Методическая разработка занятия по экологии для детей 5 класса с ОВЗ "Белая книга зимы"
методическая разработка (5 класс) по теме
Данный материал содержит конспект занятия о зиме. Доступный познавательный материал, несложные задания помогают детям с ОВЗ изучать природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии в 5 классе.
Тема: Белая книга зимы.
Цель:
Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Задачи:
1. Расширять у детей знания и представления о сезонных изменениях зимой.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь.
- Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Оборудование: презентация о зиме, звуки зимы.
Ход занятия.
- Оргмомент.
- Дорогие ребята, сегодня занятие будет сказочным, и начнём мы его со сказочной загадки.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
- Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?
- Почему зиму здесь называют царицей?
- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в тройке?
- Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
- Речевая разминка.
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
3. Сообщение темы.
- Сегодня мы будем читать удивительную книгу. Она называется «Белая книга зимы». Слайд 1.
А читать мы её будем интересно, по-новому.
- Итак, первая страница – звуки зимы. Закройте глаза и слушайте.
( Прослушивание фонограммы метели)
- Как вы думаете, что вы слушали? Это метель. Слайд 2.
Метель гудит,
В трубе шумит.
Очень страшно одному.
А метель всё: «У-у-у».
- Страница «Приметы зимы». Слайд 3.
- Сейчас мы с вами поиграем. К вам на ладонь будет падать снежинка. А чтобы она не растаяла, вы должны быстро назвать примету зимы.
- Страница «Зимние картинки». Слайд 4.
Рассказ воспитателя.
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. Слайд 5.
Подула она свежими морозными ветрами, спрятала быстрые реки под толстый голубой лёд. На голые деревья и кусты набросила тёплые, пуховые шубы. Неяркие лучи солнца порой перебирают алмазную россыпь сугробов, а мохнатый иней так разукрашивает ветки деревьев, что становятся те похожи на сказочные существа. Слайд 6.
Зимний день короток. А если ещё и солнце не часто балует, то день похож на сумерки. И всё-таки и зимний лес может подарить интересные встречи. Слайд 7.
Лесные обитатели сейчас держатся, в основном, в ельниках. Снега там меньше. Звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
В глубоком снегу сейчас деревья и кусты. Им просто необходим отдых. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Слайд 8-9.
Много весёлых забав у детворы зимой – катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Слайд 10-13.
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаёте зиму?
Мы принесём густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
- Какой любимый праздник зимой? Новый год! Слайд 14.
4.Физминутка.
Снежинки спускаются с неба (машут руками)
Всё ниже, всё ниже. (приседают)
Сугробы пушистого снега
Всё выше, всё выше. (поднимаются)
Шаги уходящего гола
Всё тише, всё тише. (шаги назад)
А песенка Нового года
Всё ближе, всё ближе. (шаги вперёд)
- Страница «Помоги нам, человек!». Слайд 15.
Всё вроде бы зимой хорошо, да не так как кажется. Многие животные и птицы жалуются на зиму. Холодно и голодно им проводить зимние дни и ночи. Каких зимующих птиц вы знаете? Слайд 16.
Как помочь птицам, остающимся у нас на зиму? (не забывать класть корм в птичьи кормушки) Слайд 17.
Перед Новым годом начинается массовая вырубка елей. Как предотвратить эту беду? (покупать ёлки, выращенные в питомниках или искусственные) Слайд 18.
В водоёмах, покрытых льдом, совсем мало воздуха, рыбы задыхаются. Как спасти рыб от гибели? (Рыболовы делают проруби во льду, и воздух попадает в воду) Слайд 19-20.
Голодно зимой и зверям. Белочка прячется в дупле, (21) а лиса забирается в глубокую нору. (22) По ночам тоскливо воют волки. Голод гонит их поближе к жилью. (23) Зайцы днями сидят под кустами и лишь ночью кормятся горькой корой молодых осинок. (24) Когда на снегу образуется наст, многим животным тяжело передвигаться и добывать себе корм. Лоси, олени с трудом выкапывают из-под наста мох и листья, острой коркой режут ноги. (25)
В этом случае тоже помогает человек. Лесники раскладывают в лесах сено и веточки деревьев в специальных кормушках для лосей и оленей. Животные приходят к кормушкам и кормятся, некоторые даже становятся совсем ручными, не боятся человека. (26)
- Страница «Угадай – ка!» Слайд 27.
А сейчас отгадайте загадки зимы.
Он вошёл – никто не видел.
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (Мороз) Слайд 28.
Не снег и не лёд,
А серебром все деревья уберёт. (Иней) Слайд 39.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (Лёд) Слайд 30.
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель) Слайд 31.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег) Слайд 32.
Странная звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка) Слайд 33.
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц) Слайд 34.
- Какой заяц зимой? Для чего ему белая шубка?
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка) Слайд 35.
- Почему зимой белка меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было спасаться от врагов, например ястреба и куницы. А ещё беличья шубка становится более тёплой.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) Слайд 36.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса) Слайд 37.
- Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк) Слайд 38.
- Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
Как вы думаете, почему лисе и волку не нужно зимой менять цвет шубки?
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу. (Снегирь, свиристель) Слайд 39.
- Как называют этих птиц? (Пролётные)
Для малышей своих, птенцов-голышек
В январские крутые времена
Щипцами клюва из еловых шишек
Смолистые таскают семена. (Клёст) Слайд 40.
- Почему клесты выводят птенцов зимой? (Зимой в лесу много еловых и сосновых шишек)
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка) Слайд 41.
Синица
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится.
Клювиком в моё стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Чьи это следы? Слайд 42.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый гол я главная. (Ёлка новогодняя) Слайд 43.
- Когда отмечают Новый год?
- Страница «Народное метеобюро». Слайд 44.
Год велик – свои приметы знать велит. Старые люди примечали по погоде какой будет год, так появился народный календарь. Вот и мы сейчас познакомимся с некоторыми из примет зимы.
Зимой небо ясное – к морозу. Слайд 45.
Дым из трубы столбом – к морозу.
Зима снежная – лето дождливое.
Зима без снега – лето без хлеба.
Туман зимой - к оттепели.
- Итог. Слайд 46.
- Ну вот, ребята, сегодня мы читали с вами интересную книгу – «Белую книгу зимы». Вам понравилась эта книга?
-Что вам особенно запомнилось из книги?
6. Анализ деятельности детей.
Список использованной литературы:
- Арстанова Л.Г. занятия и развлечения со старшими дошкольниками. Волгоград: «Учитель», 2009.
- Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. С-Пб: «Литера», 2007.
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? М.: Гном и Д, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста
по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....

Методическая разработка занятий по формированию у детей связной речи
Одной из основных задач детских образовательных учереждений является формирование у детей связной речи.Младший школьник должен четко ,логично ,последовательно рассказывать о событиях ,объектах.И...

Методическая разработка занятия по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации "Решение задач на проценты"
Данное занятие рассчитано для учащихся 9 классов и проводится во внеурочной деятельности по предмету математика, в целях подготовки к итоговой государственной аттестации.Цель данного занятия: повторит...

Методическая разработка занятия по подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации "Методы вычисления площадей плоских фигур"
Данное занятие предназначается для учащихся и учителей математики для подготовки к государственной итоговой аттестации. Цель данного занятия: повторить и систематизировать практические умения и навыки...

Методическая разработка занятия в ГПД для 3 класса
Методическая разработка будет полезна воспитателям группы продленного дня и педагогам начальной школы для занятий с детьми по истории Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия в ГПД для 2 класса "Вода - чудо природы"
Вода - эта жидкость самая загадочная и самая важная. Давайте побудим детей понять её значимость в нашей жизни и воспиьаем бережное отношение к ней!!!...
Методическая разработка занятия «Страна экологии»
Методическая разработка занятия «Страна экологии»...