Это непонятное слово - «ДИЗАРТРИЯ» … Причины. Симптомы. Коррекция.
консультация
Некоторые родители сталкиваются с тем, что у их ребенка наблюдаются проблемы с речью и, услышав слово «дизартрия», чувствуют себя растерянными. Что такое дизартрия, почему она возникает и как ее скорректировать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Это непонятное слово - «ДИЗАРТРИЯ» …
Причины. Симптомы. Коррекция.
Проходя медико-психолого-педагогическую комиссию перед поступлением ребенка в детский сад, некоторые родители сталкиваются с диагнозом «дизартрия».
В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное нарушением иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы, т.е. недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой. А недостаточная работа нервов является следствием органического поражения нервной системы.
Под дизартричной речью обычно понимается речь нечеткая, малопонятная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком, с выраженным нарушением звукопроизношения. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту».
Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом, ребёнок просто не может говорить из-за парализованности, гипер/гипотонуса мышц языка.
Причинами и наиболее частыми перинатальными (во время беременности) факторами дизартрии являются:
•гипоксия плода (кислородное голодание плода);
•токсикозы беременности;
•резус-конфликт;
•соматические болезни матери;
•травмы при родах;
•патологическое течение родов;
•асфиксия новорожденного;
•гемолитическая болезнь новорожденного (желтуха);
•недоношенность.
•хронические заболевания матери: сердечно - сосудистые заболевания, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы, алкоголизм.
•психические и физические травмы во время беременности.
Для дизартрии характерны нарушения со стороны артикуляционной моторики: спазм артикуляционных мышц (гипертонус) – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ. Гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса.
Нарушение звукопроизношения при дизартрии сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, отсутствие или замены, искажения соноров. Речевая активность снижена. Присутствует гиперсаливация (повышенное слюноотделение), определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну.
Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения, характерен более длительный период коррекции звукопроизношения.
Одним из признаков является и нарушение речевого дыхания. Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос, появляется иногда назальный оттенок. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна. Голос детей во время речи тихий.
Кроме того, у детей-дизартриков зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями. Общая моторика характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Это проявляется в некоторых особенностях поведения детей: ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. Трудности со стороны мелкой моторики проявляются не желанием самостоятельно шнуровать ботинки или застёгивать пуговицы, завязывать/развязывать шарф. Правильно и длительно удерживать ручку, карандаш, ножницы, имеются трудности контроля силы нажима. Следствием этого формируется плохой почерк.
На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.
Общий уровень речевого развития для детей-дизартриков достаточно хороший, но многие из них испытывают трудности при различении предлогов, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов.
Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др. Вместе с тем они неплохо владеют связной речью, имеют достаточный активный словарь. Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т. д.).
Могут допускать ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторений слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т. д.). Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков.
Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие, сочетающего медикаментозную терапию и логопедическую коррекцию.
Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается неврологом.
Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия.
Во-первых, медикаментозное лечение дизартрии. Оно предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам, глицин, фенибут, церебролизин, кортексин, церепро, т. е лекарства, снимающие спазмы сосудов.
Во-вторых, лечение физиотерапевтическое, которое улучшает регуляцию жизненно важных функций, нормализует работу нервно-мышечного аппарата и нервной системы. Применяется электрофорез, дарсонвализация, точечный и общий массаж, натриевые, йодобромные, родоновые ванны, ЛФК; гирудотерапия (лечение пиявками); иглоукалывание; пескотерапия.
Также необходимо развивать крупную и мелкую моторику рук, которая тесно связана с речевыми функциями. Для этого можно использовать пальчиковую гимнастику, перебирание и сортировку мелких предметов, собирание конструкторов и пазлов.
Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова. Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Дети-дизартрики должны направляться на ПМПК, где определять дальнейший образовательный маршрут.
Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает нарушения ЦНС и отделов головного мозга.Поскольку дизартрия обязана своим появлением нарушениям работы мозга, трудно прогнозировать результаты лечения. Однако, если подойти к процессу серьёзно и комплексно, можно добиться отличных результатов. Дети с дизартрией должны получать комплексное медико-педагогическое сопровождение.
Итак, что необходимо делать, если Вашему ребенку поставили диагноз «Дизартрия»:
- два раза в год посещать невролога (осень-весна). При необходимости, он назначит массаж, ЛФК, медикаментозное или физиотерапевтическое лечение для поддержания работы нервной системы;
- четко выполнять рекомендации логопеда, закреплять пройденный в детском саду материал, активно участвовать в процессе автоматизации поставленных ребенку звуков;
-приобщать ребёнка к занятиям физкультурой, спортом;
- развивать мелкую моторику – чаще давайте ребенку пластилин, карандаши, ножницы, шнуровки, штриховки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Паническое расстройство: причины, симптомы и способы лечения"
Ответите на главный вопрос "Как Вы сможете помочь себе сами, чтобы избавиться от паники и панического расстройства"...

Формы дизартрии. Причины возникновения дизартрии, отличие от дислалии.
Материал презентации можно использовать, как демонстрационный к выступлению на методическом объединении учителей начальных классов, воспитателей и родительских собраниях. В презентации рассматриваются...
Нарушения фонематических функций у школьников со стертой формой дизартрией и пути коррекции.
статья...

Острые повреждения позвоночника и спинного мозга у спортсменов (причины, симптомы, профилактика.)
Спортсменам часто приходится иметь дело с сильными наклонами и поворотами тела, прыжками, поднятием тяжестей. Если большинство травм шейного отдела позвоночника носят острый характер, то повреждения п...

Сколиоз у детей. Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Лечение
Сколиоз у детей – патологические изменения в позвоночнике и паравертебральных тканях, приводящие к искривлению позвоночного столба, его повороту вокруг продольной оси, статико-динамическим ...

Дискалькулия (нарушение счета) у детей - причины, симптомы, диагностика
Дискалькулия (нарушения счета) у детей - причины, симптомы, диагностика...
Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова («Три пальмы», «Родина»). Конспект, презентация. Работа с лексикой: объяснение непонятных слов
Цель презентации – разъяснить школьникам и проиллюстрировать непонятные им слова и реалии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» и «Родина» («куща», &la...
