Консультация для педагогов «Использование русского, песенного фольклора, для развития игровой деятельности детей раннего возраста»
консультация

Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование русского, песенного фольклора, для развития игровой деятельности детей раннего возраста»

Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.

Песенный фольклор неразрывно связан с игровой деятельностью детей. Он приобщает ребенка к миру музыки, помогает овладеть родным для него языком. Использование песенного фольклора с младшего возраста позволяет развивать певческий голос и слух ребенка.

Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческие способности ребенка.

Характерная для русских песен релаксация рук, их движение во время исполнения песенок, позволяет убрать лишнюю скованность у детей, происходит раскрепощение ребенка, что позволяет ему свободно чувствовать себя в игре, выполнять соответствующие движения заданного образа.

В воспитании детей раннего возраста, очень важно использование элементов устного народного творчества. Важно показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью легко установить с ребенком эмоциональный контакт. Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорного взаимодействия. Фольклор, созданный взрослыми для детей, включает в себя:

• колыбельные песни,

• пестушки,

• потешки,

• прибаутки,

• сказочки.

Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у малыша. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой». Потешки, приговорки, прибаутки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспроизводиться своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные на распев, ласково негромко успокаивают. Различные формы устного народного творчества нередко используются в режимных моментах, в частности, в игровой деятельности детей.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Простота и мелодичность звучания потешек, помогают детям запоминать их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры, например, во время кормления куклы или укладывания спать.

Третий год жизни ребёнка знаменуется зарождением, началом игры.     Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей.

К играм-забавам относятся народные игры-потешки - «Бай-качи-качи», «Гори, гори ясно», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайка беленький сидит и ушами шевелит», «Котя, котенька, коток» «Карусели», «Ходит Ваня», «Ладушки», «Сорока», «Едем-поедем», «Баран-баран», «Каравай» и др.

Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. Знакомые потешки, пестушки дают детям возможность проявить двигательную и речевую активность.

Неизменный интерес на играх-занятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока.», «кусок пирога.», «белый платочек на шею.». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.

Уж, ты, котенька - коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать.

Содержание пестушек и потешек положено в основу пальчиковых игр. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.

Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например,:

Пальчики, пальчики,

Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,

Их по имени зовут:

Этот пальчик Машенька,

Этот пальчик Сашенька,

Посередочке Сергей,

А за ними Алексей,

Ну а этот Гришка,

Гришка – шалунишка.

Или:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, детей учат на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д.

Для малоподвижных детей, используются потешки, которые побуждают их двигаться, присоединяться к игровым действиям:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Встань малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Таким образом, опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего дошкольного возраста создает необходимые основы для овладения игровой деятельностью. В раннем возрасте только в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазии, желания, чувства. Полученные знания способствуют успешному развитию личности в будущем, что позволяет стать ребенку высоконравственным человеком, хранящим историю и духовность своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Перспективный план по сюжетно-отбразительной игре и театральной деятельности детей раннего возраста.

Этот план поможет вам для прохождения аттестации по сюжетно- отобразительной игре....

Консультация для родителей на тему: «Развитие слухового внимания детей раннего возраста»

развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха необходимо начинать с раннего возраста...

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Консультация для родителей "Развитие речевых навыков детей раннего возраста"

В данной консультации  даны упражнения по развитию речи для детей ранненго возраста....

Творческий отчет по теме самообразования "Развитие игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Творческий отчет "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста посредством дидактических игр"...