Консультация для родителей «Особенности социально- коммуникативного воспитания детей».
консультация

Степанова Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности социально- коммуникативного  воспитания детей».

Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной  действительности (миру людей, передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством), который включает в  себе:
культурные навыки;

специфические знания;

знакомство с традициями, обрядами и правилами;

социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Наибольшее влияние на  коммуникативно - социальное развитие школьника оказывает его «ближайшее окружение»: родители, домочадцы, сверстники. Взаимодействие с ними обеспечивает ребенку благоприятные условия для социального развития, конечная цель которого – становление полноценного взрослого члена общества, способного к жизненному самоопределению и продуктивной деятельности, то есть социализация ребенка.

Коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью
 Обычно
общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспе
чивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Поэтому у детей складывается потребность в ситуативно- деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Одним из факторов формирования социально -коммуникативных умений у детей является благоприятный психологический климат в  школе и в семье.
Следует помнить, что у ребенка формируется отношение к себе лишь на
основании отношения к ней близких взрослых. Он не может оценить себя сам. Образ Я  выстраивают ее родные. И ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его взрослые.

Одновременно ребенок не просто ожидает положительного отношения к себе, но и добивается его, борется за него. И если именно в критической ситуации, когда ребенку очень важно получить ощутимое подтверждение любви со стороны родителей и если  родители отталкивают ее, ребенок привыкает с оценкой «плохой» и бросает вызов взрослым.

От родителей зависит «качество социализации и коммуникации» их ребенка.
Для создания условий, способствующих  коммуникативно-
социальному развитию ребенка, необходимо:
• Принимать ребенка таким, какой он есть. Создавать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся. Ласково и нежно разговаривать с ним, осуществляя тактильный контакт (обнимать, гладить по голове и т. д.)

• Выступать для ребенка примером для подражания.

• Отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости, доброжелательно мотивировать свой отказ.

• Заинтересованно, с вниманием и уважением относиться к вопросам,
которые задает ребенок, его просьбам и жалобам.

• Отмечать и поддерживать любые успехи детей, поощрять их стремление научиться сделать что-то.

• Уважать интересы и привязанности детей. По мере возможности
предоставлять им право выбора.

• Рассказывать о своей работе. В доступной форме показывать ребенку, что кроме основной профессии у всех людей есть другие дела и занятия (бытовые,домашние).

• Ходить с детьми на экскурсии, обогащать детей впечатлениями.

• Объяснять ребенку предъявляемые к нему требования со стороны близких, связанные с его поведением, безопасностью.

• В повседневной жизни предлагать ребенку различные развивающие игры, развлечения.

• Читать детям сказки. Обсуждать этическую сторону поступков
персонажей.

Полноценная реализация этих потребностей зависит
 прежде всего от стиля общения родителей с ребенком. Ведь он создает психологический климат той среды, в котором ребенок растет. От стиля общения родителей с ребенком в основном зависит эмоциональный опыт, который он приобретает.
Ценностные ориентации ребенка завис
ят от того, как с ней общаются значимые взрослые - родители в семье, учителей в школе.
Памятка

Какие выражения желательно использовать в обращении с

детьми:

-
 ты у меня самый умный, самый красивый;
-
 как хорошо, что ты у меня есть;
-
 ты у меня молодец;
-
 я тебя очень люблю;
-
 а ты хорошо это сделал, научи меня;
-
 большое тебе спасибо;
-
 если бы не ты, я никогда бы этого не сделала.
Никогда не используйте такие фразы:

- я тысячу раз говорил тебе, что...;
-
 сколько раз нужно говорить тебе, что...;
-
 о чем ты только думаешь...;
-
 неужели тебе трудно запомнить;
-
 ты точно такой, как...;
-
 отстань, мне некогда...
Развиваем  социально-
коммуникативные способности ребенка:
6 советов для родителей
Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети , замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о

чем
-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации. Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительной, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности. Вот почему воспитание коммуникативных способностей у детей  – основная цель родителей, желающих подготовить  к взрослой жизни. Со стороны кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой. На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.

Начало формирования социально-  коммуникативных способностей у детей. Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания.

 Взаимодействуя с родителями, ребенок  узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми.
Развитие  социально коммуникативных навыков:

6 советов для взрослых.
1.Расширяйте круг общения детей
.  Важно реализовать
их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.

2
.Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
3
. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст, школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками, они  сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
4
.Научите   находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет общаться, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает
любопытные истории, которые очень интересно слушать».

5
. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Подростку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
6.
Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход.
Пусть  знаю
т, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.
Недопустимо ставить
 в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками. Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваш  ребенок проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить
правила поведения с незнакомыми людьм
и  на улице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

Консультация для родителей "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"

В консультации раскрыты психологические особенности эмоционального развития дошкольников....

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...

Консультация для родителей "Особенности интеллектуального развития детей с ОВЗ"

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья....

консультация для родителей " Особенности познавательного развития детей с ЗПР"

Для детей данной категории характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально - волевой сферы, пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, функцио...