Технологии работы со слабоуспеващими учащимися на уроках физики.
консультация

Шашанова Татьяна Васильевна

   Не секрет, что в любой школе неуспевающие учащиеся, учащиеся которым тяжело даются знания по физике Часто складывается ситуация, что в глазах учителей все неуспевающие школьники на одно лицо. Одной из целей работы  с детьми учителя считаю не только познание науки физики учениками, но и то, что каждый ребенок, изучающий физику должен через этот предмет познавать себя, развивать себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии работы  с неуспевающими учениками на уроках физики

  Не секрет, что в любой школе неуспевающие учащиеся, учащиеся которым тяжело даются знания по физике Часто складывается ситуация, что в глазах учителей все неуспевающие школьники на одно лицо. Чтобы найти средство для решения этой проблемы отстающих учеников,  для себя решила узнать, из-за чего возникают такие ситуации. В трудах психолога Н. И. Мурачковского, можно «выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности, второй - направленность  личности, ее отношение к учению. В итоге получилась следующая типология.

Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учителю.

Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению»

Работа с такими ребятами всегда трудна и кропотлива и требуют они внимания не меньше мотивированных учеников.

В связи с этим  на практике  в работе с учащимися  я использую  приемы, направленные на  развития самостоятельности учащихся, не смотря на уровень мотивации и успешности ученика.  

Например, прием, когда учащиеся помогают другу. Этот прием можно отнести к  технологии обучения в сотрудничестве.

Смысл этого приема заключается  в том, что ученик, выполнивший свое задание, идет на помощь однокласснику. Данную форму работы применяю на уроках обучения.

Для примера, рассмотрим урок решения задач. Учащимся  в начале урока выдаются номера задач, предназначенных для этого урока. В ходе решения задач, можно пользоваться учебником, записями в тетради. Кто первым справляется с заданиями (обычно это 2-3 ученика в классе), показывают свои решения учителю. Если все верно выполнено, то эти ученики направляются к тем, кто не может сам выполнить решение (о необходимости помощи сигнализирует поднятая рука). Число решивших быстро растет, и они сами уже идут на подмогу другим. Получается цепная реакция взаимопомощи.

На лабораторных практикумах, работах, этот вариант работы взаимопомощи, помогает собрать схему, наладить установку, произвести вычисления погрешности и дать оценку результата.

Для моих учеников этот прием в плане обучения дает следующие результаты: позволяет разрядить психологическое напряжение на уроке ребенка, что не мало важно для успешности  слабых  детей, проконтролировать выполнение задания всеми учениками, активизировать деятельность сильных учеников, увеличить число выполняемых работ на уроке, пробудить заинтересованность  у слабого ( он может в паре с сильным учеником справиться с заданием, а иначе безнадежно отстанет, а так же под контролем сильного ученика, слабый учащийся имеет возможность выступить в роли помощника ля другого учащегося и закрепить материал). В воспитательном плане этот прием считаю тоже очень хорошим  и полезным: развивает у сильных учащихся чувство товарищества, милосердия и долга, а у слабых – уверенность в том, что они могут  разобраться   и выполнить задание, а так же повысить свой уровень так, что могут сами на уровне сильного ученика выступить роли консультанта. Это позволяет создать психологические комфортные условия работы учащихся.

Так же элементом самостоятельной работы с  разными видами учащихся  на моих уроках служит урок - «живая газета».  Это тоже вариант использования технологии коллективного обучения. Данный  прием активно использую не только для развития самостоятельности учеников, вовлечение всех  учеников  в работу, но и для снятия симптома не успешности  на уроке для слабых учеников.

Заранее нескольким группам учащихся даю темы для самостоятельной подготовки иллюстрированных стенгазет. Чтобы выполнить работу, нужно найти рисунки, плакаты, схемы, открытки, небольшие отрывки из научно-популярной литературы.  Например,  в 7-м классе с учениками на уроках делаем стенгазеты «Полет на ковре-самолете», «Шар Монгольфье», «Стратостаты и дирижабли» На занятии  ученики получают литературу ( книги, журналы, энциклопедии, хрестоматии  по темам стенгазет). Материал подбираю заранее сама. Ребята на уроке читают материалы, используя заранее найденные сведения, готовят по ним сообщение. Потом начинается выпуск устной стенгазеты: ученики групп по очереди рассказывают о прочитанном,  и после урока вывешивают стенгазету с найденными заранее материалами с кратким комментарием.  Иногда сообщения учеников иллюстрируются опытами, которые проделывают ученики.

Для учащихся тяжело воспринимающих материал по предмету, всегда использую цветовую символику в учебных конспектах, рисунках, схемах.  Такая технология очень нравиться и хорошо воспринимается учениками. При составлении рисованных опорных конспектов, учебных таблиц, схем,  применяю цветовую гамму трех цветов: красного, зеленого и синего. Красным обозначаю само главное, зеленым – главное, а синим – менее важное.

Сделанные таким образом конспекты, схемы, чертежи и т.д. дают возможность заслушать ответы учеников по цветовой гамме. Например, предлагаю составить рассказ  по опорному конспекту, опираясь только  на материал одного цвета. Этот прием позволяет мне развивать внимание учащихся, уметь выделять основное, способствует запоминанию основного материала.

Все эти технологии помогают мне в работе не только с мотивированными учениками, но и  с детьми неуспевающими, проблемными.

Одной из целей работы  с детьми учителя считаю не только познание науки физики учениками, но и то, что каждый ребенок, изучающий физику должен через этот предмет познавать себя, развивать себя. Задача учителя в том, чтобы соединить воедино физику  и лирику, образование и воспитание, усвоение прочных знаний и развитие творческих способностей. Поэтому в своей работе я стараюсь осуществлять тесное сотрудничество  с учениками, атмосферу душевного тепла и доверия. Своими вопросами, постановкой проблем, пытаюсь стимулировать, подталкивать учеников на самостоятельное суждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка» с приложением (Дидактические игры, материалы по предупреждению неуспеваемости, психолого-педагогическая характеристика)

Мастер-класс проведен на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Работа со слабоуспевающими учащимися должна быть направлена на преодоление трудностей и привитие интере...

Выступление на районном методическом объединении по физике "Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках физики"

Статья представляет собой замечания из опыта работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках физики....

План работы со слабоуспевающими учащимися по по физике учителя МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны на 2020-2021 уч. год

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.МОБУ «Центр образования открывает свои двери перед обучающимися, которые по тем или...

Организация работы со слабоуспевающими детьми на уроках физики

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам  школ, — это работа со слабоуспевающими учащимися. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необх...