Урок СБО "РОЛЬ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Ефимова Светлана Владимировна

К разделу "Жилище"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_komnatnyh_rasteniy_v_zhizni_cheloveka.docx72.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок СБО                                                                   9 класс

Тема: РОЛЬ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ В ИНТЕРЬЕРЕ КВАРТИРЫ

Цели: познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека; правилами ухода за различными видами комнат ных растений, расстановки комнатных растений в помещении в зависимости от вида; учить правильно пересаживать растения; раз вивать эстетический вкус.

Оборудование: цветы различных видов, горшки для цве тов разных размеров и из разных материалов, набор материалов для дренажа, совок садовый, лейка, рабочая тетрадь.

Словарь: почвенная смесь, пересадка, дренаж, перевалка, кашпо, контейнер, ампельное растение, лиана, суккулент.

Ход урока

I. Организация урока.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение нового материала.

I. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Живые растения, вне всякого сомнения, являют со бой удачное украшение жилья. Но не только по этой причине они желательны в интерьере. Жилище становится все более комфорт ным, насыщенным механизмами, все большее распространение в нем получают пластмассы. И все это нарушает экологическое и психологическое равновесие, становится источником дополнитель ного шума, вибрации, меняет ионный состав воздуха. То есть квар тира становится чуть ли не продолжением производственной об становки. Вот тут-то возникает нужда в растениях, цветах. Они психологически успокаивают.

Основная масса растений, используемых во внутреннем озеле нении, - выходцы из стран с тропическим и субтропическим кли матом.

Разнообразие природных условий, в которых произрастают у себя на родине известные нам комнатные растения, определяет многообразие их внешнего облика, биологии, ритмов развития. Одни из них выращивают ради эффектных цветов, другие - из-за красивых, интересных по форме и окраске листьев, третьи - для декорирования вертикальных стен. Некоторые растения привлека ют внимание цветоводов необычной формой и строением. В зави симости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и возможностей использования в интерьере все мно гообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп.

1) Декоративно-цветущие растения.

Это небольшая группа растений, которые выращивают исклю чительно ради красивого эффектного цветения. В остальное время эти растения малопривлекательны. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония и др.

  1. Декоративно-лиственные растения.

К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают либо красивой формой листьев (пальмы, папо ротники и др.) либо необычной яркой или пестрой их окраской

(бегонии, кодиеумы и др.)

  1. Лианы.

Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стеб ли. К этой группе относятся аспарагусы, пассифлора, плющи и др.

  1. Ампельные растения.

Это растения с длинными свисающими побегами, культиви руемые в подвесных горшках и корзинах. В качестве ампельных растений используют циссус, традесканцию и др.

  1. Суккуленты.        

Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стебля ми или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ и др.        .

  1. Эпифиты.

Они поселяются на стволах и ветвях деревьев. К ним относятся орхидеи, бромелии и др.

Для успешного выращивания растений очень важно знать осо бенности их природной среды обитания и по возможности прибли зить к ним условия выращивания.

Растения в комнатах вынуждены приспосабливаться к услови ям комфортного пребывания в них человека, которые далеко не соответствуют жизненным требованиям растений.

Главное для цветов - свет и тепло. По степени любви к освеще нию комнатные растения разделяют на светолюбивые, тенелюби вые, теневыносливые.

Светолюбивые растения - кактусы, агавы, жасмин, кливия, панкрациум, пеларгонии.

Теневыносливые растения - аспарагус, бегонии, фуксия.

Тенелюбивые растения - плющ, папоротники, филодендроны.

Разборчивы растения и по отношению к земле. Для комнатного цветоводства используют смеси, состоящие из компостной, листо вой, торфяной, дерновой, парниковой земли и песка.

Важным в уходе за растениями является полив. Как избыточ ный полив, так и его недостаток приводят к повреждению прежде

всего корневой системы у растения, а в дальнейшем - к ослабле нию всего растения, нередко и к его гибели.

Как часто поливать растение, сколько давать ему воды - нельзя установить раз и навсегда, так как потребность в воде зависит от многих причин: от экологических условий существования его на родине, времени года, температуры и освещенности помещения, состояния растения в данный момент.

При обязательном соблюдении общего правила - поливать рас тения только после просыхания земли - необходимо учитывать и некоторые особенности полива разных групп и видов растений. Условно можно выделить группы полива.

  1. Обильный полив. Такого полива требует большинство тро пических растений: бегонии, фикусы, плющи, лимон, кофе и др. Эти растения очень страдают от пересушки: листья желтеют, молодые побеги, бутоны осыпаются.
  2. Умеренный полив. Растения поливают не сразу после просыхания земли, а спустя день-два, т. е. растения слегка подсуши вают. Так поливают следующие виды растений: аспарагус, хлорофитум, пальмы, аспидисперу и др.
  3. Редкий полив. Растения оставляют сухими в течение не скольких дней и даже недель. Это относится к суккулентам (какту сам, аюэ), а также к листопадным и луковичным растениям, ухо дящим на покой (гиппеаструм, глоксиния).

Большинство растений поливают летом обильно, зимой уме ренно.

Уход за растениями заключается также в их подкормке. Под кормку растений осуществляют весной и летом, в период активно го роста и цветения минеральными удобрениями. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие. Можно применять и органические удобрения (навоз, птичий помет и др.)

Во время интенсивного роста, с весны до осени, растения нуж даются в регулярной сбалансированной подкормке удобрениями раз в 10-14 дней.

Растения можно подкармливать только растворами слабой кон центрации, так как высокое содержание солей может вызвать ожо ги корневой системы Наряду с обычными подкормками можно в течение лета не сколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растений растворами удобрений.

Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. О необходимости пересадки судят по развитию корневой системы. Растение пересаживают тогда, когда корни целиком оплетут зем ляной ком, горшок становится тесен. Молодые и быстрорастущие растения нуждаются в ежегодной пересадке. Более крупные и мед ленно растущие пересаживаются реже - раз в 2-3 года.

Растения пересаживают обычно весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укрепить ся и окрепнуть к зиме.

За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины. За день до пересадки растения обильно поли вают. Чтобы пересадить растение, его выбивают из горшка. Гор шок для пересадки подбирают по размеру корневой системы. Если ком хорошо оплетен живыми белыми корнями, растение пересажи вают в следующий по размеру горшок, превышающий старый не более чем на 3-4 см по диаметру.

При посадке на дно горшка поверх дренажного отверстия кла дут черепок выпуклой стороной вверх, чтобы не мешать стоку во ды. Затем кладут дренаж слоем 2-3 см (битые черепки, гальку, ке рамзит). Затем насыпают подготовленную земляную смесь. Расте ние сажают так, чтобы после пересадки горшок был заполнен землей не до краев, а оставалось место для полива.

При посадке деревьев и кустарников (лимон, мандарин, кофе) нельзя засыпать корневую шейку, а у травянистых растений с при корневыми розетками листьев - точку роста. Многие растения (диффенбахию, сциндапсус) рекомендуется сажать глубже. Старые изросшиеся экземпляры сажают глубоко, чтобы вызвать образова ние новых корней в узлах стебля. По сле пересадки растения поливают несколько раз теплой водой и хорошо опрыскивают. В последующие 3-4 дня они должны быть равномерно увлажненными. Затем растения поливают как обычно, давая подсохнуть земле.

В продаже имеется большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Подойдут, конечно, и пластмассовые горшки, но в них труднее регулировать полив, так как их стенки не пропускают влагу и земля в них дольше не просыхает. Но эти горшки недорогие, легко моются, имеют кра сивый внешний вид, поэтому их используют для посадки очень часто. А для того чтобы компенсировать их недостатки, делают слой дренажа побольше и земляную смесь более рыхлой.

  1. Практическая работа.

Практическая работа выполняется учащимися по технологиче ской карте. По окончании работы учитель совместно с учащимися проверяет качество выполненной работы.

  1. Изучение нового материала.
  1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель. Очень творческой задачей является размещение растений в квартире. Со вкусом подобранные, живописно расстав ленные, они оживят любую жилую площадь, офис.

Есть четыре основных приема размещения комнатных расте ний: одиночные растении, композиции из горшечных растении, комнатный садик, террариум.

Одиночные растения могут располагаться как на полу, так и на подоконнике, подставке. Композицию из горшечных растений обычно размещают на полках, этажерках, подставках. Если расте ния разместить в контейнере и свободные от растении места заде корировать мхом, галькой, то получится комнатный садик. Очень красиво смотрятся террариумы. Это цветочные композиции внутри стеклянного сосуда.

При размещении растений необходимо помнить об их декора тивно-художественной ценности, размерах и обязательно учиты вать своеобразие пространства помещения.

  1. Демонстрация вариантов размещения растений.

Учитель из имеющихся комнатных растений показывает варианты их разме щения.

  1. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Для чего нужны комнатные растения?
  2. Что такое уход за растениями?
  3. Какие способы размножения комнатных растений вам из вестны?

- Каковы способы размещения цветов в жилой комнате?

  1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы узнали о роли комнатных растений в жиз ни человека, способах их размножения и размещения в жилых комнатах. Используя эти знания, вы сможете украсить, оживить свою квартиру.

  1. Выставление оценок, их аргументация.

                                                                                    Приложение

Растение посажено:

а)        слишком высоко;        г) правильно;

     б)слишком низко;         д) горшок велик;

в)        не по центру;        е) горшок мал.


159


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.."Роль комнатных растений в жизни человека"

В  данной  презентации  рассказывается  роль   комнатных  растений  в  жизни  людей,  а  также  их  влияние  на  здоровье....

Роль комнатных растений в жизни человека

цветы, как люди, на добро щедры,и, щедро нежность людям отдавая,они цветут сердца отогреваякак маленькие теплые костры....

Презентация к открытому интегрированному уроку биологии, географии, технологии "Роль комнатных растений в жизни человека"

Какую роль играют комнатные растения в нашей жизни? Для чего мы их выращиваем? Как правильно за ними ухаживать?...

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Роль комнатных растений в жизни человека"

С давних времен люди стремились украсить свои жилища разнообразными растениями. Они служили не только для создания уюта. Это были своеобразные талисманы, защищающие дом от злых духов, болезней, несчас...

Какую роль играют комнатные растения в жизни человека

Первыми распространителями комнатных цветов были воины, которые, возвращаясь в родные края, приносили с собой понравившиеся им иноземные растения.В Россию цветочно-декоративные растения в больших коли...

Конспект урока на тему "Роль комнатных растений в жизни человека" по сингапурской методике

Сингапурская методика обученияМетод кооперативного обучения (Сингапурская методика обучения) - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.Метод основан...

Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."

План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....