Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по теме

Юлия Юрьевна Козлова

 

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова может осуществляться в том случае, если у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_antonimii_i_sinonimii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии выдвигает диагностико-коррекционное направление деятельности ДОУ в ряд наиболее значимых.

Известно, что нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей,  трудностях актуализации словаря.

В работах многих авторов (Б.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова может осуществляться в том случае, если у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд.

По определению О.С. Ахмановой «антонимы – это слова, имеющие в своем значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1969).

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе синонимов и антонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.

Был выявлен разнообразный характер ошибок при подборе антонимов детьми с речевой патологией. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:

1. Слова, семантически близкие антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо);

2. Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро – медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий);

3. Слова-стимулы с частицей НЕ (брать – не брать, говорить – не говорить, шум – не шум, нет шума);

4. Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко);

5. Формы слова-стимула (говорить – говорит);

6. Слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше);

7. Синонимы (брать – отнимать).

Таким образом, у дошкольников с ОНР системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:

1) трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

2) недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

3) недостаточная активность процесса поиска слова;

4) несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;

5) неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;

6) ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам. Вследствие этого дети часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову-антониму, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова.

Было замечено, что характерной ошибкой детей с нарушенной речевой функцией является воспроизведение слов другой грамматической категории. В ряде случаев на слово-стимул существительное дети воспроизводят прилагательное, а на слово-стимул прилагательное – наречие, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов.

Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимов.

Синонимы (равнозначные слова) по определению О.С. Ахмановой – это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению.

Дошкольники 6-летнего возраста в большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым словам, допуская при этом единичные ошибки. Тогда как дети с речевой патологией того же возраста допускают ошибки при подборе синонимов. Часто дети вообще отказываются от ответа.

Дошкольники с нормальным речевым развитием часто называют несколько синонимов на 1 слово-стимул (боец – солдат, воин; верный – правильный, хороший), что свидетельствует о начале усвоения многозначности слова. Дети с ОНР чаще всего воспроизводят только по одному синониму на слово-стимул (боец – солдат, праздничный – красивый). При этом был замечен ряд характерных ошибок. Вместо синонимов дети с ОНР называют:

1. Слова, семантически близкие, часто ситуативно сходные (парк – зоопарк, улица – дорога, торопиться – бежать).

2. Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта).

3. Слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей НЕ (огромный – маленький, верный – неверный).

4. Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник).

5. Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями  (улица – красивая).

В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенный семантический признак в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.

При проведении логопедической работы по развитию лексики мы учитываем современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с нарушенной речевой функцией.

Задания, используемые нами на занятиях, могут варьироваться в зависимости от этапа работы, логопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....

Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи  навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексическ...