Урок разговоры о важном
план-конспект урока (10, 11 класс)

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovory_o_vazhnom_konspekt_uroka.docx116.45 КБ

Предварительный просмотр:

Разговоры о важном

Тема занятия: Наша страна – Россия.

Класс: 10-11

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие.

Опорный конспект разговора о ценности «Доверие к государству»

Внеурочное занятие для обучающихся 10-11 классов по теме:

«Наша страна – Россия. Череповец – горячее сердце русского севера»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, плакаты по теме классного часа.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеороликов, информационных плакатов, групповую форму работы.

Ход урока:

  1. Вступление.

Ребята, сегодняшний разговор о важном я хочу начать с обсуждения такого вопроса. Каждое поколение людей живёт в своём времени, переживая и его достижения, и трудности. Это нельзя изменить. И как нельзя выбрать время, в котором живёшь, так нельзя выбрать и Родину, место, где родился. И семья, к которой принадлежишь, язык, на котором говоришь и мыслишь, народ, частью которого являешься, и составляет понятие Родина. И от отношения людей к своей стране зависит, будет ли она сильна, богата и благополучна или станет добычей других, распадётся на части и исчезнет.

II. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята, тема нашего сегодняшнего разговора о важном звучит так: «Наша страна - Россия». И наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине.

Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и прослушать песню М. Бернеса «С чего начинается Родина?».

  1. Просмотр видеоролика.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ и прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?»)

Вам понравился ролик? Какие кадры из этого ролика вы запомнили? Понравилась ли вам песня? Какие чувства вызывают строки песни?

Учитель: Как каждый из нас понимает слово «Родина»? Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости?

Ответы детей.

Работа с фрагментами словарных статей, работа в группах (4 группы).

Задание. Давайте уточним ваши определения Родины в толковых словарях. Поработайте в группах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение на листок. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах)

Карточки:

1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.

2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.

4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.

Возможные ответы учеников.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?

Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Учитель: Ребята, как вам всем известно, Россия – самая большая в мире страна. Город Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Учитель: Александр Трифонович Твардовский (русский поэт, общественный деятель) писал: «У большинства людей чувство родины в обычном смысле — родной страны, отчизны — дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки».

Учитель: Давайте вспомним пословицы о Родине, о малой Родине. (Ответы учеников)

Без корня и полынь не растет.

Без любви к человеку нет любви к родине.

В каком народе живешь, того обычая и держись.

В родном краю сокол, в чужом — ворона.

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

Где родился, там и пригодился.

Какова же наша «малая Родина»?

Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Череповец.

Учитель: Ребята, обсудите в группах и назовите те достопримечательности, по которым можно узнать Череповец?

Ответы детей: металлургический завод, хоккейный клуб Северсталь, усадьба Гальских и др.

Ребята, а как вы думаете, почему Череповец называют горячим сердцем русского севера?

Череповец – молодой, динамично развивающийся город с древней историей, сформировавшимися культурными традициями. Индустриальный центр Северо-Запада страны.

Свое начало город берет в эпоху мезолита, когда появились первые поселения древнего человека. В основном это были временные стоянки финно-угорских племен, которые занимались охотой, рыбной ловлей, железоделательным промыслом: добычей и обработкой железа из болотных руд. К середине XII века на правом берегу реки Шексны между современным Воскресенским собором и Октябрьским мостом уже существовало древнерусское поселение с культурой средневекового города и развитым металлургическим промыслом. Выгодное географическое положение позволяло не только контролировать торговый путь из варяг в персы, но и принимать активное участие в торговле.

В середине XIV века возникает Воскресенский мужской монастырь, основанный монахами Афанасием и Феодосием, учениками преподобного Сергия Радонежского. В современном городе о монастырской истории напоминает Воскресенский собор – самое раннее каменное строение. Монастырь был упразднен указом Екатерины II в 1764 году. А в 1777 году указом Императрицы «для пользы водной коммуникации» на землях бывшего Воскресенского монастыря и села Федосьева был основан город Череповец.

Город рос и развивался, его прославляли известные череповчане: Иван Андреевич Милютин – легендарный городской голова, который занимал эту должность бессменно в течение 46 лет – беспрецедентный случай в мировой истории; Василий Васильевич Верещагин – прославленный русский художник-баталист, Николай Васильевич Верещагин – основатель российской молочной промышленности, изобретатель вологодского масла, Николай Михайлович Амосов – всемирно известный кардиохирург, поэт Александр Башлачев, журналист Леонид Парфенов и многие другие. Каждому из них определено особое место на культурной карте города.

В XX веке с легкой руки академика Ивана Бардина в Череповце, благодаря выгодному географическому положению и развитой коммуникационной системе, строится ряд промышленных предприятий: металлургический и сталепрокатный заводы, развивается деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность. Так Череповец из тихого провинциального города постепенно превращается в индустриальный центр региона, жизнь которого напрямую зависит от ритмичной работы города, как жизнь человека зависит от ритмичной работы сердца. Отсюда и бренд города «Череповец – горячее сердце Русского Севера».

Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу. Проведем с вами виртуальную экскурсию по интересным и значимым местам Череповца (https://yandex.ru/video/preview/10062388702778925897)

Задание: назовите достопримечательности нашего города, показанные в видеоролике. Дополните список достопримечательностей, не вошедших в видеоролик.

Учитель: Ребята, вы знаете, что у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (Ответы детей: герб, флаг, гимн).

Информация о символах города: (https://cherinfo.ru/357)

На доске плакаты с гербом и флагом Череповца.

Учитель: Посмотрите – это герб Череповца. Что изображено на нем? (Ответы детей:)

Герб города Череповца высочайше утвержден 29 марта 1811 года. Герб представляет собой прямоугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит. В верхнем серебряном поле изображен исторический герб города — стул, обшитый малиновым бархатом, на котором расположены крестообразно державный жезл и длинный крест. Над стулом — тройной подсвечник с горящими свечами. По сторонам стула два черных медведя, стоящих на задних лапах. Внизу видны рыбы, плавающие в воде. В нижнем правом красном поле расположена каменная гора. В нижнем левом голубом поле изображены солнечные лучи и руль. Весь щит окаймлен черной полосой.

Значение символов:

  • Медведи символизируют тотем древнейшего этнического состава местного населения.
  • Стул, державный жезл – символы власти.
  • Крест – символ веры.
  • Свеча – символ света, ясности, истины.
  • Рыбы – знак рыболовства.
  • Гора – символ возвышенного места.
  • Солнце – источник жизни.
  • Руль – символ Мариинской системы.

Цвета символизируют:

  • золотой – верховенство, богатство, величие;
  • красный – силу, мужество, храбрость;
  • серебряный – чистоту, мудрость, радость;
  • голубой – скромность, покой;
  • черный – постоянство, самодостаточность.

Учитель: Второй символ Череповца – это флаг. Описание флага.

Флаг города Череповец утверждён 28 октября 2002 года.

Описание

Прямоугольное полотнище из трех фигур (две равновеликие) золотого цвета и трех полос синего (голубого) цвета, которые означают символический план города, расположенного на трех возвышенностях по берегам при слиянии рек Ягорбы и Шексны.

Воспроизведение флага города допускается с гербом города, расположенным симметрично в центре полотнища, у соединения трех полос, высотой, равной 1/3 ширины флага.

Символизм

Символика красок флага имеет следующие значения: золотой — великолепие, богатство; голубой — верность, честь, искренность.

Рефлексия.

Учитель: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек.  Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине. Мы с вами вспомнили, что официальная история Череповца начинается с 1777 года. Новый город в Новгородской губернии был образован по указу Екатерины II «для пользы водных коммуникаций». В Екатерининскую эпоху Череповец прославился как центр рыболовецкого промысла — благодаря ловле деликатесной стерляди к царскому столу. Позже — как самый просвещенный город, где каждый пятый житель получал образование. А после строительства Волго-Балтийского канала стал называться «портом пяти морей».

Перспективный этап:

Учитель: Где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?

Ответы детей: в музеях Череповца, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать каким наш город был раньше.

Учитель: Вы правы, также информацию можно найти на официальном сайте города Череповца https://cherinfo.ru/.



Критерии оценивания:

Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

0

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

0

- видеоролика

1

- методического описания

1

- презентации в формате ppt, pdf

0

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

0

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1

Итого

10

Интерпретация результатов:

0–4 балла

Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки

5–9 баллов

Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям

10–14 баллов

Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне

Вывод: Разработанный региональный компонент выполнен на должном дидактическом и методическом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Классный час "Разговор о важном" для 5-7 классов на 2022-2023 учебный год с КТП

laquo;Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зави...

Сценарий урока Разговоры о важном - День знаний

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «МЫ – РОССИЯ. ВОЗМОЖНОСТИ - БУДУЩЕЕ» Цели занятия: 1. Сформировать у обучающихся представление о потенциале и пользе самореали...

Сценарный план проведения урока "Разговоры о важном" по теме "Детские общественные организации в Самаре"

Тема: "Детские общественные организации.Цель: Организация деятельности обучающихся, направленной на формирование ценностного отношения и интереса к деятельности детских общественных организаций...

"Разговоры о важном- это действительно важно"

Обобщение и распространение опыта работы классного руководителя.В образовательных учреждениях начат масштабный проект "Разговоры о важном"...

Урок-подведение итогов по Разговорам о важном в 10 А классе с гостем-депутатом думы города Когалыма

Обсуждение самого главного законодательного документа в стране...