Роль классного руководителя в системе профилактики правонарушений и преступлений среди учащихся.
статья

Социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков занимает ведущее направление в деятельности каждого общеобразовательного учреждения и каждого классного руководителя в частности.

Несомненно, профилактическая работа в образовательном учреждении  начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

15.01.2025г.

Семинар классных  руководителей

кл. рук. 9 «Б» кл.  Оразбаева К.А.

Роль классного руководителя в системе профилактики правонарушений и преступлений среди учащихся.

Социальная профилактика несовершеннолетних, формирование здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков занимает ведущее направление в деятельности каждого общеобразовательного учреждения и каждого классного руководителя в частности.

Несомненно, профилактическая работа в образовательном учреждении  начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Поэтому важными задачами  для классного руководителя являются:

  • направить деятельность учащихся, их социализацию в положительное конструктивное русло,
  • дать дополнительные знания и новый  опыт, при этом нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия.

В плане работы классного руководителя  по профилактике безнадзорности и правонарушений должны быть включены такие формы работы как  профилактические беседы, родительские собрания, посещения учащихся на дому, ведение дневника классного руководителя, где на детей из группы «риска» выделена отдельная страница, на которой фиксируются вся работа, проводимая с учащимся и его родителями.

Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  в нашем обществе особенно остра. Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами.

Все это и много другое в комплексе составляют как причины, так и условия совершения подростками правонарушений. Устранение таких причин и условий - является немаловажной составляющей профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Индикаторы неблагополучия  школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- учебная деятельность;

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду  и к профессиональной ориентации;

- поведение и поступки.

Главное  в работе  классного руководителя:

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.  Важным компонентом в системе профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у  «друзей с улицы». Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Контроль посещаемости занятий. Следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений является контроль посещаемости занятий. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если  не принять к нему своевременных мер, появляется  чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в противоправную и преступную деятельность.

Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.

Организация досуга и свободного времени учащихся.  Широкое вовлечение учащихся, особенно  детей из «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в конкурсах, школьных мероприятиях -  важнейшее направление воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.

Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни. Пропаганде здорового образа жизни посвящены многие классные часы, проводимые в течение учебного года.

Правовое воспитание. Как известно, незнание не освобождает от ответственности, поэтому пропаганда правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.  Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей формируют мотивацию на ответственность за свои действия.  К такой работе необходимо  привлекать сотрудников правоохранительных  органов, пожарной охраны, представителей общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов  по делам семьи, молодежи, занятости; работников медицинских учреждений, психолога, заместителя директора по воспитательной работе школы.

Правильно организованная разъяснительная работа с обучающимися  о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды,  о видах преступлений, а также  понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних -  даёт мотивацию на ответственность за свои действия. Такая работа помогает ребятам осознать, что всегда присутствуют ответственность и неминуемое наказание за любой совершенный поступок.

Взаимодействие с родителями обучающихся. Неотъемлемая часть работы классного руководителя по предупреждению правонарушений и безнадзорности  – это взаимодействие с родителями обучающихся.  Классный руководитель должен обладать большой педагогической «гибкостью» в работе с семьей, тем более что он работает с различными категориями семей.

Огромная роль в формировании психологически здорового и социально адаптированного подростка принадлежит семье. Поэтому  так важно  раннее выявление семейного неблагополучия  и организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Вот несколько направлений работы классного руководителя с родителями:

1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

2. Выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

4. Педагогическое просвещение родителей. Наиболее трудной задачей
является обучение родителей правильному способу общения с «трудными
детьми», оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

5. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

6. Посещение семей школьников. Классные руководители знакомятся с
жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с
родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с
родителями. Все посещения записываются в журнале учета посещений. Некоторые посещения проводят совместно с соцпедагогами, особенно в семьи, состоящие на профилактическом учете или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании работа проводится одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе привлекается школьный психолог.

Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно – образовательной программы.  Классные руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

        Работа с личностью отдельного обучающегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности обучающихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.

Таким образом, профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Организация своевременной и эффективной профилактической деятельности способствует значительному снижению совершений правонарушений  и преступлений среди несовершеннолетних. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Только совместные усилия, работа в системе всего коллектива будут способствовать успеху в этом направлении.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Досуговая деятельность, как средство профилактики правонарушений и преступлений среди подростков"

Статья о правильном формировании досуговой деятельности подростков, а также о положительном влиянии организованного досуга на профилактику правонарушений и преступлений....

Программа по профилактике правонарушений и преступлений среди неовершеннолетних "Мы вместе"

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детск...

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна в детском доме, поэтому в своей воспитательной работе я большое внимание уделяла профилактике данной темы, проводя с воспитанниками...

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей....

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из важнейших направлений в работе социального педагога школы....