Консультация для родителей " Игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей".
консультация
Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие пространственной представлений
у детей старшего дошкольного возраста.
Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.
Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей. Основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, дети овладевают языком не только как средством общения, но и как орудием мышления.
Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же в повседневной жизни.
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.
В 4 года ребенок должен уметь показать правую руку (ногу), левую руку (ногу); показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).
В 5 лет ребенок должен уметь показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; показывать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади).
В 6 лет ребенок должен уметь показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо; показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу).
1.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.
1.Упражнение: « Мячик прыгает по мне по груди и по спине».
Цель: закрепление знаний частей тела и ориентировки в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов.
Ход игры: Дети выполняют задания по инструкции взрослого.
Взрослый:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и нам улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С правой коленки да к левой ступне,
Только бы не запутаться мне.
2.Упражнение: «Части тела».
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.
Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
3. Упражнение: «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
4. Упражнение: «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти».
Ход игры: Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции взрослого: «Саша кати мяч влево». «Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Диме?».
2.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии пространственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. В результате упражнений у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.
1.Упражнение: «Что находится справа (слева) от меня?»
Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела,
Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «Что теперь справа (слева) от тебя?
2. Упражнение: «Робот»
Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.
Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»
3.Упражнение: «Звери фотографируются».
Цель: определение положение предметов относительно других предметов.
Оборудование: Игрушки зверей, игрушечный фотоаппарат.
Ход игры: Воспитатель-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику, ребенку, надо их рассадить: лисичку - справа от зайца, мишку – слева от мышки и т.д.
3.Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.
Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант), учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа. Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку – «Графические диктанты». Необходимо предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.
1.Упражнение «Лесная школа» (Л.С. Горбачева)
Цель: Моделирование сказочных историй
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона.
Ход игры: «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке.
В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.
Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса».
2.Упражнение «Птичка и кошка»
Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка.
Ход игры: логопед предлагает ребенку смоделировать сказочную ситуацию:
«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Игры, задания, упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".
В консультации для родителей предложены игры, задания, упражнения на развитие разных видов внимания, которые можно предложить ребенку в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-1219865-1581925193.jpg)
«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »
Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322235-1615884627.jpg)
Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»
Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/25/picture-1130159-1553505612.jpg)
Игры для развития пространственных представлений у детей
Формирование пространственных представлений у детей Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/29/picture-1335609-1622288309.jpg)
Система устных упражнений на развитие пространственных представлений учащихся по теме "Многогранники"
Из пособий по стериосметрии были подобраны устные упражнения, которые способствуют развитию пространственных представлений учащихся по теме "Многогранники". Задания представленны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/29/picture-619312-1530293996.jpg)
Игровые упражнения для развития пространственных представлений
Рекомендации и игровые упражнения для развития пространственных представлений (рекомендации А.В.Семенович)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-828922-1480161696.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....