Артикуляционная гимнастика: Основные приёмы работы
консультация
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.
При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мамонтовская СОШ»
Подготовила:
учитель – логопед
А.А.Халтурина
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ
Что такое артикуляционная гимнастика
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.
При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.
Виды артикуляционной гимнастики
Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.
Показания к проведению артикуляционной гимнастики.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
- Профилактика нарушений звукопроизношения.
- Для четкости дикции, укреплению мышц артикуляционного аппарата, профилактика ОРВИ.
Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики.
- любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде;
- острые и хронические заболевания кожных покровов;
- стоматиты;
- наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта.
- эпиактивность
Общие принципы артикуляционной гимнастики
- Все упражнения выполняются сидя.
- Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение. После этого ребенок должен выполнить его в медленном темпе. Ваша задача — контролировать выполнение упражнения и указывать на ошибки.
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт (до 10)
- Начните с простых и постепенно переходите к более сложным. Новые упражнения нужно вводить по одному, перемежая их с уже знакомыми ребенку.
- Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое, выполнять его следует 10-15 секунд.
- Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, 5-10 минут.
- Лучше всего проводить занятия артикуляционной гимнастикой в игровой форме, используя картинки, веселые сказки и другое.
Приемы гимнастики
Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
- «Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
- «Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
- Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».
- «Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.
- «Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.
- «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
- «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
- «Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
- «Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
- «Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним,
чтобы воздух вышел.
- «Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
- «Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.
- «Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
- «Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.
- «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
- «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
- «Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.
- «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
- «Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
- «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
- «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.
«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.
«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.
«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.
«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».
Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические занятия. Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. № 1.Основные упражнения
Весёлое домашнее задание.Создать соответствующую речевую среду дома – максимально быстро добиться позитивной динамики, устранить проблемы. Из-за большого объёма (9 ...
Основные приёмы работы с английской народной сказкой в процессе воспитания младших школьников.
Польза раннего обучения многократно доказана, преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте подтверждены результатами многолетних исследований. Помочь реб...

Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).
Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....

БУКЛЕТ "Основной комплекс артикуляционной гимнастики"
Данная публикация представляет собой буклет, посвященный основному комплексу упражнений для артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для...

Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики»
Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики» направлен на решение правильного произношения звуков. Представлен теоритический материал, но больше практического....

Разработка урока по технологии в 5 классе «Швейная машина, ее устройство. Основные приёмы работы на бытовой швейной машине»
Разработка урока по технологии для обучающихся 5 класса по теме «Швейная машина, ее устройство. Основные приёмы работы на бытовой швейной машине» составлена с использованием УМК «Тех...

