Сборник методических материалов для внеурочных занятий "Разговоры о важном" региональный компонент
методическая разработка (8 класс)

Буралов Борис Васильевич

Сборник был сформирован на основе материалов, представленных участниками I и II Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента.

Основная цель данного сборника – предоставить педагогам разнообразные и актуальные методические разработки для проведения внеурочных занятий с обучающимися в форме диалогов и обсуждений на различные актуальные темы, связанные с событиями, историческими фактами и биографиями знаменитых людей Республики Бурятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_rov_1.docx932.92 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ГБУ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Сборник методических материалов для внеурочных занятий «Разговоры о важном»: региональный компонент

Научный редактор Д. К. Чимитова

Улан-Удэ 2024

УДК (072)

ББК я81 С-232

Рецензенты

М. Г. Цыренова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории, института истории и филологии ФГБОУ ВО «Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова»

М. А. Портнягина, кандидат педагогических наук, доцент, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»

Научный редактор

Д. К. Чимитова, директор ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», доктор исторических наук, профессор

С-232 Сборник методических материалов для внеурочных занятий «Разговоры о важном»: региональный компонент: (Улан-Удэ, 2024 г.) / научный редактор Д. К. Чимитова. - Улан-Удэ: 2024. - 108 с.

Сборник был сформирован на основе материалов, представленных участниками I и II Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента.

Основная цель данного сборника – предоставить педагогам разнообразные и актуальные методические разработки для проведения внеурочных занятий с обучающимися в форме диалогов и обсуждений на различные актуальные темы, связанные с событиями, историческими фактами и биографиями знаменитых людей Республики Бурятия.

УДК (072)

ББК я81

© ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования», 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………….……………………………….……………………

4

Баранчугова Н.А. В Бурятии жить здорово!………………….…………

7

Буралов Б.В. Без прошлого нет будущего …………………………………

24

Бамбалаев А. Б.-М. Мы живём в Бурятии!...............………………………

33

Игумнова Н.Е. К истокам педагогики Бурятии……………………………

39

Ким С.И. Конституция Бурятии ……………..……………………………

47

Мункуева Т.Б. Подвиг без национальности……………………….……

55

Малярова Э.К. И дети тоже победили в той войне! ………………………

63

Неверова Н.И. Акция «Георгиевская лента»………………………………

70

Цыдыпова Ю.Б. День земли………………………………………………

79

Иванова Е.В. 15 ноября – День вторичной переработки…………………

88

Макарова М.А. Заповедная земля…………………………………………

96

Заключение…………………………………………………………………

106

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время патриотическое воспитание школьников является одной из главных целей российского образования. Это неудивительно, ведь оно способствует воспитанию гражданственности, лояльности к своей родине и готовности отстаивать её интересы. Патриотическое воспитание включает в себя множество аспектов. Во-первых, это изучение истории своей страны, своей малой Родины. Обучающиеся знакомятся с великими подвигами своих предков, изучают исторические события, которые сформировали их нацию. Это помогает развить чувство гордости и принадлежности к своему народу. Во-вторых, патриотическое воспитание включает понимание и уважение символов и традиций своей страны. Дети учатся узнавать и уважать государственный флаг, герб, гимн. Они знакомятся с национальными праздниками, ритуалами, которые помогают поддерживать идентичность народа. Третий важный аспект патриотического воспитания - формирование гражданской ответственности. Следовательно, появилась необходимость создания универсального инструмента, который позволит решить данную задачу. Таким инструментом может стать комплексная программа патриотического воспитания.

Министерство просвещения Российской Федерации с 1 сентября 2022 года запустило в российских общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования масштабный проект- цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»1, на которых обсуждают разные вопросы, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, защитой экологии, историческими событиями. Занятия направлены на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Идея проводить «Разговоры о важном» была озвучена еще 20 июня 2022 года на заседании общества «Знание». Генеральный директор общества Максим Древаль рассказал о цели занятий: сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Первые материалы к урокам нового цикла подготовил начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков. «Разговоры о важном» проводятся для обучающихся 1-11-х классов и для тех, кто получает среднее профессиональное образование.

Основными целями курса являются:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

1 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»»

  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
  • формирование культуры поведения в информационной среде.

Основные темы занятий связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Так, например, в сентябре рекомендовано обсудить с обучающимися: «День знаний», «Там, где Россия» и пр.

Содержание занятий отличается для школьников младших и старших классов. Так в начальной школе на уроке «Там, где Россия» изучают природу, слушают звуки пения птиц, журчания ручья, потрескивания костра. Школьникам предложено изучить фотографии природы родного края. Учитель читает стихотворения о животных, населяющих нашу страну. Подростки в старшей школе обсуждают понятие патриотизм, говорят о художественных и публицистических произведениях на тему любви к Родине. Учитель просит их вспомнить значимые события и истории из жизни выдающихся людей страны.

Так как методические материалы для педагогов, включающие интерактивное задание, носят рекомендательный характер, каждый учитель может использовать свои наработки на таких занятиях.

Анализ организации патриотического воспитания в школах республики выявил дефицит методических материалов со сведениями об истории, культуре, традициях и известных людях республики, для использования в рамках внеурочных занятий «Разговоры о важном». Поскольку внеурочные занятия проводят все классные руководители, зачастую, не имеющие гуманитарного образования, а учебный предмет «История Бурятии», к сожалению, изучается не во всех школах республики использование регионального компонента затруднено2.

С учетом масштабности реализации ФП «Разговоры о важном» подготовка методического сопровождения регионального компонента представляется чрезвычайно актуальной, в связи с этим на региональном уровне был проведен ряд мероприятий.

С 2022 года каждый месяц во время учебного года проводятся постоянно действующие региональные семинары по формированию гражданско- патриотических ценностей в рамках ФП «Разговоры о важном»3. Организацию и проведение семинаров осуществляет ГБУ «Региональный центр обработки

2 ГБУ «РЦОИ и ОКО». Оценка качества образования. Региональные мониторинги. Аналитические и методические материалы. Справка по результатам исследования о преподавании курса «История Бурятия» в школах Бурятии. – [Электронный ресурс] - Режим доступа:

3 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03 ноября 2022 года № 1387 «Об утверждении положения о постоянно-действующем семинаре по формированию гражданско-патриотических ценностей в рамках ФП «Разговоры о важном»»

информации и оценки качества образования» и Институт истории и филологии ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова». Преподаватели института разрабатывают методические материалы и рекомендации по внедрению регионального компонента по темам предстоящего занятия.

На семинарах спикеры говорят о самом важном - как воспитывать патриотизм в молодежной среде, учитывая региональные особенности, как сохранить семейные ценности, традиции и обычаи, как противостоять враждебной идеологии недружественных стран. Отдельное внимание уделяется воплощению в жизнь Указов Президента о духовно-нравственных ценностях, о национальной безопасности и о культурной политике.

Мероприятие получило масштабный отклик среди педагогов республики. Благодаря прямой трансляции за 2022-2023 учебный год более 5 000 человек смогли посмотреть семинар в онлайн-режиме. Все материалы семинаров размещаются в свободном доступе на сайте ГБУ «РЦОИ и ОКО»4. В период с 10 февраля по 30 марта 2023 года образовательные организации Республики Бурятия представили 127 методических материалов с региональной тематикой на различные темы для внеурочных занятий для

создания банка практик методических разработок5.

С целью обогащения банка практик и повышения качества образования в Республике Бурятия было принято решение о проведении республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий

«Разговоры о важном» «Разговоры о важном»6. Главной особенностью этого конкурса стало использование регионального компонента. 54 педагогических работника школ республики и организаций дополнительного образования представили свои разработки. Материалы отличались разнообразием тем, они охватывали историю, культуру, обычаи и биографии знаменитых людей Республики Бурятия. Лучшие работы были отмечены дипломами Министерства образования и науки Республики Бурятия.

Благодаря этому конкурсу банк практик обогатился эффективными методическими разработками, которые будут использованы для обучения и воспитания молодого поколения в Республике Бурятия.

В соответствии с пунктом Перечня поручения Главы Республики Бурятия от года № Министерством образования и науки Республики Бурятия также был организован мониторинг проведения

4 ГБУ «РЦОИ и ОКО». Воспитательная работа. ФП «Разговоры о важном». Материалы семинаров. – [Электронный ресурс] - Режим доступа:

5 ГБУ «РЦОИ и ОКО». Воспитательная работа. ФП «Разговоры о важном». Банк практик методических материалов. – [Электронный ресурс] - Режим доступа:

6 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 17 февраля 2023 года № 219 «О проведении Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий

«Разговоры о важном» с использованием регионального компонента, приуроченного к 100-летию Республики Бурятия»

внеурочных занятий ФП «Разговоры о важном» в общеобразовательных организациях в 2022-2023 учебном году7.

Результаты мониторинга показали, что во всех общеобразовательных организациях Республики Бурятия, участвовавших в исследовании, созданы необходимые условия для успешной реализации ФП «Разговоры о важном». В частности, один час внеурочной деятельности выделен специально на проведение занятий по данной программе, что составляет в общей сложности 34 часа в течение учебного года. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» также плотно интегрированы в основную образовательную программу и учебный план.

Учителя активно используют методические материалы, доступные в разделе «Разговоры о важном» на платформе «Единое содержание общего образования». Однако, возникает проблема, связанная с недостаточным использованием регионального компонента в процессе проведения занятий. Включение региональных особенностей позволяет обучающимся лучше понять свою собственную идентичность, развивать толерантность и уважение к другим культурам. Это также способствует укреплению взаимосвязи между образованием и реальной жизнью, помогает учащимся применять полученные знания на практике.

В октябре команда ГБУ «РЦОИ и ОКО» приняла участие в конкурсе грантов на реализацию социально значимых проектов в области патриотического воспитания8. Был представлен проект для участия в конкурсе по теме «Научно-методическое сопровождение регионального компонента федерального проекта «Разговоры о важном», который успешно прошел все этапы конкурса и получил возможность для его реализации.

Проект нацелен на восполнение дефицита научно-методического и методического сопровождения организации внеурочных занятий «Разговоры о важном», направленных на патриотическое воспитание с использованием регионального компонента. Всего в проекте предусмотрено проведение 3 мероприятий. В течении срока реализации проекта уже проведено 2 региональных семинара по формированию гражданско-патриотических ценностей в рамках ФП «Разговоры о важном», на которых были представлены методы и приемы внедрения регионального компонента.

Также в рамках проекта проведен II Республиканский конкурс на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о

7 Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 09 февраля 2023 года № 174 «О проведении мониторинга эффективности реализации ФП «Разговоры о важном» в образовательных организациях Республики Бурятия»

8 Постановление Правительства Республики Бурятия от 18 сентября 2023 года № 559 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий из республиканского бюджета государственным, муниципальным учреждениям, социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов в области патриотического воспитания»

важном» с использованием регионального компонента9, позволивший пополнить банк практик новыми материалами.

По результатам I и II Республиканского конкурса было отобрано 11 лучших методических разработок для создания сборника который представлен как в электронном, так и в печатном виде10. Авторы разработок активно использовали специфику и особенности своего региона, чтобы создать уникальный и ценный материал, который позволяет привлечь внимание обучающихся к важным социальным и историческим вопросам.

В сборнике представлены сценарии проведения занятий, видеоролики, практические задания, демонстрационные материалы. Благодаря этому, сборник приобретает особую значимость и интерес для учителей Республики Бурятия.

9 Приказ ГБУ «РЦОИ и ОКО» от 13 ноября 2023 года №124 «О проведении II Республиканского конкурса на лучшую методическую разработку внеурочных занятий «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента»

10 ГБУ «РЦОИ и ОКО». Воспитательная работа. ФП «Разговоры о важном». Сборник методических материалов для внеурочных занятий «Разговоры о важном»: региональный компонент. – [Электронный ресурс] - Режим доступа:

УДК


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕБез прошлого нет будущего

для обучающихся 7-8 классов по теме

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО»

©Буралов Борис Васильевич учитель русского языка и литературы МАОУ «Сотниковская СОШ»

Россия, Иволгинский район, с. Сотниково

Цель занятия: формирование ценностного отношения обучающихся к своей родословной, роду, родине.

Формирующиеся ценности: ценность родословной, преемственность поколений в семье, историческая и нравственная память.

Основные смыслы: осознание обучающимися важности знаний о своей родословной, об истории рода, о жизни предков является основой благополучия родины. Сегодня мы утрачиваем свои истоки, национальный язык, обычаи, традиции, составление родословной. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Теперь перед нами стоит задача восстановить тончайшие нити, связывающие поколения и времена в одно целое, иначе нам грозит потеря родословных летописей, семейных традиций и народных обычаев.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, просмотр видеоролика, презентации с последующим обсуждением, выполнение практического задания. Учителю необходимо распечатать схему генеалогических связей.

Комплект материалов:

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 1.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш разговор проведем о важном для каждого человека. О чем будет наша беседа, вы узнаете из стихотворения Народного поэта Бурятии Николая Гармаевича Дамдинова.

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 2.

Учитель. В старину когда-то так бывало у бурят:

Если вдруг о предках они заговорят,

До двадцатого колена на пальцах сочтут, Всех дедов, прапрадедов учтут!

Начинают старики по порядку, не спеша. Для почину подзывают любого малыша.

-А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай, Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?

Хоть смущен тот, но крепко в памяти жива, Как таблица умножения, как дважды два, Вся родная родословная за сотни лет,

Как учил его отец, как отца учил дед…

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 3.

Учитель. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Ответы обучающихся (о своем роде, своих предках, родословной).

Учитель. Да, вы правы. Прочитанное стихотворение Народного поэта Бурятии Николая Гармаевича Дамдинова в переводе русской поэтессы Риммы Казаковой называется «Родословная». Итак, тема нашего разговора «Без прошлого нет будущего».

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 4.

Учитель. Как вы думаете, зачем в старину так чтили своих предков?

Ответы обучающихся (чтобы помнить своих предков, знать их имена, откуда ты, из какого рода происходишь).

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 5.

Учитель. Что представляет собой родословная в представлении поэта?

Ответы обучающихся (знание своих предков до 20 поколения, живших за сотни лет назад).

Часть 2. Основная

Учитель. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова родословная расшифровывается как перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 6.

Учитель. Ребята, найдите, пожалуйста, корень слова родословная (род-о-слов-). Слово о роде. Давайте подберем однокоренные слова и составим кластер-лесенку по мере нахождения родственных слов.

Ответы обучающихся.

Учитель. Получается, что жизненный путь каждого человека организован в виде «лесенки».

И если мы будем подниматься по ней снизу, то окажется, что низшим можно жертвовать в случае необходимого выбора ради высшего: Я - своим покоем ради блага своих самых близких людей на Земле – родителей = семьи; семейным, домашним счастьем - ради счастья родственников, благополучием родных тебе людей – ради сохранения своего рода; жизнью рода - ради защиты Родины. Не зря данные слова – родина, родственники, родители - являются словами одного корня.

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 7.

Учитель. Итак, как думаете, почему важно знать историю своей семьи, своего рода? Почему люди хотят узнать о своих предках?

Ответы обучающихся (чтобы знать и помнить историю своей страны, родины).

Учитель. Да, безусловно. Иначе мы потеряем не только родословные летописи, семейные традиции и народные обычаи, но и свою родину.

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 8 (кликнуть курсором мыши на значок ►/Alt+W, для воспроизведения видеоролика 3 мин. 55 сек.).

Учитель. Сейчас предлагаю посмотреть и обсудить небольшой отрывок из кинофильма

«Вечный зов». Картина снята по одноименному роману замечательного русского советского писателя Анатолия Иванова. Действие происходит во время Великой Отечественной Войны. Бывший следователь царской охранки Арнольд Лахновский теперь служит на стороне фашистов в звании обер-лейтенанта абвера. Когда-то он завербовал некого Петра Полипова и сделал из него провокатора. Кто предал один раз, предаст и во второй. Поэтому он разыскивает Полипова и убеждает его снова предать.

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 9.

Учитель. Текст из романа А.Иванова «Вечный зов»:

"- Вам никогда не победить Россию! – уверенно сказал Пётр.

«своя рубашка ближе к телу»… Мы вытравим это коммунистическое, это общественное из их мозгов… Вот, закончится война, и тогда начнётся другая война. За нами идеологическая машина западного мира. Да и внутри СССР мы найдём много помощников…

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 10.

Учитель. А вот этот отрывок из книги Анатолия Иванова «Вечный зов» в 4 -м томе часть пятая «Смерть и бессмертие» на странице 94 не вошел, к сожалению, в фильм. Прочитайте.

"...Главное – воспитать БЕЗРАЗЛИЧИЕ К ПРОШЛОМУ… Будем вырывать эти духовные корни, опошлять и уничтожать главные основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда делать главную ставку на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее! Да, развращать! Растлевать! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!.. И мы бросим все, что имеем, чем располагаем… все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить! Как спрашиваешь? Как?!.. Мы найдем своих единомышленников… своих союзников и помощников в самой России! И даже не то слово – найдем… Мы их воспитаем! Мы их наделаем столько, сколько надо! И когда таких, кому это безразлично, будет много, дело сделается быстро. Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом, мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишённым такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет бездушным ко всему, отупеет и, в конце концов, превратится в стадо скотов. Что и требуется! Что и требуется!

— Вот так, уважаемый, — произнёс он голосом уже не гневным, но каким - то высокопарным. — Я, Пётр Петрович, приоткрыл тебе лишь уголочек занавеса, и ты увидел лишь крохотный кусочек сцены, на которой эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия о гибели самого непокорного на земле народа, об окончательном, необратимом угасании его самосознания. Конечно, для этого придется много поработать…".

Учитель. Что, по мнению Лахновского, приведет к гибели самого непокорного на земле народа?

Ответы обучающихся (безразличие к прошлому, потеря исторической памяти).

Учитель. Как, каким способом Лахновский и иже с ним собираются вытравить нашу память, историческую и нравственную?

Ответы обучающихся (с помощью информационной войны и денег хотят воспитать молодежь циниками, пошляками, Иванами, не помнящими родства).

Учитель. Какой вывод мы можем сделать из просмотренного фильма?

Ответы обучающихся.

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 11.

Учитель: ВЫВОД: Помните, «Легенду о манкурте» Чингиза Айтматова? Если человек забывает прошлое своего рода и родины, перестает гордиться своим прошлым, своей родословной, своей страны, то это приведет к неминуемой окончательной, необратимой гибели народа. И не зря кинофильм и само произведение называются «Вечный зов» - как вечный зов из неведомой дали наших предков, нашей родословной, вечный зов прошлого в будущее.

Слова предателя Лахновского, к великому сожалению, сбываются. Сегодня мы начали утрачивать свои истоки, национальный язык, обычаи, традиции, свою родословную. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Теперь перед нами стоит задача восстановить тончайшие нити, связывающие поколения и времена в одно целое, иначе нам грозит потеря родословных летописей, семейных традиций и народных обычаев. Составлять свое родословное древо – значит знать и восстанавливать историю своего рода, своих предков, своей Родины.

Практическое задание.

Учитель. Ребята, у вас на столах лежит схема генеалогических связей, которая называется Родословным (или генеалогическим) древом. «Листьями» такого древа являются представители рода, а «ветви» символизируют семейные связи.

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 12.

Учитель. Существует два способа составления родословного древа. В случае, когда дерево начинается с самого древнего известного представителя рода, а его потомки занимают места на расходящихся «ветвях» выше предка, оно называется нисходящим. Нисходящее дерево может быть

изображено перевёрнутым, тогда родоначальник окажется во главе схемы, а линии потомков будут расходиться вниз. В случае, когда древо начинается с вас (или кого-либо из современных членов рода), а «ветви» образуют сначала родители, потом бабушки и дедушки и так далее, включая всех известных прямых предков, оно является восходящим.

Заполните, пожалуйста, листочки на этом дереве. Подпишите имена своих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.

Обучающиеся выполняют задание.

Учитель. Ребята, до какого поколения составили ваше семейное древо? Кто знает, как звали вашу прабабушку или вашего прадедушку? На сколько поколений назад вы знаете свою семью? Чем они занимались? Большая ли у них была семья? Расскажите, пожалуйста.

Ответы обучающихся.

Учитель. Скажите, пожалуйста, у кого в семье есть родословная летопись - hарбаалжан?

Ответы обучающихся.

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 13.

Учитель. Семейное древо можно строить всей семьей, вместе вы узнаете больше о своих корнях. Ведь самыми близкими нам людьми являются наши родители, наша семья, семь моих я.

У нас, бурят, существовала обязательная память семи поколений. Она несла заботу о здоровье будущих поколений. Если в народе забывают, кто невеста, жених и из какого рода, на протяжении семи поколений возникает смешение крови, и народ потихоньку вымирает. Если эта память сохраняется, то народ живет долго.

Действительно, в недавнем прошлом каждый ребенок-бурят должен был знать свою родословную и называть её до седьмого колена, показывая на суставах от ключицы вниз по руке до ногтей:

  1. поколение. Папу и маму как самых близких людей символизировала ключица – амин гол

- это единственное костное образование в теле человека, которое соединяет скелеты верхней конечности и туловища.

  1. поколение. Дедушка и бабушка – символизировал плечевой сустав как самый основной.
  2. поколение. Прадедушка и прабабушка – локтевой сустав как самый подвижный.
  3. поколение. Прапрадедушка и прапрабабушка – запястье как важная часть опорно- двигательного аппарата человека. Здесь заканчиваются близкие родственники.

Далее идут дальние родственники:

  1. колено. Символизирует пясть или пястные кости (пяти-юродные) - отец и мать прапрадедушки и прапрабабушки.
  2. колено. Фаланги пальцев (hалаа) – отец и мать прапрапрадедушки и прапрапрабабушки.
  3. колено. Символизируют ногти. Именно с этого момента люди становятся чужими по крови, т.е. неродными.

Сейчас я покажу и расскажу про свою родословную, как делал я это в детстве. Затем вы покажете так же и расскажете о своей родословной.

Учитель показывает и рассказывает родословную по суставам.

Часть 3. Заключительная

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 14.

Учитель. О прошлом забывать нельзя, потому что прошлое - это наши традиции, достижения и открытия. Дети, воспитанные на уважении памяти своих предков, истории рода, становятся сильными, крепкими, истинными патриотами своей Родины. Для наших детей, внуков, правнуков, мы тоже останемся в прошлом, но мы останемся в их памяти, так как остаются в нашей памяти наши предки. Ведь прошлое – это начало нашего будущего!

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 15.

Учитель. Ребята, давайте вместе разработаем буклет-памятку по составлению родословного древа. А дома, пользуясь схемой и памяткой, попробуете составить родословное древо, запишите какую-нибудь интересную историю из жизни вашей семьи.

  1. Родословная отвечает на вопросы: кто? где? когда? В каких родственных отношениях состоит?
  2. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства.
  3. Поговорим с родителями и посмотрим, что они хранят (письма, шкатулки, документы).
  4. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой.
  5. Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место женитьбы.
  6. Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй, интересных фактов.
  7. Ты украсишь своё семейное древо собою!

Демонстрация презентационного материала «Без прошлого нет будущего» Слайд 16.

Учитель. Спасибо за работу!

ПОСТРАЗГОВОР

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

«Три сестры» и т.д.

века».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

«БЛАГО-Медиа»)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

  • Благодарность мамам, папам, бабушкам и дедушкам за жизнь, подаренную детям и внукам, за заложенные ими семейные традиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические материалы были разработаны для внеурочных занятий

«Разговоры о важном» с региональным компонентом. Материалы охватывают различные аспекты жизни в Бурятии и направлены на развитие обучающихся, обогащение их знаний и формирование патриотических ценностей.

Все представленные темы в сборнике являются важными для образования и самоопределения каждого человека в современном мире. Они помогают понять и ценить свое место в мире, сохранить и передать самобытную культуру Бурятии будущим поколениям.

Одной из таких тем является экология. В современном мире, где проблемы загрязнения окружающей среды становятся все серьезнее, необходимо осознавать важность сохранения природы и бережного отношения к ней. Исследования в области экологии помогают понять последствия нашего воздействия на окружающую среду и нашу собственную жизнь.

Еще одной важной темой является история. Через изучение исторических событий и фигур мы можем лучше понять, какой путь пройден человечеством и какие уроки можно извлечь из прошлых ошибок. История и культурное наследие родного края являются непременной частью формирования личности и помогают нам лучше понять свое прошлое и настоящее.

Культура и искусство также занимают важное место среди тем, которые помогают обучающимся лучше понять себя и свое место в мире. Через искусство мы можем выразить свои эмоции и мысли, а также понять и оценить культурное и творческое наследие других народов.

Большое значение имеет также изучение социальных наук, включая политику, экономику и социологию. Они помогают понять сложные взаимосвязи в нашем обществе и проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Изучение социальных наук способствует формированию критического мышления и осознанности, что является важным фактором в современном мире.

Каждая из этих тем значима и интересна не только для обучающихся, но и для каждого человека в целом. Их изучение позволяет нам лучше понять мир, в котором мы живем, и оценить свое место в нем.

Представленные методические материалы «Разговоры о важном» являются универсальными и могут быть использованы не только на внеурочных занятиях, но и в рамках основного учебного процесса. Они обогащают содержание уроков, предоставляя педагогам готовые идеи и рекомендации по организации образовательной деятельности. В материалах содержатся сценарии занятий, различные задания и материалы для работы в классе. Они также предлагают интересные факты, исторические события и

легенды, помогая педагогам раскрыть различные аспекты истории и культуры Бурятии. Присутствующие в методических материалах интерактивные игры и задания способствуют развитию критического мышления и творческих навыков обучающихся.

Научное издание

Сборник методических материалов для внеурочных занятий «Разговоры о важном»: региональный компонент

Улан-Удэ 2024 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохраним леса для потомков. Сборник методических материалов.

            В сборнике представлены материалы по изучению, исследованию, защите, уходу, сохранению лесных ресурсов Кузбасса: кратки...

Сборник методических материалов учителей русского языка

Виды предложений по цели высказывания....

Сборник методических материалов по итогам муниципальных педагогических чтений 2015 "Профессионализм педагога - условие достижения современного качества образования"

Сборник методических материалов. Материалы муниципальной конференции  педагогических работников образования «Педагогические чтения – 2015 «Профессионализм педагога - условие достижения современно...

Сборник методических материалов

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ...

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Сборник методических материалов по итогам работы стажировочной площадки "Теоретические и практические аспекты использования проблемно-диалогической технологии на логопедическом занятии"

Общеизвестно, что в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, который включает в себя базовые образовательные технологии, такие как проектная деятельность, информацио...

Методические пособие "Мастерская родительской любви" (сборник методических материалов по работе с родителями)

в данном методическом пособии представлены сценарии заседаний психологического семейного клуба "радуга", организованного и успешно работающего при Панаевской школе-интернате...