Формирование фонематического восприятия
консультация

Важно развития слухового восприятия на примере не речевых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospryatie.docx13 КБ

Предварительный просмотр:

                       Развитие фонематического восприятия

   Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е.Левина, Г. А.Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантированно только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

   Несомненная связь фонематических и лексико- грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

   Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени- звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза ( сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

   Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, написала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов…»

   Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта». Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи является фонематическое восприятие.

                                  Узнавание неречевых звуков

  1. На столе перед ребёнком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка… Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить  звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры( или ребёнок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с трёх до пяти.

   2. Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребёнок не уловит характер звука. Начинается упражнение  с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляется 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух ( ребёнок отворачивается) предлагается определить, что звучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия у младших школьников

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Дети с  речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая расп...

План-конспект НОД по формированию фонематического восприятия.

Подгупповое занятие для детей с ОНР 5 г.ж.ТЕМА: ЗВУК "О".ЦЕЛЬ: развивать фонематическое восприятие.ЗАДАЧИ: образовательные:            познакомить детей с акустической...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр

Работа представляет собой разработку по формированию  фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

В материале выделены этапы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОВЗ....