взрослые не замечают проблем. Поэтому хорошо бы хотя бы держать в голове, что кибербуллинг — существует и он может вести к серьезным психологическим сложностям. В России есть горячая линия для подростков, столкнувшихся с преследованиями в интернете.

Слайд 19. Просмотр видеоролика

Ведущий 1: Если вы стали жертвой кибербуллинга, вам стоит помнить, что это не ваша ошибка. Не усиливайте стресс, перечитывая сообщения снова и снова. Не важно, что говорит хулиганы, вы не должны чувствовать стыд за то, кто вы и что вы переживаете. (слайд 20)

Ведущий 2: Помните, что хулиган — несчастный фрустрированный человек, который хочет контролировать ваши чувства, чтобы вы чувствовали себя настолько плохо, насколько это возможно. Не давайте им такого удовольствия. (слайд 21)

Ведущий 1: Поговорите с близкими людьми, психологом-консультантом или обратитесь на горячую линию психологической поддержки. (слайд 22)

Ведущий 2: Помните, что необходимо научиться бороться со стрессом. Это повысит вашу сопротивляемость и в интернете, и в реальной жизни. (слайд 23)

Ведущий 1: В заключение нам хотелось бы сказать: каждый из вас должен осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Живите по принципу: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ОБЖ "Опасные геологические явления"

В презентации рассказывается об наводнениях, землятресениях и цунами....

Опасные гидрологические явления. Признаки, правила безопасности.

Презентация и видеоматериал, который можно использовать при изучении темы Цунами.Видео - посмотреть, скачать: http://www.youtube.com/watch?v=LTkTQITQfwU...

Сценарий классного часа "Опасные природные явления".

Данный классный час предназначен для учеников начальной школы. В нем рассматриваются черезвычайные ситуации природного характера....

6 класс. Основы безопасности жизнедеятельности. Тема 5 «Опасные ситуации в природных условиях», урок 22 «Опасные погодные явления».

Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе  «Опасные погодные явления» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у...

Презентация на тему "Кибербуллинг или опасное виртуальное давление"

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для саморазвития и общения. Сегодня количество пользователей сети Интернет в ...

Опасности виртуального мира

laquo;В виртуальном мире есть все то,что есть в реальности,за исключением одного – жизни»(Рефат Шакир-Алиев)...

Опасности виртуального мирам (доклад)

Виртуальный мир – это моделируемая компьютером среда, которая населена множеством пользователей.  И помогает нам осваивать этот мир – интернет с цифровыми технологиями....