Структура современного классного часа в свете требований ФГОС
консультация (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мы классные

Классный час – это…

Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

Классный час – это одна из наиболее распространенных  форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев).

Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной дельностью, способствующей формированию системы отношений к окружающему миру. (Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич).

Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Титова).

Классный часесть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками (В.П.Сазонов).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и анализ классного часа в условиях ФГОС ОО

Слайд 2

Главное предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – самый необходимый человек для ребенка в школе организует и направляет воспитательный процесс в классе объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общества отвечает за качество воспитательной работы в своём классе

Слайд 3

Классный час — это одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими словами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Классный час это не урок, но… и не пустая болтовня.

Слайд 4

Предмет изменения Традиционная система ФГОС Подготовка Конспект мероприятия Технологическая карта (классного часа, внеклассного мероприятия и т.д.) Основные этапы мероприятия Объяснение и закрепление материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся. Главная цель учителя Успеть выполнить все, что запланировано. Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке задачи внеклассного мероприятия и т. д. Форма мероприятия Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Слайд 5

Предмет изменения Традиционная система ФГОС Нестандартное ведение мероприятия -- Классный руководитель проводит классный час в параллельном классе, мероприятие проводят 2 руководителя и др. Внеклассная досугово-развивающая среда Создается классным руководителем. Создается учащимися (дети сами готовят материал, проводят презентации). Результаты мероприятия образовательные развивающие воспитательные + личностные + метапредметные Нет портфолио учащегося Создание портфолио Основной вывод – вывод учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Слайд 6

Функции классного часа Просветительская; Ориентирующая; Направляющая; Формирующая. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели классного часа.

Слайд 7

3. Типы классного часа: Информационный классный час Тематический классный час Интеллектуально-познавательный классный час Нравственный классный час

Слайд 8

4. Формы классного часа Дискуссия ( диспут ). Сюжетно-ролевая игра Устный журнал Социально-культурный проект Классное собрание 7 . Беседа 8. Лекция 9. Игра 10. Конкурс

Слайд 9

Читательские конференции Заочное путешествие Праздник Акция Экскурсия игры Традиционный классный час

Слайд 10

« Сидячие» мероприятия Интерактивные акции по интересам Ролевые игры Социальные проекты Портфолио ИТ-проекты Социальные акции Тренинги Дискуссионные клубы Образовательные стратегии Предметные недели Надпредметные недели Творческие лаборатории Ток-шоу «Сейшны»

Слайд 11

«Сидячие» мероприятия Интерактивные акции по интересам видеопроекты, социальные проекты, «event-мероприятия», сценические представления, семейный клуб, целевые акции, социально-патриотическая акция; экологические акции конкурсы прикладного творчества, конкурсы детского литературного творчества

Слайд 12

Продолжительность - 1-4 класс классный час может длиться до 15-20 минут,- 5-8 класс 20 – 30 минут, - 9 – 11 классах – более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

Слайд 13

5. Основные компоненты классного часа Целевой – Содержательный – Организационно-деятельный Оценочно-аналитический –

Слайд 14

6. Подготовка классного часа Определение темы разговора с обучающимися; Формулировка целей и задач классного часа; Подбор необходимого материала и оборудования; Создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними; Определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.

Слайд 17

Что у тебя получается с трудом или пока не получается совсем? Чем тебе нравиться заниматься больше всего? Что у тебя получается лучше всего? ДИАГНОСТИКА

Слайд 18

Стимулирует учебно-познавательную деятельность детей и корректирует её. Помогает детям разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее. Отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Поддерживает тесную связь с семьей, информирует родителей об учебной работе и внеурочной деятельности. ВЫВОД Классный руководитель-ТЬЮТОР



Предварительный просмотр:

Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС

Классный час - это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя, воспитателя ГПД. Классный час - это не обычное воспитательное мероприятие. Он требует тщательной подготовки. Педагог должен продумать классный час так, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося воспитанника знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Классный час должен быть направлен на формирование активной жизненной позиции воспитанника и выполнять следующие функции:

Просветительская функция - Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Направляющая - Призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Ориентирующая функция - Способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Формирующая функция - Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой. В связи с этим, при подготовке к классному часу, педагог должен учитывать основные его компоненты и его структуру.

Основные компоненты классного часа.

Целевой компонент. Целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Содержательный компонент. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.

Организационно - деятельный компонент.Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно - аналитический компонент. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Структура классного часа

В современных требованиях ФГОС классный час имеет структуру:

  1. Вступительная часть:

- Самоопределение к деятельности, организационный этап

- Постановка проблемы

- Постановка целей и задач

      2. Основная часть:

            - Актуализация знаний

 - Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности

      3. Заключительная часть:

           - Подведение итогов

           - Рефлексия

Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на четыре типа:

Типы классного часа

Тематический классный час. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы.

Нравственный классный час. Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, педагог может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Интеллектуально-познавательный классный час. Интеллектуальное развитие учащихся - неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи - не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:

- интеллектуальные марафоны;

- дни интеллектуального творчества;

- защита интеллектуальных проектов;

- интеллектуальные ринги и викторины;

- заседание клубов интеллектуалов;

- школа интеллектуального развития.

Информационный классный час. Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут,тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Результат и эффективность классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

Формы проведения классных часов в начальной школе

Час общения;

Классный час - практикум;

Этическая беседа;

Викторины;

Классное собрание;

Игры – путешествия;

Заседания в интеллектуальных клубах.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В младших классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.

Источники

http://festival.1september.ru/articles/509203/

pandia.org/text/78/278/8393.php

5fan.ru/wievjob.php?id=13075



Предварительный просмотр:

                                                                                         КОНСТРУКТОР  КЛАССНОГО  ЧАСА В РАМКАХ ФГОС

Этапы классн.часа

Содержание

Задача этапа

Формы, приемы

Результат

1

Введение

Установление эмоционально- дружеской атмосферы в аудитории

Положительная мотивация детей к теме  разговора

Жизненная ситуация, видеоряд, клип,

интригующий вопрос, суждение, незаконченный сюжет, дилемма, ситуации из художественных произведений,  музыки. фильмов…

Обозначение проблемы

2

 Проблемность

Выход  школьников на проблему, конкретизация проблемы в нравственно-этическом осмыслении

Сосредоточение внимания детей на

жизненной проблеме как элемента человеческой жизни

Прием « незавершенные ситуации», сравнение противоположных высказываний, неоднозначные высказывания

Проблема становится личностно значимой, требующей ответа на поставленные вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций

3

Взаимодействие

Последовательные, углубляющие проблему вопросы («почему?", "как вы думаете?" и т.д.);    

 Стимулирование деятельности учащихся на классном часе, положительная  оценка ее, создание ситуации успеха.

Углубление и осмысление школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы.

Вопросы: А я  какой? Я в этой проблеме

Нравственный выбор, оценка себя, оценка ситуации «на себя»

Тесты, практические задания, эксперименты, направленные на  обращение к личности ребёнка, поворот "на себя"

Интерпретация поступков героя, создание образа человека , игровые ситуации, работа со словарными определениями,  прием «за- против»

 Ребенок переходит от общего размышления над проблемой

на себя, у него возникает необходимость принятия решения, варианта поступка.  

4

Рефлексия

Выход на собственное внутреннее состояние , выражающее отношение к происходящему

Стимулирование самоанализа, самооценки, умения словесно выразить  свое отношение

Вербальная рефлексия, незаконченное предложение , сочинение ЭССЭ, цветопись …

 

Самоосмысление и осмысление сущности и необходимости произведенных действий, видение собственного отношения к происходящему

5

Возвращение к введению или проблеме

Выделение и обсуждение смысловой доминанты диалога

Сосредоточение внимания детей на множественность вариантов решений проблемы

 Рассуждения по поводу соотношения цели и средств достижения проблемы, что хотелось бы изменить после разговора, почему?

Осмысление необходимости

поиска решения проблемы

через различные варианты

6

Определение перспектив

Выделение перспектив собственного духовного самосовершенствования.

Смысловое заключение или переход

к следующей проблеме

Знакомство с приемами духовного самосовершенствования, голосование,  определение ближайшего последействия

Прогнозирование школьником дальнейшей линии своего поведения в той или иной социальной ситуации, 
жизненной коллизии, сложившейся в сфере его взаимоотношений с окружающими


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение ока...

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения: структура и содержние

презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска "Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения"...

Статья : Современный урок физики в свете требований ФГОС второго поколения.

Основной формой организации обучения был и остается урок,поэтому свою статью я решила посвятить именно тому,каким должен быть современный урок!...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Современные образовательные технологии в свете требований ФГОС ОО

Статья для учителей, работающих по программам ФГОС ОО...

Конструирование современного урова математики в свете требований ФГОС

В статье рассматриваются основные типы уроков и их конструирование....