Методические рекомендации и требования по выполнению индивидуального проекта в 9, 10 и 11 классах по требованиям ФГОС
учебно-методическое пособие (8, 9, 10, 11 класс)
Методическое пособие предназначено для организации индивидуальной проектной деятельности обучающихся 9–11 классов в 2025–2026 учебном году. В документе изложены нормативные основания проектной работы, определены цели и задачи, раскрыты этапы подготовки, написания и оформления проекта в соответствии с требованиями ФГОС. Даны рекомендации по выбору темы, структуре и содержанию работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном проекте
Подготовка, написание и оформление
индивидуального проекта обучающихся 9–11
классов в соответствии с ФГОС ООО и СОО
в период 2025–2026 учебного года
1. Общие положения
- Настоящее положение основывается на законодательных актах, включая Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273–ФЗ), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и среднего общего образования, а также Примерную и Основную образовательные программы основного общего образования, утверждённые в школах России.
- Документ определяет порядок организации работы над индивидуальным проектом в связи с переходом образовательного учреждения на ФГОС.
- Проектная деятельность — это форма учебной и внеурочной работы, которая способствует повышению качества образования и развитию более открытого, демократичного стиля общения между педагогами и учащимися.
- Индивидуальный итоговый проект — проект, выполненный учеником/студентом в рамках одного или нескольких учебных предметов или в рамках внеурочной деятельности.
- Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для каждого ученика.
- Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, а также родитель или представитель общественности.
- Цель выполнения проекта — демонстрация учебных достижений, самостоятельного освоения материала и методов в избранных областях знаний и видов деятельности, а также способности к планированию и реализации целесообразной и продуктивной деятельности в области учебного, конструкторского, социального или художественно-творческого процесса.
- Индивидуальный проект служит ключевым инструментом оценки метапредметных навыков и используется для оценки личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, которые ученики приобретают в ходе изучения междисциплинарных учебных программ.
- Проект должен представлять собой завершённую работу. Возможные формы: информационный, исследовательский, творческий, социальный (практико-ориентированный), прикладной, конструкторский или ролевой (игровой) проект. Допускается, что один проект может относиться сразу к нескольким видам или сочетать в себе все указанные формы.
- Проекты могут быть предметными, метапредметными или межпредметными.
- Защита индивидуального проекта является обязательной частью итоговой оценки достижений учащегося.
- Итоговая оценка по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в аттестат в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки.
- Если ученик не выполняет проект, это приравнивается к неудовлетворительной отметке по предмету.
- Все школьники/студенты, обучающиеся по ФГОС ООО, обязаны выполнить минимум 1 индивидуальный итоговый проект за весь процесс обучения.
- Невыполнение индивидуального итогового проекта приравнивается к получению неудовлетворительной оценки по любому из учебных предметов.
- Защита индивидуального итогового проекта входит в число обязательных компонентов системы контроля образовательных достижений учащихся.
2. Цели и задачи индивидуального проекта
- Цели:
- развитие умения системно осваивать знания, дополнять их самостоятельно и использовать в разных ситуациях;
- формирование навыков сотрудничества и эффективной коммуникации;
- умение решать личностные и социально значимые проблемы и применять найденные решения на практике;
- использование ИКТ для обучения и развития;
- развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
- Задачи:
- планировать работу: определять цель, описывать шаги её достижения и сохранять внимание на цели на протяжении всего процесса;
- подбирать, анализировать и правильно использовать информацию;
- развивать критическое и творческое мышление;
- совершенствовать навыки публичных выступлений;
- проявлять инициативу и выполнять работу в установленные сроки.
- Для обучающегося выполнение проекта служит возможностью продемонстрировать свои достижения в выбранной области, научиться искать и систематизировать информацию по теме, овладеть принципами постановки задач и достижения целей, а также развить умение выступать перед аудиторией.
- Для руководителя проектная работа означает необходимость создать условия для грамотного освоения информации и успешного выполнения проекта, оказывать поддержку и корректное сопровождение. При этом руководитель обязан уважительно относиться к выбору темы учащегося, не имеет права подвергать её жёсткой критике или умалять интересы обучающегося. Если же выбранная тема противоречит моральным нормам и общепринятым ценностям, педагог должен тактично и деликатно объяснить причины отказа и помочь в подборе более корректной темы.
3. Этапы работы над проектом
- Работа над индивидуальным проектом строится поэтапно: подготовительный, основной и заключительный этапы. Планирование и контроль на каждом этапе осуществляются обучающимся совместно с руководителем.
- Подготовительный этап (сентябрь – октябрь):
- выбор темы проекта;
- определение руководителя;
- согласование предварительных направлений работы.
- Основной этап (ноябрь – февраль): составление детального плана реализации проекта совместно с педагогом; поиск, сбор и изучение литературы и иных источников; отбор и анализ информации по теме; определение формы представления результатов (исследование, разработка, презентация и др.); оформление проекта в соответствии с установленными требованиями; предварительная проверка и обсуждение работы.
- Заключительный этап (март – апрель): представление и защита проекта; итоговое оценивание выполненной работы.
- Руководитель проекта отвечает за контроль соблюдения сроков на всех этапах.
4. Типы проектов и формы их представления
- Все проекты должны быть связаны с актуальными вопросами современной научной, культурной, политической, юридической, экономической или социальной жизни. Индивидуальная проектная работа предполагает не только сбор и систематизацию информации, но и её самостоятельное осмысление, оригинальное толкование и демонстрацию личного взгляда автора на проблему.
- Тема должна быть не только актуальной для общества, но и значимой лично для обучающегося. Интерес к теме напрямую влияет на качество и результативность работы, поэтому проект выбирается исходя из личных интересов и мотивации.
- Основные типы индивидуальных проектов:
а. Информационный проект.
Ориентирован на сбор, обработку, систематизацию и анализ информации по выбранной теме. Главная цель — представить данные в доступной и структурированной форме. В ходе работы учащиеся учатся работать с источниками, выделять главное и правильно оформлять материал. Информационные проекты не предполагают формулировки гипотезы.
б. Исследовательский проект.
Направлен на проведение самостоятельного исследования. Учащиеся формулируют гипотезу, планируют и проводят эксперименты, наблюдения или опросы, анализируют данные и делают выводы. Такой проект развивает критическое мышление, аналитические навыки и умение работать с научной литературой.
в. Практико-ориентированный (социальный) проект.
Сосредоточен на решении актуальной социальной проблемы и всегда имеет конкретный прикладной результат: проект закона, программа действий, наглядное пособие, памятка, справочник, мероприятие, информационная кампания и т. д. Цель — улучшение жизни общества или решение определённой социальной проблемы.
г. Творческий проект.
Отличается свободным, нестандартным подходом к представлению результатов. Это могут быть литературные произведения, сценарии, музыкальные и театральные постановки, художественные выставки, видеофильмы и др. Такие проекты требуют значительных усилий, часто связаны с организацией работы группы людей, но при этом вызывают большой отклик и запоминаются надолго.
д. Инженерно-конструкторский проект.
Включает техническое моделирование и проектирование. Может представлять собой создание макета, модели, прототипа устройства или разработку инженерного решения. Требует научного обоснования и описания принципов работы.
В отдельных случаях выделяются два подвида:
- Конструкторский проект — создание материального объекта, модели, изделия;
- Инженерный проект — разработка инженерно-технического решения с комплектом чертежей и расчётов.
е. Игровой или ролевой проект.
Основан на моделировании ситуаций в форме игры. Помогает развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде и принимать решения. Примеры: деловые игры, ролевые тренинги, сценарные реконструкции событий и т. д.
- Допускается сочетание разных типов проектов: информационно-исследовательские, исследовательско-социальные, информационно-творческие, инженерно-творческие и др. Это позволяет глубже раскрыть тему и получить более оригинальный результат.
- Результат (итог) проектной работы должен иметь практическую направленность.
- Формы представления результатов проектной деятельности (продукт проекта):
- эссе, реферат, обзорная статья, отчёт об исследовании, стендовый доклад, аналитический отчёт, публикация, статья, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ и др.;
- театральная постановка, танцевальная композиция, стихотворение, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация, художественный или документальный фильм, видеоклип, сценарий мероприятия, литературное произведение, сказка, серия иллюстраций и др.;
- макет, модель, конструкторское изделие, памятка, буклет, брошюра (мини-книжка), путеводитель, пакет рекомендаций, книга, наглядное пособие, атлас, коллекция, атрибуты несуществующего государства, материалы для информационного стенда, рабочая тетрадь (воркбук), дневник и др.;
- диаграммы, результаты опроса, инфографика, презентация, электронный гайд, интерактивный чат-бот, веб-сайт, викторина или квиз, план мероприятия, карта, мультимедийный продукт, цифровое портфолио, образовательный подкаст, мемы по теме и др.
- бизнес-план, проект закона, праздник, тематический вечер, выставка, экскурсия (реальная или виртуальная), игра (дидактическая, настольная, ролевая, деловая), офлайн- или онлайн-мероприятие, воркшоп, тренинг и др.
- серия постов для соцсетей, блог или влог по теме проекта, телеграм канал по теме, новостная рассылка, медиаплан, пресс-релиз, пресс-пакет, информационная кампания, публичная лекция, интервью, флешмоб, челлендж и др.
- дорожная карта по устранению проблемы, протокол решения кейса, разработка алгоритма действий в кризисной ситуации, проект по улучшению инфраструктуры, план профилактической кампании, кейс-методика, пакет конкретных мер по изменению ситуации, модель долгосрочного развития и др.
- сценарий развития события, общества, науки или профессии, прогнозная модель (например, развития города, рынка, образования, экологии), альтернативная история («что было бы, если…»), концепт-документ (дизайн будущего устройства, транспорта, одежды, среды обитания), дорожная карта инноваций в определённой сфере, серия комиксов, AR/VR-прототип (дополненная или виртуальная реальность для демонстрации идеи).
- Продуктом проекта может быть всё, что демонстрирует как результат, так и процесс работы над проектом.
5. Требования к содержанию, оформлению и защите индивидуального проекта
- Требования к содержанию индивидуального проекта.
- Тема проекта должна быть сформулирована чётко и грамотно, отражать его суть и не содержать языковых ошибок.
- Стандартная структура проекта:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть (теоретическая и практическая главы);
- заключение;
- список используемых источников;
- приложения.
- На титульном листе указываются (см. приложение 1): название учебного заведения, тема работы, фамилия, имя и класс автора, фамилия, имя, отчество и должность руководителя (или консультанта), место и год выполнения работы.
- В оглавлении должны быть перечислены все разделы работы с указанием страниц (см. приложение 2): введение, главы и параграфы основной части, заключение, список источников и приложения.
- Введение включает: объяснение, почему тема актуальна и важна (актуальность и проблема проекта), объект и предмет изучения/исследования, гипотезу (только если проект исследовательский), цель проекта, задачи, которые помогают достичь цели, описание методов работы (например: анализ, синтез, опрос, наблюдение, эксперимент, сравнительно-сопоставительный анализ, статистика и др.), указание на практическую значимость работы, описание итогового продукта проекта.
- Основная часть состоит из двух глав:
- Теоретический раздел. Включает обзор и анализ информации из 5–25 источников. Важно перерабатывать материал, а не просто копировать. Использовать готовые работы из интернета запрещено.
- Практический (экспериментальный) раздел. Содержит описание собственных исследований, опытов, расчётов, опроса, создания продукта и т. д.
Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы — на пункты. В конце каждой главы делаются выводы.
- Заключение содержит чёткие ответы на вопросы: достигнута ли цель, решены ли задачи, подтвердилась ли гипотеза. Нужно подчеркнуть новизну и значимость работы, а также предложить, как можно использовать результаты на практике. Выводы должны быть лаконичными и логично вытекать из содержания всей работы.
- Список источников оформляется по правилам (см. приложение 3):
- Печатные издания указываются в алфавитном порядке (фамилия и инициалы автора; название; место издания; издательство; год; количество страниц).
- Интернет-источники: название материала, название сайта, точная ссылка (URL) и дата обращения к ресурсу.
- При необходимости в тексте можно ставить сноски.
- Приложения должны иметь заголовки и номера. В тексте работы при этом должны быть ссылки на соответствующие приложения.
- Для конструкторских проектов дополнительно описываются технические решения, для социальных — эффект от реализации (например, польза для определённой группы).
- Требования к оформлению проекта.
- Общие требования.
- работа выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word и печатается на белой бумаге формата А4 (210 × 297 мм);
- допускается только односторонняя печать;
- объём текста — от 10 до 29 страниц без учёта приложений;
- поля: левое — 30 мм, верхнее — 20 мм, правое — 15 мм, нижнее — 20 мм;
- шрифт Times New Roman;
- размер шрифта: 14 пт — для основного текста; 14–16 пт — для заголовков;
- межстрочный интервал — 1,5;
- абзацный отступ — 1,25 см;
- нумерация страниц арабскими цифрами, сквозная; титульный лист в нумерацию входит, но номер на нём не ставится; нумерация начинается со второй страницы (оглавления); расположение номера — по центру внизу страницы;
- каждая новая глава (например, «ГЛАВА ;) и параграф (например, «;) начинается с новой страницы; заголовки располагаются по центру строки, точка в конце не ставится.
- Таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, фотографии.
- оформляются единым шрифтом Times New Roman, размер 10–12 пт;
- все таблицы, рисунки и иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь название;
- допускается сквозная нумерация (Таблица 1, Таблица 2; Рисунок 1, Рисунок 2 и т. д.) или нумерация по главам (Рисунок ; Таблица ); если таблица или рисунок единственные в работе, они не нумеруются;
- на все рисунки, диаграммы и таблицы должны быть ссылки в тексте (например: «см. рисунок 3», «см. таблицу 2»);
- диаграммы, таблицы и графики могут размещаться как в основном тексте, так и в приложениях. Однако если их размер превышает половину страницы формата А4, такие материалы обязательно переносятся в приложения. Туда же рекомендуется выносить рисунки, иллюстрации, фотографии, длинные списки и иные элементы, которые перегружают основной текст и мешают его восприятию.
- При использовании цитат, данных и иной информации обязательно оформление ссылок на источник (внутритекстовых квадратных или подстрочных).
- Уровень уникальности текста должен быть не менее 70 % (проверка на антиплагиат проводится, в том числе, с использованием сервиса ). В случае выявления плагиата (заимствований без ссылок) работа к защите не допускается;
- Отдельные элементы (формулы, схемы, чертежи), при необходимости, могут выполняться от руки чёрной пастой или тушью.
- Для подачи работы в комиссию рекомендуется использовать пластиковые папки-скоросшиватели с файлами на бумажных носителях.
- Требования к защите индивидуального проекта.
- Защита проводится по графику, утверждённому приказом директора.
- На защиту учащийся представляет:
- папку с текстом проекта;
- продукт проектной деятельности;
- презентацию для сопровождения выступления;
- отзыв (рецензию) руководителя проекта с характеристикой работы учащегося (по необходимости).
- Рекомендуемый план выступления:
- приветствие и представление (ФИО, класс, руководитель проекта);
- обоснование актуальности темы и проблемы, которая решается в процессе проекта (для чего важна лично для автора и для других);
- формулировка цели, задач, объекта, предмета и гипотезы (если есть);
- описание процесса работы (не содержание текста, а что конкретно делал учащийся на каждом этапе (выявил…, узнал…, изучил…, понял… и т. д.);
- представление продукта: его новизна, значимость и возможное применение (кто и где может использовать результат);
- выводы (достигнута ли цель, решены ли задачи, подтверждена ли гипотеза);
- задачи на будущее и перспективы развития проекта (при желании продолжить работу над проектом в дальнейшем).
- Защиту принимает комиссия из не менее чем трёх человек. В неё могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, представители администрации и другие специалисты.
- На выступление отводится до 10 минут. После доклада учащийся отвечает на вопросы членов комиссии.
- Комиссия оценивает проект по утверждённым критериям.
- Для обучающихся с ОВЗ, заболевших или отсутствовавших в основной срок, образовательное учреждение организует дополнительную защиту.
- Если проект оценён как «неудовлетворительный», он возвращается на доработку. Ученик обязан устранить замечания в течение недели и повторно выйти на защиту.
- Если ученик успешно защитил проект на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне, в образовательном учреждении ему выставляется высший балл, и он освобождается от повторной защиты.
6. Критерии оценки индивидуального проекта
- Оценке подлежит как содержательная часть проекта, так и его защита.
- Содержание проекта оценивается по четырём критериям (балльная система):
- способность к научной работе (правильная постановка цели, формулировка гипотезы (если проект исследовательский), планирование, отбор и анализ информации, аргументированные выводы, корректная презентация результатов);
- способность к аналитической, творческой и инновационной деятельности;
- сформированность навыков проектной работы и самостоятельного применения знаний для решения учебных и практических задач;
- развитие коммуникативных и исследовательских умений, а также критического мышления.
- При оценке учитывается не только защита готового проекта, но и динамика работы: изменения, внесённые от замысла до реализации, их уместность и сохранение исходной идеи. Все критерии оценивания должны быть заранее известны учащимся.
- Каждое образовательное учреждение имеет право самостоятельно установить максимальный итоговый балл за содержание и защиту проекта, а также определить диапазоны баллов, соответствующие определённым отметкам («5», «4», «3» и т. д.). Эти параметры утверждаются локальным актом школы по предмету «Индивидуальный проект» и доводятся до сведения обучающихся заранее.
- Итоговая отметка заносится в журнал и в личное дело ученика по дисциплине «Индивидуальный проект».
7. Права и обязанности участников индивидуального проекта
- Обучающийся в рамках проектной деятельности обязан:
- самостоятельно выбрать тему индивидуального проекта и согласовать её с руководителем;
- регулярно посещать консультации и занятия, предусмотренные планом работы над проектом;
- ответственно относиться к рекомендациям и требованиям руководителя;
- выполнять задания в установленные сроки;
- подготовить и публично защитить проект, продемонстрировав владение материалом.
При этом обучающийся обязан не только соблюдать формальные требования, но и продемонстрировать достижения и знания в выбранной области, показать умение искать и систематизировать информацию, формулировать задачи и находить пути их решения, а также развивать навык публичного выступления.
- Обучающийся имеет право:
- получать консультационную и информационную поддержку руководителя на любом этапе работы;
- пользоваться материально-техническими, информационными и библиотечными ресурсами учебного заведения для выполнения проекта;
- предлагать собственные идеи и формы представления итогового результата.
- Руководитель индивидуального проекта обязан:
- совместно с обучающимся определить тему, цели, задачи и план работы;
- помогать в выборе методов исследования и источников информации;
- мотивировать ученика и оказывать методическую поддержку;
- контролировать выполнение этапов проекта;
- создать условия для успешной работы и уважительно относиться к выбору темы обучающегося.
Руководитель не имеет права подвергать её жёсткой критике или умалять интересы ученика. Если тема противоречит моральным нормам и ценностям, педагог обязан тактично объяснить причины отказа и предложить корректную альтернативу.
- Руководитель имеет право:
- требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения проекта;
- использовать ресурсы образовательного учреждения для организации работы;
- обращаться к администрации при систематическом нарушении сроков или требований учеником.
Приложение 1
Пример оформления титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №0» (14 пт)
Индивидуальный итоговый проект на тему: (14 пт)
«ТЕМА» (16 пт)
Работу выполнил: | ФИО, |
Руководитель проекта: | ФИО, преподаватель |
Город (14 пт)
2025 год (14 пт)
Приложение 2
Пример оформления оглавления
Список использованных источников
Приложение 3
Пример оформления списка источников
Печатные издания
- Брекет-системы: современный взгляд / Л. С. Персин, А. Б. Слабковская, Е. И. Мержвинская. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 124 с.
- Пак В. Д., Нужина Н. И. Что такое проект? Определение и признаки // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – №. 8–3 (15). – С. 133–134.
- Цыбина Е. Ю. Компьютерная графика. сферы применения и перспективы развития // Вестник Хакасского государственного университета им. НФ Катанова. – 2022. – №. 2 (40). – С. 113–116.
Нормативно-правовые документы
- Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от ) // Консультант Плюс. — Режим доступа: (дата обращения: ).
- Российская Федерация. Постановления. Постановление Правительства РФ от № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (с изм. и доп. от ) // Гарант. — Режим доступа: (дата обращения: ).
Интернет-ресурсы
- Демченко Т. Проект: что это такое, цели, структура и этапы // Выберу.ру. — URL: (дата обращения: )
- Тюнина В. М. Проектная деятельность как одна из форм воспитательной работы в современной школе // Образование и воспитание. – 2024. – № 1 (47). – С. 14–16. — URL: (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕПриказом директора ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ» № ___от ____ _______20__г.г. Л...

Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта, созданы в помощь студентам....
Методические рекомендации для студентов по выполнению и защите индивидуального проекта по дисциплинам общеобразовательного цикла
Методические рекомендации для студентов по выполнению и защите индивидуального проекта по дисциплинам общеобразовательного цикла предназначены для студентов 1-2 курсов всех специальностей и проф...

Методическое пособие для студентов по выполнению индивидуального проекта по учебной дисциплине "Физика"
Методическое пособие предназначено для студентов техникума, содержит алгоритм выполнения индивидуального проекта, методические рекомендации по его выполнению, требования к оформлению, критерии оценки....
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ."
Написание докладов, рефератов, творческих, олимпиадных и исследовательских работ является неотъемлемой частью учебного процессов в школе. Помимо создания основного текста, в котором представляется ори...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и выполнению индивидуальных проектов при освоении предмета общеобразовательного цикла «Астрономия»
Методические указания предназначены студентам колледжа.Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (...

Требования к выполнению индивидуального проекта по ФГОС
В методических рекомендациях представлены требования к подготовке, написанию, оформлению и защите индивидуального проекта обучающихся 9–11 классов в соответствии с Федеральными государственными ...
