Конспект классного часа: «Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях при землетрясении и наводнении» для обучающихся 5 -7 классов
классный час (5 класс)
Классный час способствует формированию знаний и умений при возникновении чрезвычайных ситуаций, воспитывает чувства взаимопомощи и взаимовыручки, уверенность в действиях при возникновении опасной ситуации, положительно влияет на формирование личности ребёнка, способствует формированию сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области
«Школа – интернат «Радуга»
Конспект классного часа:
«Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях при
землетрясении и наводнении»
для обучающихся 5 -7 классов
Подготовила:
М.Э. Гамбарян,
классный руководитель
5 класса
п.г.т. Смирных
2021 г.
Пояснительная записка
Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Увеличение частоты проявления стихийных бедствий обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях.
В целях подготовки обучающихся к безопасному поведению, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в образовательных учебных заведениях проводятся классные часы, посвященные «Основам безопасности жизнедеятельности». Овладение правилами безопасной жизнедеятельности и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет избежать или сократить число травм и жертв.
Данный классный час соответствует возрасту детей; требованиям, которые реализуются в школе; целям образовательной программы и целям воспитания, а также поставленным задачам образовательного учреждения. Мероприятие завершает цикл классных часов о безопасности жизнедеятельности, включенных в воспитательный план в раздел «Планирование мероприятий».
На занятии много форм творческой работы, работы на мышление, логику, связь с жизнью, частично - поисковая работа.
Классный час информационно насыщен: памятки, презентация, мультфильм, игры.
Виды работ, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего занятия.
Классный час способствует формированию знаний и умений при возникновении чрезвычайных ситуаций, воспитывает чувства взаимопомощи и взаимовыручки, уверенность в действиях при возникновении опасной ситуации, положительно влияет на формирование личности ребёнка, способствует формированию сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Тема классного часа:
Безопасность жизнедеятельности в экстремальных ситуациях при землетрясении и наводнении.
Цель:
обобщение знаний, обучающихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья.
Задачи:
коррекционно-образовательная:
учить применять на практике знания и умения по правилам поведения при землетрясениях и наводнениях;
коррекционно-развивающая: развивать умения находить решение и правильно действовать в экстремальных ситуациях через работу с памятками;
воспитательная:
воспитывать смелость, самообладание, чувства взаимопомощи и взаимовыручки, уверенность в действиях при возникновении опасной ситуации.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, аудиофаил, мультфильм «Правила поведения при наводнениях, землетрясениях», памятки.
Форма проведения: беседа с элементами игры и практикума.
Типы классного часа: тематический.
План классного часа.
I. Вступительная часть. Организационный момент.
1. Сообщение темы. Работа со слайдом.
II. Основная часть. Актуализация знаний.
1. Беседа с элементами игровой деятельности.
2. Работа с памятками.
3. Работа со слайдом.
4. Беседа - обсуждение. Работа со слайдом.
5. Физическая минутка.
6. Обобщение и систематизация знаний.
7. Игра «Закончи предложение».
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
1. Игра «Ответь на вопрос одним словом».
2. Рефлексия.
Ход занятия:
I. Вступительная часть. Организационный момент.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
Начинаем классный час.
- Сообщение темы.
Учитель: Сегодня мы поговорим на очень важную для всех нас тему. Давайте определим тему сегодняшнего классного часа.
Внимание на доску. (Слайд 2).
Работа со слайдом.
– Что вы увидели? (Ответы детей).
- Какие впечатления произвели на вас эти кадры? (Ответы детей).
– Что самое ужасное от этих стихий? (Ответы детей).
– Опасность, угрожающая сразу многим людям – это чрезвычайная ситуация.
– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? (Ответы детей).
– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?
- О чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (Ответы детей).
II. Основная часть. Актуализация знаний.
1. Беседа с элементами игровой деятельности.
- Чрезвычайные ситуации бывают не только по вине человека, но и из-за природных изменений. Послушайте стихотворение:
Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свел разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…
- О каком стихийном бедствии говориться в этом стихотворении?
Дети: О землетрясении.
Учитель: Землетрясения происходят по вине человека или из-за природных изменений?
Дети: Землетрясения происходят из-за природных изменений.
Учитель: Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло несколько миллионов жизней.
- Как действовать во время землетрясения? Работа со слайдом 3.
2. Работа с памятками и демонстрация иллюстративного материала на слайдах.
- У вас на столах лежат памятки по правилам поведения во время землетрясения. Давайте ознакомимся с ними.
(Чтение детьми.)
Памятка.
Если Вы вынужденно остались в помещении, то
- присядьте и прикройте одной рукой голову и держитесь за что-нибудь прочное;
- встаньте в безопасном месте: у внутренней несущей стены, в углу несущей стены, во внутреннем стенном проеме несущей, если возможно, спрячьтесь под столом.
- покидая помещение, спускайтесь по лестнице, а не на лифте, не выходите на балкон. Слайды 4, 5.
- Если землетрясение застало вас на улице.
1. Отойдите на открытое место.
2. Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, мостов, козырьков, навесов.
3. Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.
4. Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.
Слайд 6.
Памятка: Если вы оказались в завале
1. Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, попытайтесь остановить его подручными средствами.
2. Берегите силы до прибытия спасателей, не падайте духом.
3. Устройтесь поудобнее, укройтесь, уберите от себя острые обломки.
4. Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.
Слайд 7.
Учитель: Не по вине человека, а из-за природных изменений происходят и наводнения. Это временный подъем воды в реке, озере или море, которая затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач.
А как вы думаете из-за чего происходят наводнения?
Дети: Из-за сильных ливней, быстрого таяния снега, сильных ветров.
Учитель: Большинство наводнений удается предсказать и таким образом уменьшить потери. Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: «Внимание! Слушайте все!..»
3. Работа со слайдом. (На слайде аудиофаил звук сирены оповещения о наводнении)
Слайд 8.
4. Беседа – обсуждение. Работа со слайдом.
- Как вы думаете, знания о правильном поведении во время наводнения и землетрясения помогут сократить число жертв?
- Что же делать во время наводнения?
Слайд 9, 10.
Вывод: Необходимо выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.
5. Физическая минутка.
Учитель называет слова, дети показывают соответствующие движения.
«Вода» – показать горизонтальную волну одной рукой;
«Песок» – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра.
7. Игра «Закончи предложение».
- При наводнении лучше подняться на …. (верхние этажи зданий или возвышенное место)
- Когда началось землетрясение, и вы находитесь в доме, то нужно … (отключить газ, электричество добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов)
-Если землетрясение застало на улице, то нужно …(отойти на отрытое место).
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель: О чем сегодня мы говорили на классном часе?
(Ответы детей).
- Кто сегодня был самым наблюдательным и внимательным мы узнаем, ответив на вопросы.
1. Игра «Ответь на вопрос одним словом».
Вопросы:
- Разлив рек во время обильных осадков, таяния снега.
2. Разлом земной коры, сопровождающийся подземными толчками.
- А теперь посмотрите мультфильм «Правила поведения при наводнениях, землетрясениях».
- Как вы думаете, сможете ли вы так же оперативно действовать в экстремальных ситуациях как герои мультфильма? (Ответы детей).
2. Рефлексия.
- Как вы понимаете древнее латинское выражение «Предупреждён значит вооружён»? (Ответы детей).
- Как вы думаете, был ли наш классный час полезен для вас? (Ответы детей).
- Нужны ли такие классные часы? (Ответы детей).
- Наш классный час подошел к концу, думаю, что вы извлекли для себя много полезной информации, которая пригодится вам в жизни. А памятки – инструкции оставьте себе, они вам будут напоминать о сегодняшнем классном часе.
Список использованных источников
1. Дж. Гир, Х. Шах. Зыбкая твердь. Что такое землетрясение и как к нему приготовиться. /Пер. с англ./М.; 2008.
2. Тарасов В.В. Экология человека в чрезвычайных ситуациях. М., 2013 г.
3. Р. Нежиховский. Наводнения на реках и озерах. Гидрометеоиздат. 2008 г.
4. Основы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., МГУ. 2008 г.
5. Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Богоявленский И.Ф., Петров С.В.. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник / А.Т. Смирнов. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997. – 232с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность человека в экстремальных ситуациях.
Игра урок по основам жизнедеятельности для 7-х классов. Презентация поможет подвести итог работы по пройденному материалу....
Разработка урока-игры по ОБЖ в 7 классе. Тема:"Безопасность человека в экстремальной ситуации"
Урок-игра для 7 класса. Тема урока: "Безопасность человека в экстремальной ситуации"...
Урок-игра по ОБЖ "Безопасность человека в экстремальных ситуациях"
"Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть"...
Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Урок-игра по ОБЖ для 7-х – 8-х классов
“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”....
Безопасность человека в экстремальных ситуациях. Урок-игра по ОБЖ для 8-х классов (VII вида)
“Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как ее преодолеть”.Цели урока:1. Проведение в игровой форме обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации п...
Конспект классного часа "Безопасная дорога"
Проведен в рамках участия в областной акции "Знание - жизнь 2016"...
Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Безопасный маршрут движения от дома до школы и обратно" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса
Классный час разработан для обучающихся 5 класса с целью определения правил безопасного движения по пути в школу и обратно. В разработке обращено внимание на правила поведения на дорогах с односторонн...