Статья-конспект в журнале "ЛОГОПЕД " № 2, 2006 г. "Предлог ИЗ-ПОД"
план-конспект по теме

Левина Евгения Владимировна

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon levina_._zhurnal_logoped_no_2_2006_god.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название статьи: «Предлог ИЗ-ПОД» (подготовительная к школе группа). Научно –

методический журнал «Логопед», 2006 год, № 2, стр.77-80

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной  к школе группе.

Тема: предлог ИЗ-ПОД.

Цели:

1. Учить детей         выделять в предложениях и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД, уточнить его пространственное значение. Закрепить знания о пройденных предлогах, закреплять умение анализировать предложение,  выполнять схему предложения.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание, умение ориентироваться в пространстве, развивать мышление, эмоционально-волевую сферу.

3. Воспитывать желание помочь, умение работать в подгруппе.

Предварительная работа: знакомство с предлогами В, НА, ПОД, К, С, ИЗ, беседа воспитателя «О зимнем лесе», упражнения по анализу предложений, выполнение схемы предложения.

Оснащение:

Демонстрационный материал: снеговик, деревья, снежинки, игрушечная мебель, картинки сюжетные, аудиозапись ветра, магнитофон, схемы предлогов, панно с сюжетами, фланелеграф.

Раздаточный материал: схемы предложения (индивидуальные), сюжетные картинки, снежинки.

Ход занятия:

  1. Кинесиологическое упражнение «Снежинки»

И.п. ноги на ширине плеч, вдох, поднять вверх правую руку – поймать снежинку, положить на левое плечо, выдох. Вдох, поднять вверх левую руку – поймать снежинку, положить на правое плечо, выдох.

  1. Организационный момент, психогимнастика.

Логопед:

  • К нам из зимнего леса прибежал снеговик. В лесу случилась беда (Логопед включает аудиозапись ветра). Налетел северный ветер, унес снежинки и теперь деревья замерзают без снега.

-   Как вы думаете почему?  (Снег служит деревьям покрывалом, он сохраняет тепло).

        -   Представьте, как холодно деревьям и холодно нам  (напряжение мышц всего тела). Приятно вам чувствовать холод? (Нет). Что надо сделать, чтобы согреться? (Двигаться). Дети  выполняют несколько энергичных движений. Мы согрелись, а теперь необходимо помочь зимнему лесу.  

  • Что же нам делать?

         На ковре лежит большая снежинка с посланием ветра. Логопед читает его: «Для того чтобы снежники прилетели обратно необходимо выполнить задания. За каждое правильное выполнение задания, ветер будет возвращать на деревья снежинки».

  1. Повторение пройденного.

-  А вот и первое задание. Вспомните и назовите предлоги движения. Логопед выставляет на наборном полотне схемы предлогов К, ИЗ, С.

- Составьте предложение по картинкам, используя эти предлоги. (Трое детей получают картинки).

- Какой предлог использовал Дима в предложении?

- А Настя?

        После выполнения задания логопед дает детям несколько снежинок, чтобы они повесили их на деревья.

        4. Введение в тему.

Логопед берет большую снежинку и сообщает детям, что ветер прислал загадку о том, где спрятаны снежинки, а подсказкой будет схема предлога ПОД.

        Под крышей четыре ножки

        На крыше суп да ложки.  (Стол).

- Ребята, где нам надо искать снежники? ( Под столом).

        Дети достают снежники.

- Где ветер спрятал снежинки?

- Откуда вы достали снежники?

  • Можно сказать, что ИЗ стола?
  • Можно сказать, что СО стола?
  • А как сказать правильно?
  • Где находились снежинки? (ПОД столом).
  • Что мы  сделали, когда нашли снежинки? Мы их взяли, подняли.

        Здесь соединяются два предлога. Предлог ПОД и какой-то предлог движения. Давайте попробуем их соединить и решим, какой предлог верный. Логопед соединяет схемы предлогов.

        К-ПОД, ИЗ-ПОД, С-ПОД. Предлагает детям варианты ответов:

  • Мы достали снежники К-ПОД (ИЗ-ПОД, С-ПОД) стола. Дети выбирают. Логопед показывает

схему нового предлога и объясняет его значение.

  • Когда предмет находится под чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог ИЗ - ПОД.

        5.  Динамическая пауза, закрепление пространственного значения предлога ИЗ - ПОД.

        Логопед предлагает детям вымести снежинки ИЗ-ПОД стола, стула, шкафа (имитация движений).

        Уточняет у каждого ребенка: из-под чего он выметал снежинки.

        6.  Закрепление нового материала.

        На столе перед детьми стоит набор детской мебели.

  • Пока мы знакомились с новым предлогом, северный ветер распахнул форточку и спрятал

снежинки под чем? (Под мебелью).  Каждый из вас должен достать снежинку и рассказать, откуда он ее достал. А поможет в этом, какой предлог? (ИЗ-ПОД). Дети выполняют задание и украшают снежинками деревья.

        7.  Работа по индивидуальным карточкам.

        Дети составляют предложения, проверяя, правильный ли предлог они употребили. Схема предлога закрыта карточкой, и дети открывают ее только после озвучивания своего предложения.

                МЯЧ                  ВЫКАТИЛСЯ               ИЗ-ПОД                СТОЛА

                ЗАЯЦ                    ВЫГЛЯНУЛ            ИЗ-ПОД                        ЁЛКИ.

        За каждый ответ логопед украшает дерево снежинкой. Два – три предложения разбираются подробно, к ним выполняется схема. Один ребенок работает у фланелеграфа.

  • Ребята, а зачем нужны предлоги?  Логопед убирает из схем фишку, обозначающую предлог

Попробуйте повторить предложение без предлога. (Мяч выкатился…..стола). Вам  понятно, о чем рассказывает это предложение?

        ВЫВОД: предлоги помогают понять предложение, помогают дружить словам в предложении.

        8. Работа по подгруппам.

          Дети делятся на две команды. Каждая команда получает панно с фрагментами сюжетов. Необходимо из шести сюжетов выбрать те, по которым можно составить предложения с предлогом ИЗ-ПОД и подставить к картинке схему предлога ИЗ-ПОД. После выполнения проводится взаимопроверка. Команды получают снежинки и украшают ими деревья.

        9.  Итог занятия.

  • Ребята, посмотрите, все деревья укутаны снегом. Теперь им не страшен мороз.
  • Какой предлог помог нам справиться с заданиями?
  • Какое задание было самым трудным?
  • А самым интересным?
  • Для чего нужны предлоги?

        10.  Психогимнастика.

        -    Дети, деревьям теперь тепло и уютно, они не замерзнут зимой. Мы сейчас возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук, улыбнемся друг другу.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 Курс компьютерное моделирование для начинающих 2006

Элективный курс "Моделирование для начинающих"...

2 Курс Электронные таблицы на уроках физики 2006

Элективный курс "Электронные таблицы на уроках физики"...

Школа-вуз: преемственность в обучении. В газете: Технополис № 04 (1102). Тихоокеанский университет, Хабаровск, 2006

После окончания школы перед выпускниками стоит сложная задача выбора вуза и специальности. Для решения этих задач необходимо более тесное взаимодействие школы и вуза в процессе профильного обуче...

Районная олимпиада по немецкому языку 7-8класс (2006-2007)

Этот учебный материал может помочь ученикам попробывать свои силы в знании немецкого языка, может служить тренировачными упражнениями как на уроках, так и для работы с одарёнными детьми....

наш поход 2006 год

Фотоотчёт о нашем походе. Как всегда всем всё понравилось. Долго потом вспоминали наш поход!...

Статья «Конспект открытого урока по волейболу» 2009 год

Конспект "Открытый урок по волейболу" был напечатан на интернет сайте издательского дома «Первое сентября» г. Москва 2009...

статьи, конспект урока, презентация

методические материалы для преподавателей литературы...