Сборник методических материалов для внеурочных занятий "Разговоры о важном" региональный компонент
методическая разработка (8 класс)
Сборник был сформирован на основе материалов, представленных участниками I и II Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента.
Основная цель данного сборника – предоставить педагогам разнообразные и актуальные методические разработки для проведения внеурочных занятий с обучающимися в форме диалогов и обсуждений на различные актуальные темы, связанные с событиями, историческими фактами и биографиями знаменитых людей Республики Бурятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 932.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГБУ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Сборник методических материалов для внеурочных занятий «Разговоры о важном»: региональный компонент
Научный редактор Д. К. Чимитова
Улан-Удэ 2024
УДК (072)
ББК я81 С-232
Рецензенты
М. Г. Цыренова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории, института истории и филологии ФГБОУ ВО «Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова»
М. А. Портнягина, кандидат педагогических наук, доцент, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»
Научный редактор
Д. К. Чимитова, директор ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», доктор исторических наук, профессор
С-232 Сборник методических материалов для внеурочных занятий «Разговоры о важном»: региональный компонент: (Улан-Удэ, 2024 г.) / научный редактор Д. К. Чимитова. - Улан-Удэ: 2024. - 108 с.
Сборник был сформирован на основе материалов, представленных участниками I и II Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента.
Основная цель данного сборника – предоставить педагогам разнообразные и актуальные методические разработки для проведения внеурочных занятий с обучающимися в форме диалогов и обсуждений на различные актуальные темы, связанные с событиями, историческими фактами и биографиями знаменитых людей Республики Бурятия.
УДК (072)
ББК я81
© ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………….……………………………….…………………… | 4 |
Баранчугова Н.А. В Бурятии жить здорово!………………….………… | 7 |
Буралов Б.В. Без прошлого нет будущего ………………………………… | 24 |
Бамбалаев А. Б.-М. Мы живём в Бурятии!...............……………………… | 33 |
Игумнова Н.Е. К истокам педагогики Бурятии…………………………… | 39 |
Ким С.И. Конституция Бурятии ……………..…………………………… | 47 |
Мункуева Т.Б. Подвиг без национальности……………………….…… | 55 |
Малярова Э.К. И дети тоже победили в той войне! ……………………… | 63 |
Неверова Н.И. Акция «Георгиевская лента»……………………………… | 70 |
Цыдыпова Ю.Б. День земли……………………………………………… | 79 |
Иванова Е.В. 15 ноября – День вторичной переработки………………… | 88 |
Макарова М.А. Заповедная земля………………………………………… | 96 |
Заключение………………………………………………………………… | 106 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время патриотическое воспитание школьников является одной из главных целей российского образования. Это неудивительно, ведь оно способствует воспитанию гражданственности, лояльности к своей родине и готовности отстаивать её интересы. Патриотическое воспитание включает в себя множество аспектов. Во-первых, это изучение истории своей страны, своей малой Родины. Обучающиеся знакомятся с великими подвигами своих предков, изучают исторические события, которые сформировали их нацию. Это помогает развить чувство гордости и принадлежности к своему народу. Во-вторых, патриотическое воспитание включает понимание и уважение символов и традиций своей страны. Дети учатся узнавать и уважать государственный флаг, герб, гимн. Они знакомятся с национальными праздниками, ритуалами, которые помогают поддерживать идентичность народа. Третий важный аспект патриотического воспитания - формирование гражданской ответственности. Следовательно, появилась необходимость создания универсального инструмента, который позволит решить данную задачу. Таким инструментом может стать комплексная программа патриотического воспитания.
Министерство просвещения Российской Федерации с 1 сентября 2022 года запустило в российских общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования масштабный проект- цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»1, на которых обсуждают разные вопросы, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, защитой экологии, историческими событиями. Занятия направлены на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Идея проводить «Разговоры о важном» была озвучена еще 20 июня 2022 года на заседании общества «Знание». Генеральный директор общества Максим Древаль рассказал о цели занятий: сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Первые материалы к урокам нового цикла подготовил начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков. «Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11-х классов и для тех, кто получает среднее профессиональное образование.
Основными целями курса являются:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
1 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»»
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Основные темы занятий связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Так, например, в сентябре рекомендовано обсудить с обучающимися: «День знаний», «Там, где Россия» и пр.
Содержание занятий отличается для школьников младших и старших классов. Так в начальной школе на уроке «Там, где Россия» изучают природу, слушают звуки пения птиц, журчания ручья, потрескивания костра. Школьникам предложено изучить фотографии природы родного края. Учитель читает стихотворения о животных, населяющих нашу страну. Подростки в старшей школе обсуждают понятие патриотизм, говорят о художественных и публицистических произведениях на тему любви к Родине. Учитель просит их вспомнить значимые события и истории из жизни выдающихся людей страны.
Так как методические материалы для педагогов, включающие интерактивное задание, носят рекомендательный характер, каждый учитель может использовать свои наработки на таких занятиях.
Анализ организации патриотического воспитания в школах республики выявил дефицит методических материалов со сведениями об истории, культуре, традициях и известных людях республики, для использования в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном». Поскольку внеурочные занятия проводят все классные руководители, зачастую, не имеющие гуманитарного образования, а учебный предмет «История Бурятии», к сожалению, изучается не во всех школах республики использование регионального компонента затруднено2.
С учетом масштабности реализации ФП «Разговоры о важном» подготовка методического сопровождения регионального компонента представляется чрезвычайно актуальной, в связи с этим на региональном уровне был проведен ряд мероприятий.
С 2022 года каждый месяц во время учебного года проводятся постоянно действующие региональные семинары по формированию гражданско- патриотических ценностей в рамках ФП «Разговоры о важном»3. Организацию и проведение семинаров осуществляет ГБУ «Региональный центр обработки
2 ГБУ «РЦОИ и ОКО». Оценка качества образования. Региональные мониторинги. Аналитические и методические материалы. Справка по результатам исследования о преподавании курса «История Бурятия» в школах Бурятии. – [Электронный ресурс] - Режим доступа:
3 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03 ноября 2022 года № 1387 «Об утверждении положения о постоянно-действующем семинаре по формированию гражданско-патриотических ценностей в рамках ФП «Разговоры о важном»»
информации и оценки качества образования» и Институт истории и филологии ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова». Преподаватели института разрабатывают методические материалы и рекомендации по внедрению регионального компонента по темам предстоящего занятия.
На семинарах спикеры говорят о самом важном - как воспитывать патриотизм в молодежной среде, учитывая региональные особенности, как сохранить семейные ценности, традиции и обычаи, как противостоять враждебной идеологии недружественных стран. Отдельное внимание уделяется воплощению в жизнь Указов Президента о духовно-нравственных ценностях, о национальной безопасности и о культурной политике.
Мероприятие получило масштабный отклик среди педагогов республики. Благодаря прямой трансляции за 2022-2023 учебный год более 5 000 человек смогли посмотреть семинар в онлайн-режиме. Все материалы семинаров размещаются в свободном доступе на сайте ГБУ «РЦОИ и ОКО»4. В период с 10 февраля по 30 марта 2023 года образовательные организации Республики Бурятия представили 127 методических материалов с региональной тематикой на различные темы для внеурочных занятий для
создания банка практик методических разработок5.
С целью обогащения банка практик и повышения качества образования в Республике Бурятия было принято решение о проведении республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий
«Разговоры о важном» «Разговоры о важном»6. Главной особенностью этого конкурса стало использование регионального компонента. 54 педагогических работника школ республики и организаций дополнительного образования представили свои разработки. Материалы отличались разнообразием тем, они охватывали историю, культуру, обычаи и биографии знаменитых людей Республики Бурятия. Лучшие работы были отмечены дипломами Министерства образования и науки Республики Бурятия.
Благодаря этому конкурсу банк практик обогатился эффективными методическими разработками, которые будут использованы для обучения и воспитания молодого поколения в Республике Бурятия.
В соответствии с пунктом Перечня поручения Главы Республики Бурятия от года № Министерством образования и науки Республики Бурятия также был организован мониторинг проведения
4 ГБУ «РЦОИ и ОКО». Воспитательная работа. ФП «Разговоры о важном». Материалы семинаров. – [Электронный ресурс] - Режим доступа:
5 ГБУ «РЦОИ и ОКО». Воспитательная работа. ФП «Разговоры о важном». Банк практик методических материалов. – [Электронный ресурс] - Режим доступа:
6 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 17 февраля 2023 года № 219 «О проведении Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий
«Разговоры о важном» с использованием регионального компонента, приуроченного к 100-летию Республики Бурятия»
внеурочных занятий ФП «Разговоры о важном» в общеобразовательных организациях в 2022-2023 учебном году7.
Результаты мониторинга показали, что во всех общеобразовательных организациях Республики Бурятия, участвовавших в исследовании, созданы необходимые условия для успешной реализации ФП «Разговоры о важном». В частности, один час внеурочной деятельности выделен специально на проведение занятий по данной программе, что составляет в общей сложности 34 часа в течение учебного года. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» также плотно интегрированы в основную образовательную программу и учебный план.
Учителя активно используют методические материалы, доступные в разделе «Разговоры о важном» на платформе «Единое содержание общего образования». Однако, возникает проблема, связанная с недостаточным использованием регионального компонента в процессе проведения занятий. Включение региональных особенностей позволяет обучающимся лучше понять свою собственную идентичность, развивать толерантность и уважение к другим культурам. Это также способствует укреплению взаимосвязи между образованием и реальной жизнью, помогает учащимся применять полученные знания на практике.
В октябре команда ГБУ «РЦОИ и ОКО» приняла участие в конкурсе грантов на реализацию социально значимых проектов в области патриотического воспитания8. Был представлен проект для участия в конкурсе по теме «Научно-методическое сопровождение регионального компонента федерального проекта «Разговоры о важном», который успешно прошел все этапы конкурса и получил возможность для его реализации.
Проект нацелен на восполнение дефицита научно-методического и методического сопровождения организации внеурочных занятий «Разговоры о важном», направленных на патриотическое воспитание с использованием регионального компонента. Всего в проекте предусмотрено проведение 3 мероприятий. В течении срока реализации проекта уже проведено 2 региональных семинара по формированию гражданско-патриотических ценностей в рамках ФП «Разговоры о важном», на которых были представлены методы и приемы внедрения регионального компонента.
Также в рамках проекта проведен II Республиканский конкурс на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о
7 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 09 февраля 2023 года № 174 «О проведении мониторинга эффективности реализации ФП «Разговоры о важном» в образовательных организациях Республики Бурятия»
8 Постановление Правительства Республики Бурятия от 18 сентября 2023 года № 559 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий из республиканского бюджета государственным, муниципальным учреждениям, социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов в области патриотического воспитания»
важном» с использованием регионального компонента9, позволивший пополнить банк практик новыми материалами.
По результатам I и II Республиканского конкурса было отобрано 11 лучших методических разработок для создания сборника который представлен как в электронном, так и в печатном виде10. Авторы разработок активно использовали специфику и особенности своего региона, чтобы создать уникальный и ценный материал, который позволяет привлечь внимание обучающихся к важным социальным и историческим вопросам.
В сборнике представлены сценарии проведения занятий, видеоролики, практические задания, демонстрационные материалы. Благодаря этому, сборник приобретает особую значимость и интерес для учителей Республики Бурятия.
9 Приказ ГБУ «РЦОИ и ОКО» от 13 ноября 2023 года №124 «О проведении II Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента»
10 ГБУ «РЦОИ и ОКО». Воспитательная работа. ФП «Разговоры о важном». Сборник методических материалов для внеурочных занятий «Разговоры о важном»: региональный компонент. – [Электронный ресурс] - Режим доступа:
УДК
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 7-8 классов по теме
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО»
©Буралов Борис Васильевич учитель русского языка и литературы МАОУ «Сотниковская СОШ»
Россия, Иволгинский район, с. Сотниково
Цель занятия: формирование ценностного отношения обучающихся к своей родословной, роду, родине.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Комплект материалов:
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 1.
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 2.
Учитель. В старину когда-то так бывало у бурят:
Если вдруг о предках они заговорят,
До двадцатого колена на пальцах сочтут, Всех дедов, прапрадедов учтут!
Начинают старики по порядку, не спеша. Для почину подзывают любого малыша.
-А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай, Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?
Как учил его отец, как отца учил дед…
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 3.
Учитель. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Ответы обучающихся (о своем роде, своих предках, родословной).
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 4.
Учитель. Как вы думаете, зачем в старину так чтили своих предков?
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 5.
Учитель. Что представляет собой родословная в представлении поэта?
Ответы обучающихся (знание своих предков до 20 поколения, живших за сотни лет назад).
Часть 2. Основная
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 6.
Учитель. Получается, что жизненный путь каждого человека организован в виде «лесенки».
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 7.
Ответы обучающихся (чтобы знать и помнить историю своей страны, родины).
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 8 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 3 мин. 55 сек.).
Учитель. Сейчас предлагаю посмотреть и обсудить небольшой отрывок из кинофильма
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 9.
Учитель. Текст из романа А.Иванова «Вечный зов»:
"- Вам никогда не победить Россию! – уверенно сказал Пётр.
- А вот, это позволь, Пётр Петрович… Есть только одна идеология - человек хочет ЖИТЬ и ЖРАТЬ! Причем, жить как можно дольше, а жрать, как можно слаще!
- Почему же наши солдаты идут в бой, не щадя своих жизней? В тылу женщины и дети стоят по 20 часов у станка, крестьяне отдают фронту всё до последнего зерна…
- Фанатизм! - засмеялся Лахновский. - Вы так воспитали их! Но мы заставим их вспомнить, что
- Не думаю, что найдёте много…
- Нет, не просто найдём… мы их ВОСПИТАЕМ… мы их наделаем столько, сколько нам нужно… ДЕНЬГИ СДЕЛАЮТ ВСЁ! Войну за души людей мы выиграем! "
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 10.
Учитель. Что, по мнению Лахновского, приведет к гибели самого непокорного на земле народа?
Ответы обучающихся (безразличие к прошлому, потеря исторической памяти).
Учитель. Какой вывод мы можем сделать из просмотренного фильма?
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 11.
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 12.
Обучающиеся выполняют задание.
Учитель. Скажите, пожалуйста, у кого в семье есть родословная летопись - hарбаалжан?
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 13.
- поколение. Дедушка и бабушка – символизировал плечевой сустав как самый основной.
- поколение. Прадедушка и прабабушка – локтевой сустав как самый подвижный.
- поколение. Прапрадедушка и прапрабабушка – запястье как важная часть опорно- двигательного аппарата человека. Здесь заканчиваются близкие родственники.
Далее идут дальние родственники:
- колено. Символизирует пясть или пястные кости (пяти-юродные) - отец и мать прапрадедушки и прапрабабушки.
- колено. Фаланги пальцев (hалаа) – отец и мать прапрапрадедушки и прапрапрабабушки.
- колено. Символизируют ногти. Именно с этого момента люди становятся чужими по крови, т.е. неродными.
Учитель показывает и рассказывает родословную по суставам.
Часть 3. Заключительная
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 14.
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 15.
- Родословная отвечает на вопросы: кто? где? когда? В каких родственных отношениях состоит?
- Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства.
- Поговорим с родителями и посмотрим, что они хранят (письма, шкатулки, документы).
- Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой.
- Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место женитьбы.
- Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй, интересных фактов.
- Ты украсишь своё семейное древо собою!
Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 16.
ПОСТРАЗГОВОР
- Организация фотовыставки в школе или классе «Детство взрослых» / «Детство моих родителей».
- Создание силами класса «Музея забытых вещей» об артефактах, находившихся на пике популярности в годы детства мам и пап нынешних школьников.
- Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о кинофильмах и мультфильмах, которыми увлекались в детстве родители школьников.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
- Обществознание. Темы «Семья и семейные отношения», «Семейные ценности и традиции», «Экономика семьи», «Семья и брак».
- Литература. Темы «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», «И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Всероссийский спортивный проект РДДМ «Семейная команда» РДДМ «Движение Первых» ().
- Всероссийский партнерский проект «Семья – основа мира», направленный на защиту и продвижение традиционных семейных ценностей (авторы проекта: Ассоциация организаций по защите семьи, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защите материнства и детства и компания
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
- Благодарность мамам, папам, бабушкам и дедушкам за жизнь, подаренную детям и внукам, за заложенные ими семейные традиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методические материалы были разработаны для внеурочных занятий
«Разговоры о важном» с региональным компонентом. Материалы охватывают различные аспекты жизни в Бурятии и направлены на развитие обучающихся, обогащение их знаний и формирование патриотических ценностей.
Все представленные темы в сборнике являются важными для образования и самоопределения каждого человека в современном мире. Они помогают понять и ценить свое место в мире, сохранить и передать самобытную культуру Бурятии будущим поколениям.
Одной из таких тем является экология. В современном мире, где проблемы загрязнения окружающей среды становятся все серьезнее, необходимо осознавать важность сохранения природы и бережного отношения к ней. Исследования в области экологии помогают понять последствия нашего воздействия на окружающую среду и нашу собственную жизнь.
Еще одной важной темой является история. Через изучение исторических событий и фигур мы можем лучше понять, какой путь пройден человечеством и какие уроки можно извлечь из прошлых ошибок. История и культурное наследие родного края являются непременной частью формирования личности и помогают нам лучше понять свое прошлое и настоящее.
Культура и искусство также занимают важное место среди тем, которые помогают обучающимся лучше понять себя и свое место в мире. Через искусство мы можем выразить свои эмоции и мысли, а также понять и оценить культурное и творческое наследие других народов.
Большое значение имеет также изучение социальных наук, включая политику, экономику и социологию. Они помогают понять сложные взаимосвязи в нашем обществе и проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Изучение социальных наук способствует формированию критического мышления и осознанности, что является важным фактором в современном мире.
Каждая из этих тем значима и интересна не только для обучающихся, но и для каждого человека в целом. Их изучение позволяет нам лучше понять мир, в котором мы живем, и оценить свое место в нем.
Представленные методические материалы «Разговоры о важном» являются универсальными и могут быть использованы не только на внеурочных занятиях, но и в рамках основного учебного процесса. Они обогащают содержание уроков, предоставляя педагогам готовые идеи и рекомендации по организации образовательной деятельности. В материалах содержатся сценарии занятий, различные задания и материалы для работы в классе. Они также предлагают интересные факты, исторические события и
легенды, помогая педагогам раскрыть различные аспекты истории и культуры Бурятии. Присутствующие в методических материалах интерактивные игры и задания способствуют развитию критического мышления и творческих навыков обучающихся.
Научное издание
Сборник методических материалов для внеурочных занятий «Разговоры о важном»: региональный компонент
Улан-Удэ 2024 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохраним леса для потомков. Сборник методических материалов.
В сборнике представлены материалы по изучению, исследованию, защите, уходу, сохранению лесных ресурсов Кузбасса: кратки...

Сборник методических материалов по итогам муниципальных педагогических чтений 2015 "Профессионализм педагога - условие достижения современного качества образования"
Сборник методических материалов. Материалы муниципальной конференции педагогических работников образования «Педагогические чтения – 2015 «Профессионализм педагога - условие достижения современно...

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
Методические пособие "Мастерская родительской любви" (сборник методических материалов по работе с родителями)
в данном методическом пособии представлены сценарии заседаний психологического семейного клуба "радуга", организованного и успешно работающего при Панаевской школе-интернате...

Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...

Сборник методических материалов «Контрольно-измерительные материалы по географии 5-7 класс»
Сборник методических материалов «Контрольно-измерительные материалы по географии 5-7 класс»...