Сказка как важнейший социально-педагогический инструмент социализации младшего дошкольника
консультация

Чернов Сергей Валериевич

Сказка как важнейший социально-педагогический инструмент социализации младшего дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_vazhneyshee_sotsialno.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как важнейший социально-педагогический инструмент социализации младшего дошкольника

        Для полноценного развития личности, с ранних лет, ребенку необходимо вкладывать понимание своего народа, понятие Родины и семьи. Эффективно и доступно это достигается изучением своего народа, его истории, культуры и фольклора. Для этого мы используем сказку, с учетом возрастных особенностей младших дошкольников. С младенчества родители знакомят свои детей со  сказоками, показываая на примере колобка и лисы, красной шапочки и волка, что хорошо делать, а что плохо, какие черты характера присутствуют и поощряются в социуме, а за что окружающие осуждают. С помощью сказки, дети могут почувствовать эмоции, которые герои испытывают на себе, тем самым, не только опираясь на мнение и опыт окружающих, но и собственными силами разобраться, что есть хорошо, а что плохо. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

        Существует множество разнообразных мнений про пользу сказок, сходящиеся в одном, сказка – необходимое слагаемое развитие, обучения и воспитания полноценной, всесторонне развитой, грамотной и образованной личности.

        Один из способов, единения взрослого и ребенка, является сказка. Сказка – один из жанров фольклора, преимущественно прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера. Отличие сказки от других видов художественного эпоса и от мифа в том, что и сказочник, и слушатели воспринимают её, прежде всего, как вымысел, игру фантазии, и у сказки чаще всего счастливый конец. Любая сказка направлена на социально-педагогический эффект, она обучает, воспитывает, предупреждает, учит. Потенциал сказки намного богаче её художественно-образной значимости.

        Функция социализации проявляется в приобщении новых поколений к общечеловеческому и народному опыту. Расширяя границы личного жизненного опыта человека, сказка приходит ему на помощь, подключая опыт человечества, накопленный в многонациональном и этническом мире сказок. Однако, для реализации данной функции, педагог должен обладать уникальными способностями и применять нестандартные подходы при изучении сказки. Он должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать собственное её восприятие, мотивировать детей к индивидуальному творчеству.

        Креативная функция сказки способствует определять, формировать, развивать и проявлять творческий потенциал личности, его абстрактное и образное мышление. Фантастический мир сказки, присутствие в ней воображаемых, вариативных элементов, способность приглашать к соавторству, дают возможность слушателю преодолевать стереотипы мышления, комплексы отчужденность, пробудить спящие, непроявленные креативные способности.

                Голографическая функция определяется основными формами: способностью сказки в небольшом видеть огромное; возможность показать мироздание в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо – земля – подземный мир; далекое прошлое – сегодняшний день - будущее); способностью сказки вовлечь абсолютно все органы чувств человека, быть фундаментом для создания всех видов, жанров и типов эстетического творчества.

        Сказка пропагандирует здоровый образ жизни, защищает читателей от вредных привычек и увлечений, именно в этом проявляется её развивающе- терапевтическая функция. Благодаря сказкам, мы знакомимся и приобщаемся к историческому опыту разных народов, их этнической культуре: традициям, языку, повседневной жизни, обрядам, атрибутике.

        Вербально- образная функция, выражена благодаря тому, что сказка может формировать языковую культуру индивида, владение многозначностью народной речи, её художественностью. Прослушивания сказки с последующим их пересказом, у ребенка развивается речевая культура, основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Экспрессивная функция формирует вербально- образный язык личности, а коммуникативная – рассказывает социальные качества личности, способность к общению, к пониманию, диалогу.

       Сказка с давних пор играла большую воспитательную роль. Она вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечество. Сказка помогает представлению нелегкой для восприятия детьми картины жизни. В виде простой, наглядной схемы, ребятам легче разобраться в самой действительности.

        Резюмируя вышесказанное, мы имеем,  сказка – это эффективный педагогический инструмент, способствующий развитию собственного потенциала ребёнка, а также приобщению его к социальному опыту человечества, к окружающей действительности и в то же время, накопление индивидуального опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "РОЛЬ СОЦИАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

Выступление по теме: "Роль социально -педагогического сопровождения в создании условий социализации подростков с девиантным поведением"...

социально-педагогическая деятельность по социализации детей из проблемных семей

Кризисные явления, вызванные экономическими и социально-политическими преобразованиями в обществе, развал прежней системы воспитания привели к возникновению ряда серьезных проблем, которые, в первую о...

Социально-педагогическая деятельность по социализации детей из проблемных семей

аттестационная работа на первую квалификационную категорию...

викторина по сказкам К. Чуковского для младших дошкольников

викторина по сказкам К.И. Чуковского для младших дошкольников...

Основные направления социально – педагогической работы по социализации детей с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей ...

Куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста

Выступление на МО воспитателей по теме: "Куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста"...

Статья "Социально-педагогическая помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в России"

В настоящее время в России сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок с ОВЗ мог жить в нём, имея равные права, с другой  – нет специальн...