Классный час "Год педагога и наставника" в рамках проекта "Разговоры о важном"
классный час (11 класс)

Нуриахметова Лилия Раузиловна

Формирование представления у обучающихся о значимой роли учителя в становлении личности каждого человека; формирование у обучающихся чувства благодарности и уважения к родителям, педагогам, наставникам; понимания, что служение Отечеству проявляется, в числе прочего, и в форме наставничества; представления о качествах, которые необходимы тому, кого можно назвать наставником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_10-11_klass.docx203.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

Год педагога и наставника 10–11 классы

6 марта 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10–11 классов по теме «ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА»

Цель: формирование представления у обучающихся о значимой роли учителя в становлении личности каждого человека; формирование у обучающихся чувства благодарности и уважения к родителям, педагогам, наставникам; понимания, что служение Отечеству проявляется, в числе прочего, и в форме наставничества; представления о качествах, которые необходимы тому, кого можно назвать наставником.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, социальное служение.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов и цитат с последующим обсуждением.

Комплект материалов: сценарий,

методические рекомендации, видеоролики,

презентационные материалы.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вводное слово педагога. Демонстрация видеоролика и последующее обсуждение качеств учителя, педагога, наставника. Раскрытие значения понятия «наставник».

Часть 2. Основная

Знакомство с наставнической ролью известного советского педагога Антона Семеновича Макаренко. Обсуждение роли театральных мастеров в становлении и судьбе своих учеников. Обсуждение роли спортивных тренеров в воспитании спортсменов.

Часть 3. Заключительная

Подведение итогов занятия. Выражение благодарности родителям, педагогам, наставникам.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, я хочу начать наш сегодняшний разговор с показа видеоролика. Он построен так, что только в его завершении раскрывается, кому он посвящен. Но вы наверняка сможете понять это и раньше. Я попрошу вас для себя отметить, в какой именно момент вы догадались, о ком идет речь.

Демонстрация видеоролика «Я учитель» (дикторский текст).

Даже представить себе не можете, насколько захватывающая у меня работа. Я редактор и хореограф, нападающий, программист, бас-гитарист, исследователь и экспериментатор, руководитель, психолог и немного доктор. Я все время учусь. Я был в жизни каждого из вас, и рано или поздно вы приведете ко мне своих детей. Потому что я… Я учитель.

Учитель. Ребята, какие у вас были версии в начале сюжета? В какой момент вы догадались, что речь идет о профессии учителя?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. Почему учителю недостаточно знать только свой предмет? Почему важно, чтобы учитель был и немного психологом, актером, исследователем, экспериментатором?

Как вам кажется, заканчивается ли работа учителя после звонка с последнего урока? Почему?

Быть учителем – это профессия или призвание? Почему? Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. Ребята, вы наверняка слышали, что 2023 объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом педагога и наставника, открытие которого состоялось накануне нашего занятия.

Демонстрация плаката «Год педагога и наставника».

Учитель обращает внимание обучающихся на логотип Года педагога и наставника.

Учитель. Ребята, какая птица выбрана символом Года педагога и наставника?

Учитель. Почему именно пеликан стал символом Года педагога и наставника, как вы думаете?

Ответы обучающихся.

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Пеликан - символ милосердия, самопожертвования и родительской любви. Эта птица, кормящая своих птенцов, также является символом ежегодного конкурса «Учитель года России», лучшим учителям России вручается хрустальная статуэтка пеликана.

Учитель. Педагога и наставника. Почему именно в такой формулировке, как думаете? В чем разница между педагогом и наставником? Что общего? Наставник – это обязательно учитель, педагог? Кто еще может выполнять функции наставника?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель, обобщая мнения обучающихся, резюмирует, что наставник — это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь.

Учитель рассказывает обучающимся о проектах, в которых ребята могут как попробовать себя в роли наставника, так и встретить своего наставника («Лига вожатых», «Россия – страна возможностей», Российское движение детей и молодежи «Движение Первых»», «Орлята России», «Навигаторы детства», Российское общество «Знание») – см. презентацию в дополнительных материалах.

Учитель. Наставником может стать человек любой профессии, но чаще всего таковыми в нашей жизни являются педагоги, которых принято еще называть Учителями с большой буквы.

Именно о них, великих педагогах, сегодня наш разговор.

Учитель. Ребята, а кто знает, почему именно 2023 год объявлен Годом педагога и наставника?

Юбилей какого величайшего русского педагога мы отмечаем в этом году? Ответы обучающихся.

Учитель. В этом году 3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения основоположника российской педагогики, родоначальника научного подхода К. Д. Ушинского.

Молодой педагог Константин Ушинский мечтал о времени, когда все дети будут обучаться грамоте и любить свой родной язык. Он хотел изменить мир школы. И ему это удалось.

Ушинский заменил бездумное заучивание на настоящее преподавание и обучение, создал комфортную и свободную учебную атмосферу. Благодаря Ушинскому учитель стал человеком, который не наказывает, а направляет ученика и прививает ему любовь к знаниям.

Константин Дмитриевич заботился о том, чтобы учитель был умным, добрым наставником для каждого своего ученика. Он писал для учителей книги, в которых рассказывал, как успешно учить детей, как воспитывать в них качества настоящих людей – справедливость, трудолюбие, отзывчивость, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.

Константин Дмитриевич также повлиял на сокращение длительности урока и введение школьных каникул.

Почти 150 лет назад Ушинский создал удивительный учебник «Родное слово», написанный простым, понятным русским языком, и потому его до сих пор любят и читают в начальной школе. Его книги для детей, учителей и родителей выдержали десятки переизданий.

Часть 2. Основная.

Учитель. К числу великих русских педагогов, Учителей с большой буквы относят и Антона Семеновича Макаренко (см. методические рекомендации).

Предлагаю посмотреть и обсудить небольшой сюжет, посвященный Антону Семеновичу.

Демонстрация видеоролика «А. С. Макаренко» (дикторский текст). Леонид Конисевич – руководитель детского дома на станции Паратунка на

Камчатке.

Григорий        Супрун                инженер        танковой        бригады        в        годы        Великой Отечественной войны.

Лев Салько – инженер по испытанию самолетов и планеров.

Александр Чевелий – летчик, сражавшийся с фашистами в боях Великой Отечественной войны.

Но их жизни могли сложитьсяиначе, если бы они не попали в коммуну Антона Семеновича Макаренко.

Беспризорники и малолетние преступники в прошлом, они выросли и стали известными и уважаемыми людьми.

Один из воспитанников Макаренко – Алексей Землянский – отмечал, что педагог создал место, где каждый чувствовал себя человеком. «Кредо Макаренко было максимально простым и ясным: хочешь жить здесь – работай, учись, будь честным, уважай весь коллектив».

Антон Семенович воспитал более 3000 детей с изломанными судьбами, и каждый нашел свою дорогу в жизни.

Вопросы для обсуждения видеоролика1:

Интересно построен сюжет видеоролика. Сначала мы видим очень успешных, состоявшихся в жизни людей, а затем узнаем историю их детства. Могла ли их жизнь сложиться по-другому?

Как вам кажется, за счет чего Антон Семенович смог помочь ребятам с неблагополучным прошлым «выйти в люди», стать успешными?

Какими качествами нужно обладать, чтобы суметь сделать то, что удалось Макаренко?

Можно ли считать Макаренко наставником для своих воспитанников? Почему?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. В продолжение нашего разговора предлагаю обсудить цитату советского поэта, драматурга, журналиста, военного корреспондента Михаила Аркадьевича Светлова.

Демонстрация цитаты:

«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».

Вопросы для обсуждения цитаты:

Как вы понимаете высказывание М. А. Светлова?

Настоящий учитель – тот, кто помогает тебе стать самим собой, это основная мысль цитаты М. А. Светлова. А что это значит для человека – стать самим собой? Как учитель может помочь человеку стать самим собой?

Можно ли сказать, что Антон Семенович Макаренко – тот, кто помог своим ученикам стать самими собой? Почему?

1 Учитель может выбрать вопросы в зависимости от интереса и уровня подготовки обучающихся.

Дополнительно учитель может предложить обучающимся в свободное время посмотреть фильм Виталия Якушева «Учитель с „железным“ крестом» (2011), посвященный А. С. Макаренко и его любимому ученику Семену Калабалину, а также        предложить подборку        фильмов        об        Учителях        с        большой        буквы (см. дополнительные материалы).

Учитель. Продолжим наш разговор об учителях и наставниках. Ведь они могут быть не только в школе. Кого еще вы можете называть наставником, учителем? Где эти люди могут работать?

Ответы обучающихся

Учитель. И спортивные тренеры, и педагоги в художественной, музыкальной или театральной школе тоже могут стать Учителями с большой буквы.

Хочу обратить ваше внимание на наше театральное и киноискусство, которое славится во всем мире. Имена наших творцов – режиссеров, актеров – навсегда вошли в историю мировой культуры. Мы действительно ими гордимся и благодарны им за это.

Но у многих великих мастеров есть еще одна грань их таланта – быть Учителями для своих учеников.

Посмотрим и обсудим сюжет о наставниках в сфере искусства. При просмотре обратите внимание на то, какие личностные качества своих наставников известные российские актеры считают наиболее значимыми, и за что они им особо благодарны.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст).

Марк Анатольевич Захаров

народный        артист        СССР,        режиссер        театра        и        кино,        киноактер, художественный руководитель и главный режиссер Московского театра «Ленком» (с 1973 по 2019 год)

Александр Абдулов: Все, что я имею на сегодняшний день в профессии, это все Марк Анатольевич. Он… ну, вот, как, знаете… не родной по крови, предположим, но ты же его вырастил, ребенка, я же вырос здесь. Было все. И во всем этом участвовал Марк Анатольевич, он меня вытаскивал оттуда, оттуда, оттуда… Как в нормальной семейной жизни. Понимаете?

Александр Збруев: Опять не хотелось бы говорить громких слов, кто для нас Марк Анатольевич, кто-то там говорит «папа». Так оно и есть.

Галина Борисовна Волчек

народная артистка СССР, актриса театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра «Современник» (с 1989 по 2019 год)

Сергей Юшкевич: Я все время чувствую ее любовь и ее внимание и, можно даже сказать, покровительство.

Ольга Дроздова: (За что Вы любите Галину Борисовну?) За то, что она любит меня.

Сергей Гармаш: Я невероятно благодарен Волчек за то, что она очень много мне помогла в жизни, когда, скажем так, я не очень правильно себя вел, когда я в чем-то заблуждался. Она находила время просто-напросто позвать меня в кабинет и приложить усилия к тому, чтобы я ее услышал.

Владимир Абрамович Этуш

народный артист СССР, актер театра и кино, театральный педагог, художественный руководитель Театрального института им. Б. Щукина (с 2003 по 2019 год)

Вячеслав Манучаров: Те занятия, которые он с нами проводил, они направлялись всегда на одно, что, кто бы что ни говорил, каким бы артистом ты ни был – популярным, известным, талантливым, суперпродаваемым – прежде всего ты должен оставаться человеком. Что бы ни было. Ты должен оставаться человеком и мужчиной.

Вопросы для обсуждения видеоролика с обучающимися2:

О знаменитых актерах их ученики говорят с очень большой любовью и благодарностью, мы это видели в ролике. Только ли потому, что их мастер завоевал признание публики?

Чему еще учили и учат великие актеры и режиссеры своих учеников, помимо творческой профессии?

За что своим мастерам благодарны ученики? Что они особенно в них ценят? Почему их можно назвать Учитель с большой буквы, хотя в театральной среде

или других областях искусства их зовут не учителями, а мэтр, маэстро и т. д.?

2 Учитель может выбрать вопросы в зависимости от интереса и уровня подготовки обучающихся.

Учитель. Наша страна славится высокими спортивными достижениями, спортсменами мировой величины. Но жизнь каждого из них могла бы сложиться иначе, не окажись на их жизненном пути того самого человека, который стал для них больше, чем тренер.

Предлагаю посмотреть и обсудить короткий видеофрагмент. Просьба обратить внимание на эмоциональную составляющую сюжета.

Демонстрация видеоролика (на песню «Да разве сердце позабудет» – музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).

Вопросы для обсуждения видеоролика с обучающимися3:

Какие эмоции вы увидели в сюжете и какие эмоции возникли у вас?

Вы видели, как переживают тренеры за спортсменов, как они им помогают стать настоящими профессионалами, утешают и поддерживают, искренне радуются и заботятся, как родители. Почему так получается, что тренер занимает почти такое же место в жизни ребенка, как его мама и папа?

Кадры работы каких известных советских и российских тренеров мы видели в ролике? О ком из них вы слышали? (А. Тарасов, В. Третьяк, И. Роднина, И. Винер, А. Гомельский)

Какие примеры вы можете привести, когда тренер «проживает жизнь» рядом со спортсменом, становясь для него настоящим Учителем, Наставником (с большой буквы)? Может быть, вы видели фильмы, в которых показаны такие взаимоотношения тренера и его подопечных? («Лед», «Белый снег», «Движение вверх», «Легенда 17» и т. д.).

Как вы думаете, как тренер помогает ребенку достичь успеха? Какие качества он в нем воспитывает?

Учитель. Хочу продемонстрировать вам еще одну цитату. Эти слова принадлежат Ирине Александровне Винер, знаменитому российскому тренеру по художественной гимнастике.

Демонстрация цитаты И. Винер.

«…Для меня самое большое счастье, когда я говорю: „Ты будешь стоять на пьедестале и петь гимн России“. И самое большое несчастье – сказать: „Ты никогда не будешь стоять на пьедестале и петь гимн“». (Ирина Винер, советский

3 Учитель может выбрать вопросы в зависимости от интереса и уровня подготовки обучающихся.

и российский тренер по художественной гимнастике, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики)

Вопросы для обсуждения цитаты с обучающимися4: Как вы понимаете слова Ирины Александровны Винер?

К каким чувствам своих спортсменок она обращается, произнося эти слова? Только ли о пьедестале и гимне идет речь в ее словах?

За что благодарен своему тренеру спортсмен, стоящий на пьедестале?

Часть 3. Заключительная.

Учитель. У каждого человека свои учителя, свои наставники. Их роль невозможно переоценить. Они как маяк, который освещает путь, помогает нам двигаться вперед и всегда поддерживает. Несмотря ни на что, вопреки всему.

Благодаря им мы те, кто мы есть сейчас, и кем станем в будущем. Наш успех – высшая награда и благодарность для них.

Учитель. Основная миссия Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты.

Именно об этом совсем недавно говорил в своем Послании Федеральному Собранию и Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин.

Демонстрация видеоролика.

Нынешний год объявлен в России Годом педагога и наставника. Учитель, преподаватель прямо участвует в строительстве будущего страны, и важно повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности к учителю, а учителя – об уважении и любви к родителям. Давайте помнить об этом всегда.

Учитель. Ребята, а помните ли вы вашу первую учительницу в школе? За что вы можете сказать ей «спасибо»? За что и какие слова благодарности вы хотели бы сказать другим учителям?

За что вы особо хотели бы поблагодарить педагогов театральной студии, художественной школы, спортивной секции?

Ответы обучающихся.

4 Учитель может выбрать вопросы в зависимости от интереса и уровня подготовки обучающихся.

Методический комментарий. Учитель может рассказать свою историю, кому из своих учителей и за что он благодарен – за выбор профессии, за помощь в самом начале своего профессионального пути… Такой личный рассказ может быть очень значим для обучающихся, поможет создать необходимую ситуацию доверия.

Учитель. Владимир Владимирович в своей речи упомянул и благодарность родителям. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, наши родители тоже являются для нас учителями и наставниками – свои первые знания о мире мы получаем от них, они подают нам пример в жизни, поддерживают, защищают и учат быть благодарными нашим учителям.

Учитель. Ребята, в завершение занятия предлагаю вспомнить, за что мы благодарны своим родителям, учителям, наставникам.

Демонстрация заключительного видеоролика. Мы благодарны:

за жизнь, за любовь, красоту, защиту, терпение, щедрость, возможности, поддержку,        заботу,        прощение,        принятие,        милосердие,        справедливость, настойчивость, знания, истинность, честность, доброту, самопожертвование, преданность, верность, исполнение желаний и мечты, открытия, дружбу, за участие в судьбе, за доверие.

Учитель. Ребята, можете продолжить этот список? (за улыбки, уют и тепло, за любовь к стране, Родине, за мудрость и т. д.).Какие из этих слов вам захотелось сказать своим родителям?

Ответы обучающихся.

Учитель. Благодарность – понятие многогранное. Это и эмоции, и способность ценить все хорошее, что есть в жизни, и ответ на добрые дела или поступки другого человека, выраженный словами, действиями.

Главное, о чем нужно помнить, – это то, что ваша благодарность приносит большое счастье вам илюдям, которым вы благодарны. Ипустьэтогосчастья будет как можно больше.

Примечание. При подготовке к занятию можно использовать материалы Открытого урока «Наставничество», подготовленного Институтом воспитания РАО - институтвоспитания.рф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки жизненного самоопределения для подростков и их наставников. Методическое пособие для психологов образовательных учреждений, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Методическое пособие  посвящено проблеме жизненного самоопределения, которая рассматривается с позиций экзистенциальной психологии. Представлены как теоретические основы, так и практический опыт ...

План мероприятий, приуроченный Году педагога и наставника в Российской Федерации

План мероприятий, приуроченный Году педагога и наставника в Российской Федерации...

"2023-Год педагога и наставника"

Классный час для обучающихся 6 класса о педагоге и наставнике...

Информация для проведения классного часа по объявленному году Педагога и наставника

Небольшая информация для проведения классного часа по объявленному 2023 году Педагога и наставника. Материалсодержит краткий план мероприятий на год, высказывания К.Д.Ушинского и стихотворения о педаг...

Доклад на Межрегиональных педагогических чтениях, "Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании", в рамках Десятилетия науки и технологий, посвященная Году педагога и наставника 01 июня 2023 года

В докладе освещаются актуальные проблемы дистанционного обучения , связанные с современными реалиями , а также приводятся примеры из личной практики их решения....

Сценарий мероприятия, посвященный Году педагога и наставника, "Классная работа!"

Сценарий предназначен для детей школьного возраста....

статья 2023 год НАСТАВНИЧЕСТВО - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Х юбилейные Забайкальские педагогические чтения, посвященные 200-летию со дня рождения К Д Ушинского и Году педагога и наставника в России

Аннотация: Статья посвящена патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, формированию социальных, духовных и культурных основ развития подрастающего поколения. Ключевые слова: Патриотизм, воспита...