Рекомендации учителю
консультация

Логопедические рекомендации учителю по работе

с детьми, обучающихся по АООП НОО вариант 7.1.

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_zpr.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

      Логопедические рекомендации учителю по работе

с детьми, обучающихся по АООП НОО вариант 7.1.

1 класс

Добукварный период.

Развитие  фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

- определять количество звуков в словах;

- выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

- определять количество гласных согласных звуков в слове;

- последовательно выделять звуки в слове;

- придумать слова на определенный звук

Дидактические игры

Игра «Хлоп-топ»

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. 1.Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.

Ход игры:

- Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком К, и топнуть, если он услышит слово со звуком Г.

- Упражнение лучше начинать в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

3.Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог ПА, и подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться, если он услышит слог БА.

     

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Ход игры:

Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах работы, учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук или тех, кто не смог его найти.

     

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Ход игры:

Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

     

Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.

Ход игры:

У каждого ребенка в руках мяч. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.

   

Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

Ход игры:

Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего  (весна – автобус – слон – нос – сова…).

   

 Игра «Внимательные ушки» (с использованием мячиков суджоку: красный-гласный, синий-твёрдый согласный, зелёный-мягкий согласный)

Цель: развитие фонематического анализа, синтеза.

- Учитель называет слова, дети выделяют 1 звук слове и поднимают нужный мячик. (Далее–последний звук слове, второй по счёту, третий, предпоследний звук в слове).

-  Учитель показывает мяч определённого цвета – дети должны придумать слово, на данный звук.

-  Работа в команде. Учитель раздаёт детям в группе мячики разного цвета. Каждый ребёнок  - это определённый звук. Дети должны придумать слово, используя только эти звуки, выстроится в линию и назвать свой звук.

Букварный период.  

Развитие языкового анализа и синтеза

1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2.  Придумать предложение с определенным количеством слов.

3. Увеличить количество слов в предложении.

4. Составить графическую схему данного предложения.

5. Придумать предложение, соответствующее схеме.

6. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).

7. Выделение из текста предложения с определенным количеством слов.

8. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.

Развитие слогового анализа и синтеза

  1. Определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;

  2. Записать слова в два столбика (разложить картинки в две группы) в зависимости от количества слогов;

  1. Определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (__буз, ут__, лод__, ка__даш);
  2. Найти в предложении слова с определенным количеством слогов;
  3. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (из изученных букв);
  4. Выделить в словах первый слог. Записать полученные слоги, объединив их в слова. Прочитать полученное предложение (улей, домик, машина, луна, жаба – У дома  лужа);
  5. Выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

Дидактические игры

     Игра «Отгадайте, кого я называю?»

     Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

     Ход игры: Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего встают Се-ре-жа, Ма-ри-на и т. д.

     

     Игра «Перевертыши»

     Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

     Оборудование: карточки со слогами (4-6) каждому играющему.

     Ход игры: учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое.

     Примерный материал: слоги  сос, на;  чай, ка;  вес, на;  ка, мыш;  бан, ка;  ла, ска;  ни, тка;  ра, но;  на, ши;  ка, кой.

   

     Игра «Часы»

     Цель: развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

     Оборудование: круги с передвигающимися стрелками и кармашками для слогов; наборы слогов (бан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко;  ба, мыш, ма, ка, ры, ран;  за, но, ра, сос, ро, на, мок, ки).

     Ход игры: К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. Игра продолжается до тех пор, пока не будут использованы все слоги. Полученные слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги.

     

     Игра «Цепочка»

     Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

     Ход игры: Водящий записывает на доске слово по слогам. Следующий ученик подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова  (ок-но – но-ра – ра-ма – ма-ши-на – и т.д.).

   

     Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

     Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

     Ход игры: Учитель бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

   

     Игра «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

     Цель: закрепление умения добавлять слог до слова, дифференцировать звуки, развитие внимания, быстроты мышления.

     Ход игры: Учитель бросает детям мяч, называя первый слог. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает слово.

При работе над темой  «Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы» работу простраивать по направлениям:

1.  Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).

2.  Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).

3.  Формирование умения определять наличие звуков в слове.

4.  Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами.

5.  Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).

6.  Дописывание недостающих букв (парных согласных).

        Ежедневно работать над просодической стороной речи (интонацией, ударением).

         Проводить психотерапевтическую работу:

а) воспитание уверенности в себе;

б) воспитание  саморегуляции и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей.

Рекомендации учителя филологии Лактюхиной А.В. учителям-предметникам других образовательных областей....

Рекомендации учителю в случаях агрессивных проявлений учеников. Экстренное вмешательство учителя

Сегодня в школах среди учеников все чаще возникают агрессивные конфликты. Не всегда учитель может быстро и конструктвно сориентироваться в ситуации и принять грамотные меры. В данной статье описан алг...

Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"

В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....

«Рекомендации учителям предметникам в работе с "трудными" подростками» на МО учителей гуманитарного цикла.

Особенности подросткового периода развития:ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;вступает в первые романтические отнош...

Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью

Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...