Главные вкладки

    формирование навыков звукового анализа при алалии
    методическая разработка по теме

    Пилипенко Валентина Владимировна

    разработка поможет сформировать первоначальные звуковые навыки у детей с алалией

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_pri_alalii.docx21.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование начальных навыков звукового анализа

    При алалии ребенок не может полноценно научиться говорить, в том числе потому, что с трудом улавливает порядок звуков в словах, поэтому плохо запоминает их и легко забывает. Этот недостаток обязательно нуж но преодолеть, а для этого сформировать у ребенка первоначальные на выки звукового анализа различных единиц речи: звукосочетаний, слогов, простейших слов.

    Прежде чем обучать ребенка фонематическому восприятию последовательности звуков в слове, нужно составить у него представление о последовательности во обще. Это удобнее сделать на основе анализа зрительного ряда, который (в отличие от звукового, где звук сменяет звук) может находиться перед глазами у ребенка весь сразу и целиком.

    Операции со зрительным рядом

    Чтобы научиться воспринимать и анализировать зрительный ряд, ребенок должен освоить понятия: сначала и потом.

    ♦   Играйте в разноцветные кубики. Ребенку нужно выкладывать кубики в ряд, повторяя вашу последовательность. Сначала используйте только красные и зеленые кубики (поскольку с этими цвета ребенку уже знакомы). Кладете зеленый кубик и го ворите: Сделай, как я. Показывайте на свой кубик, жестом объясняйте, что ребенок тоже должен взять кубик. Если он не поймет, что нужно брать именно зеленый, объясните: Клади зеленый куб. Такой же. Пока зывайте на свой кубик и другой такой же — на столе. Если задание все равно не понятно, объясните через помощника (пусть тот выкладыва ет за вами ряд). Сперва выкладывайте ряд из двух кубиков. Следите, чтобы ребенок размещал кубики слева направо. В дальнейшем следи те за этим всегда.

    ♦     Выкладывайте ряд из трех кубиков. Располагайте их в разной после довательности. Комментируйте: зеленый, красный и т.д. Пусть ребенок запоминает названия цветов. Он должен выкладывать кубики так же, как вы.

    ♦     Желательно увеличить ряд до пяти кубиков. Добавьте еще один цвет: желтый.

    ♦     Меняйте местами два кубика. Сначала — крайние, затем в любом по рядке. Ребенку нужно делать то же самое со своим рядом. Говорите: Сделай, как я.

    ♦     Попробуйте поменять местами сразу три кубика. Ребенок должен по вторить.

    ♦     Кладите кубики в ряд и говорите: Сначала я положу зеленый, потом — красный, потом — желтый, потом — красный. Делайте акцент на слова «сначала» и «потом». Пусть ребенок выкладывает ряд следом за вами.

    ♦     Пусть ребенок выполняет предыдущее задание, опираясь только на словесную инструкцию. Говорите: Сначала положи красный (дожди тесь, пока он сделает это, если нужно, помогите ему), потом положи зеленый, потом — желтый и т.д.

    ♦     Положите два кубика, ребенок должен смотреть, что вы делаете. Спро сите: Какой я положила сначала? Пусть ребенок покажет. Затем спро сите: Какой я положила потом?

    ♦     Подобные задания выполняйте с разноцветными кружками.

    Теперь у ребенка нужно сформировать представления о начале и конце ряда.

    ♦     Выкладывайте кубики. Комментируйте, какой вы положили снача ла, какой — потом. Покажите ребенку на начало ряда, скажите: Вот тут — начало. Покажите на конец, скажите: Вот тут — конец.

    ♦     Это же задание выполняйте с кружками (с другими предметами) мно гократно. Ребенок должен запомнить слова «начало» и «конец» и хорошо усвоить, что они означают.

    ♦     Горизонтально кладите перед ребенком продолговатые предметы (карандаш, полоску бумаги, ленточку и т.п.), просите показать, где у предмета начало, где конец. При необходимости подсказывайте.

    Операции со звуковым рядом

     Понадобятся отдельные карточки с изображениями формы рта при произнесении гласных звуков (раньше вы рисовали эти символы на бумаге).

                            

            А             О           У              Ы

    ♦     Напомните ребенку значение изображений. Показывайте карточку, он должен называть соответствующий гласный звук.

    ♦     Выполняйте задание наоборот. Называйте гласный звук, ребенку нуж но показать карточку.

    ♦     Называйте гласные звуки и кладите в ряд карточки с их изображения ми. Затем ведите пальцем по получившемуся ряду и комментируйте: Сначала — А, потом — У, потом — О и  т.д. Выполняйте задание мно гократно, выкладывая символы звуков в разной последовательности.

    ♦     Положите в ряд две карточки, спрашивайте: Что идет сначала? Что — потом? Ребенку нужно называть звуки.

    ♦     Это задание делайте с тремя карточками (если получится, то с боль шим числом).

    ♦     Выложите на стол все карточки, обозначающие гласные звуки (впе ремешку). Называйте гласный звук, ребенку нужно выбрать из кучки подходящую карточку и положить перед собой. Называйте следующий гласный, ребенок должен найти соответствующую карточку и поло жить рядом с первой.

    ♦                     Это же задание выполняйте с большим количеством звуков. Спра шивайте у ребенка, показывая пальцем на его ряд: Что идет сначала? Что — потом ?

    ♦     Задавайте ребенку эти же вопросы без указывания на символы звуков.

    ♦                     Кладите в ряд две (затем — три) карточки. Ребенок должен последо вательно произнести звуки. Предварительно выполните это задание сами, чтобы он понял, что от него требуется. Называя звуки, показы вайте на соответствующие символы.

    ♦     Выложите ряд из нескольких карточек (трех и больше). Спрашивай те: Что в начале? Что в конце? Показывайте пальцем в начало и ко нец ряда, в дальнейшем ребенку нужно выполнять задание, опираясь только на ваши слова.

    ♦     Положите в ряд несколько карточек. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Еще что потом? Еще что потом? Что в конце?Для нача ла ведите пальцем по карточкам, чтобы ребенок не упускал из виду их последовательности. Затем ему нужно опираться только на ваши сло ва. Упражнение выполняйте многократно, меняя порядок звуков.

    ♦                     Скажите ребенку: Положи сначала А, потом — У. Он должен выклады вать карточки.

    ♦     Количество звуков нужно увеличить до трех. Говорите: Положи сна чала А, потом — О, в конце — Ы. Задавайте вопросы по поводу ряда: Что в начале? Что потом? Что в конце? Меняйте порядок вопросов.

    ♦     Положите две карточки. Молча показывайте на них по очереди. Ре бенку нужно произнести соответствующие звуки.

    ♦     Поменяйте карточки местами, снова покажите на них. Ребенок должен произнести звуки в обратной последовательности. Если смысл двух последних заданий ему непонятен, объясните через помощника. Два предыдущих задания пробуйте выполнять с тремя звуками. Произнесите два гласных звука, чтобы ребенку был виден ваш рот.  Спросите: Что в начале? Повторите те же звуки. Ребенку нужно назвать первый звук.

    ♦     Это же упражнение выполняйте с различными комбинациями двух  гласных звуков. Произносите их так, чтобы ребенок не мог видеть вашей артикуляции.

    ♦     Произносите по два гласных звука. Спрашивайте: Что в начале?  Что потом? Ребенку нужно по порядку называть звуки.

    ♦     Это же упражнение попытайтесь выполнять с тремя гласными звуками.

    ♦     Произносите два гласных звука, меняя их местами (например: АУ —  УА и т.п.). Ребенку оба раза нужно определять, какой — первый, какой — второй.

    ♦     Произносите два согласных звука. Спрашивайте: Что сначала? Что потом ? Артикулируйте внятно, между звуками делайте небольшие пayзы, чтобы они не сливались. Используйте только те звуки, которые ребенок хотя бы как-то умеет произносить.

    ♦     Это же упражнение выполняйте, меняя звуки местами.

    ♦     Произносите закрытые слоги (например, AM, АП). Произносите внятно. Выясняйте у ребенка, какой звук первый, какой второй.

    ♦     Это упражнение делайте с открытыми слогами (МА, ТА). Если ребенку трудно различить второй звук в слоге (так как он сливается с первым), произносите слог повторно, несколько разрывая в нем звуки. Затем снова повторяйте слитно.

    ♦     Произносите слоги (закрытые и открытые). Спрашивайте у ребенка. Есть ли в слоге тот или иной звук. Например: Есть — А? Есть — М?  Ребенку нужно отвечать: есть (да) или нет. Произносите слоги по нескольку раз.

    ♦     Это же упражнение выполняйте со словами из трех звуков: согласный + гласный + согласный (например, дом, кот). Звук, наличие которого ребенку нужно определить, произносите акцентированно. Пусть ребенок пробует определить, какой звук в слове первый, какой — последний. Спрашивайте: Что в начале? Что в конце? Пусть пробует определить последовательность звуков в слове: Что в начале? Что потом? Что в конце? Произносите слова слитно, затем разрывая на звуки.

    ♦     Последние три задания выполняйте со словами из трех звуков: гласный звук + согласный + гласный (например, ура).

    Речевой материал

    Слова из трех звуков: дом, кот, сок, бок, нос, сон, мак, лук, лак, сор, рот, суп, дым, душ, шар, сом, сук, сын, сыр, пот, пар, ком, шум ,ухо, уши (на конце слышится |Ы]), агу, ура, ага, осы, ужи (на конце слышится [Ы|), Ира, угу, алло.

    Правила занятий с детьми

    □        Подбирайте для фонематического восприятия и звукового анализа слова, звуки в которых пишутся так же, как слышатся. Не используйте на конце слов звонких парных согласных — они оглушаются (сад звучит как сам).

    □        Это же правило относится к подбору закрытых слогов.

    □        Для всех заданий используйте только твердые согласные звуки.

    □        Не используйте безударные гласные звуки, которые теряют свое зву чание (оса звучит как аса).

    □     В упражнениях, где ребенку нужно произносить звуки, употребляйте только те звуки, которые он умеет выговаривать (хотя бы и не совсем точно).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе

    Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике....

    Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

    Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

    Презентация " Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза".

    Презентация " Развитие и формирование навыков фонематического анализа и синтеза". Консультация для воспитателей....

    Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

    Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

    Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".

    В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...

    ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи».

    Дети с общим недоразвитием речи  значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза, прежде всего, дифференцировать звуки при восприя...

    Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма

    Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза крайне важно не только для развития устной речи, но и для формирования навыков правильного чтения и грамотного письма, для чего, пр...