Классный час 5-6 классы "Поступаю по совести"
классный час (5 класс)
Классный час по теме "Поступаю по совести: всегда или изредка?"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 220.94 КБ | |
| 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 5 класс (6 класс).
Тема: Поступаю по совести: всегда или изредка?
Цель занятия:
формирование ценностных ориентиров; потребности поступать с общепринятыми морально-нравственными нормами;
формировать умение решать моральные проблемы, оценивать свои поступки с точки зрения морально-нравственных норм.
Оборудование: компьютер, медиаоборудование, презентация, доска, карточки с пословицами, ватман и фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Слайд 1. Солнышко
Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас, рада, что мы снова можем пообщаться и поучиться чему-то новому вместе.
Предлагаю начать занятие с приятной музыки! Садитесь удобно и закройте глаза, вспомните начало вашего сегодняшнего дня, как вы увидели сегодня солнышко и порадовались по-настоящему весенней погоде, как вы сказали маме «Доброе утро!», как вы сегодня улыбнулись кому-то, придержали дверь для кого, входящего с вами в школу, поздоровались утром с любимым учителем, сделали комплемент кому-нибудь, увидели своих друзей, вспомните ещё какое-то приятное событие сегодняшнего дня и улыбнитесь себе. Откройте глаза! Что чувствуете? Хорошее настроение чувствуете?
Как вы считает почему у вас хорошее настроение? Во многом, наверное, потому, что вы сегодня делали кому-то приятное и вам самим было от этого хорошо, правда ведь? А бывает, ребята, и по-другому. Вот послушайте небольшую историю.
Мальчик Гриша бегал за воробьями и бросал в них камни, а они при каждом взмахе его руки с шумом перелетали с крыши сарая на забор и с забора на крышу. Это очень забавляло Гришу. Вдруг в самый разгар его беготни за воробьями у ворот показалась девочка в коротком платье и поношенной курточке. Густые пряди белокурых волос ее падали на плечи. Ноги ее были босыми и в пыли. В руке девочка держала корзинку.
Гриша подошел к девочке и сказал:
- Ты, нищенка, тебе хлеба надо, подставляй руку.
Девочка доверчиво протянула к нему свою маленькую ручку.
- На, бери, - крикнул шалун и положил ей в руку камень.
Девочка ничего не сказала, только посмотрела на серый камешек, потом сквозь слезы взглянула на Гришу и, понурив голову, тихо пошла по пыльной дороге.
Гриша поник. Он не был злым мальчиком, а только, расшалившись, захотел пошутить, но шутка оказалась очень плохой. Гриша побежал на кухню, отрезал большой кусок хлеба, вышел за ворота и побежал по дороге в поле. Гриша бегал, заглядывал туда и сюда, но девочки не нашел. Крупные слезы текли по его лицу. Он готов был отдать девочке все, что имел, но девочка исчезла бесследно и унесла с собой его серый камень вместо хлеба.
- Как вы думаете почему изменилось настроение Гриши? Почему он начал плакать и искать девочку? (Ответы)
- Так о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести и стыде)
- Ребята, а вы можете объяснить, что такое «совесть»? А что такое «стыд»? А как вы считаете «стыд» и «совесть» одно и то же или нет?
Слайд 2. Определение
В русском языке слово "совесть" произошло от старославянского "себя ведать", "себя знать"...
В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и вынужден быть предельно откровенным.
Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то, но обмануть собственную совесть невозможно...
Совесть – это внутреннее сознание добра и зла, способность распознавать качество поступка.
Совесть - это "обида за себя".
Обида за себя - значит, что после совершения плохого поступка мы будем испытывать моральный дискомфорт (нас мучает совесть)
Именно, она заставляет нас отвечать себе на вопросы "А надо ли было так поступать? А правильно я все сделал?" Мы чувствуем неуверенность в собственном поступке, понимаем, что сделали что-то неправильно, нам становится стыдно за себя и в следующий раз стараемся не повторять.
- Какое определение совести вам понравилось больше всего? Какое вам кажется самым точным?
В третьем определении есть и объяснение что такое «стыд». Прочитайте внимательно. Так что такое «стыд»?
Стыд – чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Стыд – это чувство, душевный дискомфорт, можно сказать, что внешнее проявление угрызений совести,
Ребята, так вот тема нашего разговора звучит так «Поступаю по совести: всегда или изредка?». Тема – вопрос, вопрос к каждому из нас, и я тоже не исключение, этот вопрос и ко мне тоже.
Давайте вместе разбираться всегда ли мы, люди, поступаем по совести или нет. А если нет, то почему мы так поступаем?
ИГРА – ВОПРОСЫ:
- Встаньте те, кто хоть раз в жизни врал.
- Поменяйтесь местами те, кто хоть раз в жизни списывал у друга домашнее задание.
- Сделайте шаг вперед те, кто хоть раз нечестно поделился сладостью с братом или сестрой.
- Спасибо тем, кто честно признался. Присаживайтесь на свои места.
- Как вы считаете мы честно поступали? По совести? А почему же мы так делали? Вообще почему люди врут? Когда мы списываем, получается, что выдаем чужой труд за свой, почему мы так делаем?
- Ребята, как вы думаете, кому все люди в мире врут чаще всего? (варианты ответов). Все люди во всем мире врут чаще всего маме! Как вы думаете почему? Дети могут боятся наказания, а взрослые люди почему врут маме? Хотят, чтобы мама была спокойна, не волновалась, не страдала. «Да, мама, я надел шапку, да, мама, я покушал» и т.д.
Как вы думаете, в принципе врать это хорошо или плохо? Можно врать или все таки нельзя? А как определить, когда можно соврать, а когда не стоит?
А можно и обойтись без лжи? А можно ли вообще всегда говорить только правду, поступать только по совести? Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций и попробовать разобраться в них.
РАЗБОР СИТУАЦИЙ.
Ситуация 1. Таня не подготовилась к контрольной работе и не справилась с ней. Таня увидела, что соседка Наташа с работой справилась и списала у неё. При проверке учитель заметила сходство ответов и способов решения, поставила Наташе оценку ниже, чем Тане, пояснив, что Наташа списала контрольную работу. Таня промолчала и не созналась в том, что списала контрольную именно она. Правильно ли поступила Таня? Как ты бы поступил на месте Тани?
Предположите, что будет если Таня признается учителю?
Ситуация 2. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс, и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?
Ситуация 3. В магазине продавец нечаянно дала вам сдачи больше на 50 рублей и не заметила это. Как вы поступите?
Рассмотреть оба варианта действия с последствиями для всех участников ситуации.
Можно, конечно, находить себе оправдание - так, мол, сложились обстоятельства. Но ведь есть же люди, которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов!
Конечно, бывают обстоятельства, которые действительно оправдывают человека. Но бывает и так, что обстоятельства служат прикрытием для соглашательства, для самооправдания. В жизни так всегда было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть.
Так говорил о совести великий русский полководец граф Александр Васильевич Суворов. У каждого народа есть много пословиц о совести и стыде. Сейчас я предлагаю вам прочитать пословицы русского народа и подобрать похожи по смыслу к высказывания ещё двух великих людей - Александра Сергеевича Пушкина, которого я думаю, знают абсолютно все и Марка Цицерона — древнеримского философа и государственного деятеля.
ПОДБОР ПОСЛОВИЦ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ.
Совесть — не повесть: в архив не сдашь.
От человека утаишь, а от совести не утаишь.
Платье черненько, да совесть беленька.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
За совесть да за честь — хоть голову снесть.
Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.
Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.
Без совести и при большом уме не проживёшь.
Совесть без зубов, а загрызёт.
Говори по делу, живи по совести.
Совесть спать не дает.
Стыд – брат совести.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
Хоть мошна пуста, да совесть чиста.
Пословицы и поговорки о совести напоминают нам о значимости чистоты совести, а также о последствиях, если мы ее теряем. Пословицы подчеркивают, что нельзя обманывать свою совесть. Она всегда будет напоминать нам о наших поступках и судить нас за наши действия. Совесть влияет на наши отношения с окружающими. Чистая совесть – основа дружбы и доверия. Прочитав пословицы, становится очевидно, что счастье и моральное благополучие человека связаны с его спокойной и чистой совестью!
Эммануил Сведенборг — шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель.
ИГРА – ТРЕНИНГ «КАК НЕ ПОПАСТЬ В СЕТИ ЗЛА?»
- Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло?
Вы солгали сначала невинно, как вам показалось. Вы впустили зло в себя. Это – первый пальчик.
Вы присвоили себе чужое. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.
Вы начинаете оправдывать свои поступки, свою ложь.
Начинаете сваливать свою вину на обстоятельства, винить других Постепенно зло достигает вершины.
Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) и освободиться уже не так просто, но возможно.
Давайте подарим человеку свободу. Называйте поступки, качества человека, которые помогут исправить последствия плохих поступков или вообще е допустить их. (Попросить прощения, трудолюбие, добро, ответственность и т.д.)
Разжимаем пальцы по одному. Пока не раскроем ладонь.
Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла? (совесть, которая живёт в каждом. Я верю, что совесть живёт в нашем сердце. Решайте сердцем как поступать, пусть оно подсказывет вам как правильно поступать. А я дарю вам эти маленькие сердечки, которые вы наклеите на свои мизинчики и будете помнить, что остановиться надо вовремя, и исправлять свои неправильные поступки надо тоже вовремя.
Рефлексия.
А сейчас я попрошу вас обвести свои ладони, свои пальчики, написать своё имя мне на память и слова-пожелания мне и себе, которые вы сегодня с нашего урока унесёте в своем сердце.
Совесть — не повесть:
в архив не сдашь.
От человека утаишь,
а от совести не утаишь.
Платье черненько,
да совесть беленька.
Есть совесть, есть и стыд,
а стыда нет, и совести нет.
Как ни мудри, а совести
не перемудришь.
За совесть да за честь —
хоть голову снесть.
Деньги потеряешь —
можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.
Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.
Без совести
и при большом уме
не проживёшь.
Совесть без зубов, а загрызёт.
В ком стыд, в том и совесть.
Добрая совесть — глаз Божий.
Говори по делу, живи по совести.
Хоть мошна пуста,
да совесть чиста.
Стыд – брат совести.
Счастлив тот,
у кого совесть спокойна.
У кого совесть чиста,
у того подушка под головой
не вертится.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В русском языке слово "совесть" произошло от старославянского "себя ведать", "себя знать"... В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и вынужден быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то, но обмануть собственную совесть невозможно...
Совесть - это "обида за себя ". Обида за себя - значит, что после совершения плохого поступка мы будем испытывать моральный дискомфорт (нас мучает совесть) Именно, она заставляет нас отвечать себе на вопросы "А надо ли было так поступать? А правильно я все сделал?" Мы чувствуем неуверенность в собственном поступке, понимаем, что сделали что-то неправильно, нам становится стыдно за себя и в следующий раз стараемся не повторять.
Совесть – это внутреннее сознание добра и зла, способность распознавать качество поступка.
Поступаю по совести: всегда или изредка ?
Ситуация 1 Таня не подготовилась к контрольной работе и списала контрольную у Наташи. При проверке учитель заметила сходство ответов и способов решения, поставила Наташе оценку ниже, чем Тане, пояснив, что Наташа списала контрольную работу. Таня промолчала и не созналась в том, что списала контрольную именно она. Правильно ли поступила Таня? Как ты бы поступил на месте Тани?
Ситуация 2 На весенние каникулы класс планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к путешествию . Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести кабинет в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс, и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?
Ситуация 3 . В магазине продавец нечаянно дала вам сдачи больше на 50 рублей и не заметила это. Как вы поступите?
Совесть есть присутствие Бога в человеке Эммануил Свенденборг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Забота о родителях - дело совести каждого"
Классный час направлен на формирование у учащихся семейных ценностей, самоопредение в своей семье. Содержит презентацию....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Классный час на тему «Стыд и совесть»
Классный час на тему «Стыд и совесть»Учитель: Танделова З. А....
Разработка классного часа на тему: "Стыд и совесть"
Методическая разработка классного часа на тему "Стыд и совесть"....
Классный час по теме "Стыд и совесть"
В данной работе содержится материал по теме...





