Воспитательный час: "Добро и Мы". 11.05.2023 год
классный час

“Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, 
как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра”.

Л.Толстой

Цели:

·         Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

·         Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела.

·         Воспитывать уважение к родителям, товарищам.

 

СЛАЙД       "Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели". (И.Грин).

 

На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – "Доброта".

 

 Доброта. ( слайд 2 )

Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен.

Жизнь человека такова. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни. Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить. У нас с вами будет необычный разговор. Мы попытаемся найти ответы на трудные и простые вопросы. Без вашей помощи мне не справиться. Кто готов мне помогать?

Что же обозначает слово доброта? Кстати, давайте подумаем, кого можно назвать “добрым”?

Ответы детей. (Перечисляют добрые поступки людей).

 Значит, если человек совершает добрые дела и поступки, то он “хороший” человек.

А слово добрый?  

Добрый совет – хороший, отличный, превосходный совет.

 

Добрые дела – полезные дела.

Добрые знакомые – лучшие, близкие, дорогие знакомые.
Добрый конь – верный конь.

 Добрая память – светлая память.

Тема нашего урока: Твори добро.

Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: "Это книга". А можно ли изобразить доброту?

Дети. Нарисовать доброту нельзя.


Но все-таки мы с вами попробовали на уроках рисования с помощью художественных средств изобразить доброту.

На доске – выставка рисунков детей.

Посмотрите внимательно на эти рисунки.  Я предложила вам выбрать, какое чувство изображать. И большинство из вас выбрало чувство любви. Почему?

Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они глупее других. У каждого человека – свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. Сейчас я бы хотела, чтобы вы послушали короткую легенду о старом плаще.

ИСТОРИЯ.

Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.
Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице возвращали к жизни даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне о его добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.

 Спасибо. Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек – тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, – тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи.  Народная мудрость гласит:

Доброго человека дела славят.

Скромность украшает человека.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

А какие вы знаете пословицы о доброте, о добре?

 

Добра желаешь – добро и делай.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

 Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе начало – половина дела.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово – это доброе дело.

Добрый конец – всему делу венец.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху

Не одежда красит человека, а его добрые дела

Спешите делать добро.

 

 

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям.
Какие добрые поступки совершили вы?

Ответы детей.


 

Как вы думаете, если на земле есть добрые люди, то может быть встречаются и злые? Кто-нибудь из вас встречался с плохими людьми?

Ответы детей. (Перечисляют плохие поступки)

Значит, если человек совершает плохие дела и поступки, то он “плохой” человек.

В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?

Ситуация 1.

Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?

- будете плакать

- будете защищать товарища кулаками

- будете тоже смеяться над другом

- свой вариант

Ситуация 2.

Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

- будете кричать и попытаетесь отобрать ручку

- пожалуетесь учителю

- отлупите одноклассника

- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя

Вот видите, как порой сложно найти ответ на простые задачи. Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.

Давайте вернемся немного назад и вспомним ваше рождение.

Вспомните, какими ласковыми словами вас называли или называют сейчас вас мамы.

(Ответы детей)

Такими добрыми и ласковыми словами можно называть только самых лучших, самых добрых, самых любимых детей. Вы согласны со мной, что все дети – самые лучшие?

Ответы детей: Да!

А взрослые почему-то бывают разные?

Почему нет плохих детей, а взрослые бывают разные? Ведь все взрослые были когда-то замечательными детьми? Как вы думаете?

(Ответы детей, дискуссия)

 Хотите разгадать эту тайну?.. Тогда смотрите и слушайте. И не забывайте, что я нуждаюсь в вашей помощи.

Не забывайте помогать мне.

 ТАЙНА ДВУХ СЕРДЕЦ

В сердце каждого ребенка при его рождении поселяются два маленьких гномика, один из которых добрый и хороший, а другой – злой и плохой.

 Вспомните, какие хорошие поступки вы совершили сегодня.

(Ответы детей)

Растет малыш и совершает добрые дела вместе с хорошим гномиком. Сегодня сказал “спасибо”, убрал свою постель, почистил зубы, помыл за собой посуду, выучил урок;

Может быть, кто-то из вас сможет назвать свои плохие поступки?

(Ответы детей)

(Если кто-то рассказал о плохом поступке, то надо объяснить ребенку, что если он понимает, что сделал “плохо”, значит, он больше не будет совершать таких поступков и обязательно похвалить за его честность)

А плохие поступки совершаются вместе с плохим гномиком. Сегодня он через плечо бросил “здрасьте” учителю, не помыл за собой посуду, не подготовил урок, а завтра не уступил места пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал дерево, нагрубил маме...

Так вот, когда человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он стремится относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, когда дарит радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет трудиться и обогащать свой разум – здоров и счастлив хороший гномик, он распрямляется в душе и растет.

А сейчас давайте отправимся в сад Добра.

Физкультминутка: Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы - деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

- поздороваться при встрече

- уступить место в автобусе пожилому человеку

-жаловаться на всех подряд

- смастерить скворечник

- перебивать взрослых, которые разговаривают

- приготовить маме подарок на 8 Марта

- помочь полить летом грядку на огороде

- сорить в классе и в других общественных местах

- помочь товарищу решить задачу

-пропустить девочку вперед

-не здороваться при встрече

-откусить чужую пиццу

-помочь убраться в классе

-драться

-мириться

Учитель: Молодцы! В саду Добра растут замечательные деревья!

Продолжение показа презентации.

Добрый гномик растет в сердце ребенка вместе с ним.

И от этого становятся добрыми и приветливыми глаза самого человека.

И тогда приятно находиться рядом с такими детьми. Они радуют своим присутствием окружающих.

Когда же человек бывает, груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может солгать, уклониться от какой-то работы – весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый.

“Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом”, – призывает плохой гномик. Плохо рядом с таким человеком, грустно и одиноко. Холодные и колючие у него глаза.

Какого же гномика ты хочешь взрастить в своей душе?

(Ответы детей)

Впереди тебя ждет интересная жизнь. Запомни эти слова. И всегда держи их в своем сердце. “Нельзя делать зло, надо делать добро!”

·         “Нельзя делать зло, надо делать добро!” (все вместе)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть ролик под названием “Дорога доброты” Внимательно послушайте слова этой песни и постарайтесь объяснить нам, о чем эта песня. (Дети смотрят ролик и слушают песню "Дорога добра")

Понравилась вам песня?

) Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту, трудолюбие,вежливость,сочувствие,благодарность,уважение,честность,милосердие.)

–  Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»? 

Рефлексия

Сейчас вы сможете выбрать и разукрасить гномика, который растет в вашей душе. (Детям на выбор предлагают взять “доброго” или “злого” гномика) А мы посмотрим, каких гномиков в классе у нас будет больше. Этих гномиков вы возьмете домой, и расскажите родителям о тайне, которую вы сегодня узнали. (Дети разукрашивают гномиков) Затем поднимают их над головой.

) Я очень рада, что в классе у нас столько добрых ребят. Я благодарю всех за тёплый доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе. Помните: добрые слова - корни, добрые мысли - цветы, добрые дела – плоды, добрые сердца - сады. Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Добро и доверие».

Воспитательная система Добро и доверие...

Открытый воспитательный час "Добрым быть полезно"

Данная тема очень актуальна в наше время. Занятие с использованием методов и приемов в рамках ФГОС....

Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь».

Самоанализ воспитательного занятия «Добрый и злой огонь»....

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в 5Б классе на 2022-2023 учебный год.

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в 5Б классе на 2022-2023 учебный год ....

План воспитательной работы в 5Б классе на 2022-2023 уч.г.г.

План воспитательной работы в 5Б классе на 2022-2023 уч.г.г....

Программа воспитательной работы в 6 классе на 2022/2023 учебный год

Программа воспитательной работы гражданско-патриотического направления и нравственно-этического воспитания для обучающихся на ступени основного  общего образования....

План воспитательной работы в 6 классе на 2022-2023 учебный год

План воспитательной работы в 6 классе на 2022-2023 учебный год...