Классный час "Влияние сквернословия на здоровье"
классный час (6 класс)

Махмуд-Ходжаева Алися Олеговна

Данное внеклассное занятие сочетает в себе важнейшие задачи:

- заставить задуматься об употреблении в речи слов-паразитов, бранных слов, показать негативное влияние таких слов на человека, познакомить с этимологией и истоках сквернословия;

- воспитывать культуру языка, развивать языковой вкус, личность, стремящуюся к самосовершенствованию, расширить знания в области русского языка, обогатить словарный запас учеников;

- расширить знания о вредных привычках;

- познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vliyanie_skvernosloviya_na_zdorove.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС 

Тема «Влияние сквернословия на здоровье»

Цель:

- способствовать формированию критического отношения к сквернословию у детей, а также способствовать просвещению обучающихся о пагубном влиянии его на жизнь человека
Задачи:

- заставить задуматься об употреблении в речи слов-паразитов, бранных слов, показать негативное влияние таких слов на человека, познакомить с этимологией и истоках сквернословия;

- воспитывать культуру языка, развивать языковой вкус, личность, стремящуюся к самосовершенствованию, расширить знания в области русского языка, обогатить словарный запас учеников;

- расширить знания о вредных привычках;

- познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье.

Методическое обеспечение: компьютер, экран, презентация Power Point, видеоролик, разрезной материал.

Форма проведения: групповая форма - проблемная беседа с устным журналом.

 

ХОД УРОКА

 

I. Орг.момент. Работа с эпиграфом:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

 

II. Вступительное слово:

- Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?  Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем СМС. Сегодня мы будем говорить о нас, о языке, на котором мы говорим.  Здесь, наверно, уместно вспомнить стихотворение Сергея Острового:

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извините меня!-

Это значит:

 - Исключи меня из вины!-

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои  рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!-

Это значит:

- Берегами меня окружи!-

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня!-

Это значит:

- Спрячь меня за щитом!-

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

- Или В. Шефнер говорил:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести

 - Яркой иллюстрацией к этим строчкам является старинная легенда о том, как в Древней Греции спартанцы, оказавшись в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок ещё хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, — силой зажигательного слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевленные его пением, воспрянули духом и разбили врагов.

Эта легенда рассказывает о силе слова, о его могучем воздействии на человека. История развития человеческого общества свидетельствует, что во все времена яркое и страстное слово всегда оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки.

Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема.

 III. Работа с темой.

1. Работа с терминологией.

- Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.   Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

- Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников.

- Почему дети и подростки употребляют сленг (ответы обучающихся)

1) подросткам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль;

2) стремление к разнообразию;

3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании.

- Психологи уверены, что увлечение сленгом – дурная, но проходящая мода. Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет нашу речь. Болезнь сленга - это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

2. Интермедия «Поговорим» (исполняют обучающиеся). Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка... А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль...

- Без свечки?

- Без.

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету...

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед ушкета...

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Носу него такой... Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжитъся. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

- А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге? (Обсуждение в группе).

3. Речь в быту.

- В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

4. Просмотр фильма «Вода».

- Давайте посмотрим некоторые кадры этих явлений – фильм «Вода – эксперименты» (00.00 – 00.33, 1.46 – 02.54, 03.35 – 04.42).

(Обсуждение. Дети делятся впечатлениями.)

- Ученый Масару Эмото сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

5. Эксперимент.

- Сейчас вы наяву увидите, что вода имеет свойство запоминать и воспроизводить полученную информацию. (Опыт с каплей мёда и водой.)

- Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может   построить элементарное предложение, не употребив бранных слов.

Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матершинник - богохульник».

Если посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Мат - отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной
ругани.

Скверное слово - чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

6. Творческое задание: Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?» (по группам выполняют)

- Представьте себе, что президент  поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (Дети высказываются).

 Работа в группах – спикеры озвучивают памятки.

Психологи утверждают, что достаточно четырёх пунктов:

· перестать ругаться самому,

·  выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

·  избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

·  читать русскую классическую литературу;

·  запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок). И кому-то это помогало.

Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

III. Рефлексия.

- А сейчас, ребята, я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить предложения:

- Я сегодня задумался о….

- Мне сегодня понравилось…

IV. Итог.

- Сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит. Слова - хорошие возбудители, стимулирующие наше воображение. Мы, люди, чувствуем, что слова - это нечто большее, чем просто следующие друг за другом звуки, слоги, буквы. Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь Человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».

Будьте здоровы! Спасибо за работу! (Раздать ученикам памятки.)

Приложение к уроку

Памятка «Как избавиться от сквернословия?»

Психологи утверждают, что достаточно четырех пунктов:

1. перестать ругаться самому,

2. выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

3. избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

4. читать русскую классическую литературу; запоминать стихотворения, афоризмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план классного часа "Сквернословие и здоровье"

Классный час для 7-8 кл. Презентация к кл. часу загружена на сайт...

Разработка классного часа"Сквернословие и здоровье"

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это прояыление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть симв...

Классный час "Сквернословие и здоровье"

Познавательный классный час о том как сквернословие влияет на здоровье не только того человека,который употребляет такие слова,но и на тех,кто их слышит....

Классный час на тему: "Сквернословие и здоровье"

Цель данного мероприятия воспитать отрицательное отношение к порокам человечества....

Классный час"Сквернословие и здоровье"

Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи:- Расширить знания школьников о вредных привычках.- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.- Побуждать к нравственном...

Классный час "Сквернословие и здоровье"

Разработка классного часа может быть испольщована для среднего и старшего школьного возраста.Приложенный файл презентации содержит фильмы:"Эксперимент с рисом", "Эксперимент с кристалам...

Классный час "Сквернословие – враг здоровью"

Форма работы – «Час общения», направлена на профилактику сквернословия и рассчитана на детей школьного возраста...