Методическая разработка занятия по экологии для детей 5 класса с ОВЗ "Белая книга зимы"
методическая разработка (5 класс) по теме

Зейц Алёна Альбертовна

Данный материал содержит конспект занятия  о зиме. Доступный познавательный материал, несложные задания помогают детям с ОВЗ изучать природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belaya_kniga_zimy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии в 5 классе.

Тема: Белая книга зимы.

Цель:

Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

     1. Расширять у детей знания и представления о сезонных изменениях    зимой.

  1. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь.
  2. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Оборудование: презентация о зиме, звуки зимы.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

- Дорогие ребята, сегодня занятие будет сказочным, и начнём мы его со сказочной загадки.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?

- Почему зиму здесь называют царицей?

- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в тройке?

- Правильно, это зимние месяцы.  Вспомните их названия.

  1. Речевая  разминка.

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли  недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

3. Сообщение темы.

         - Сегодня мы будем читать удивительную книгу.  Она называется «Белая книга зимы».  Слайд 1.

   А читать мы её будем интересно, по-новому.  

  1. Итак, первая страница – звуки зимы.  Закройте глаза и слушайте.

( Прослушивание фонограммы метели)

- Как вы думаете, что вы слушали? Это метель.  Слайд 2.

Метель гудит,

В трубе шумит.

Очень страшно одному.

А метель всё: «У-у-у».

  1. Страница «Приметы зимы». Слайд 3.

- Сейчас мы с вами поиграем. К вам на ладонь будет падать снежинка.  А чтобы она не растаяла, вы должны быстро назвать примету зимы.

  1. Страница  «Зимние картинки».    Слайд 4.

     Рассказ воспитателя.

     Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.  Слайд 5.

     Подула она свежими морозными ветрами, спрятала быстрые реки под толстый голубой лёд. На голые деревья и кусты набросила тёплые, пуховые шубы. Неяркие лучи солнца порой перебирают алмазную россыпь сугробов, а мохнатый иней так  разукрашивает  ветки деревьев, что становятся те похожи на сказочные существа.  Слайд 6.

      Зимний день короток.  А если ещё и солнце не часто балует, то день похож на сумерки. И всё-таки и зимний лес может подарить интересные встречи.   Слайд 7.

     Лесные обитатели сейчас держатся, в основном, в ельниках.  Снега там меньше.  Звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег. Птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.

      В глубоком снегу сейчас деревья и кусты. Им просто необходим отдых.  Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Слайд  8-9.

     Много весёлых забав у детворы зимой – катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега.  Слайд 10-13.

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует  в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

   Мы принесём густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

- Какой любимый праздник зимой? Новый год! Слайд 14.

4.Физминутка.

Снежинки спускаются с неба             (машут руками)

Всё ниже, всё ниже.                             (приседают)

Сугробы пушистого снега

Всё выше, всё выше.                            (поднимаются)

Шаги уходящего гола

Всё тише, всё тише.                             (шаги  назад)

А песенка Нового года

 Всё ближе, всё ближе.                         (шаги вперёд)

  1. Страница «Помоги нам, человек!».  Слайд 15.

     Всё вроде бы зимой хорошо, да не так как кажется. Многие животные и птицы жалуются на зиму.  Холодно и голодно им проводить зимние дни и ночи.  Каких зимующих птиц вы знаете?  Слайд 16.

     Как помочь птицам, остающимся у нас на зиму? (не забывать класть корм в птичьи кормушки) Слайд 17.

     Перед Новым годом начинается  массовая  вырубка  елей.  Как  предотвратить эту беду?  (покупать ёлки, выращенные в питомниках или искусственные)  Слайд 18.

     В водоёмах, покрытых льдом, совсем мало воздуха, рыбы задыхаются.   Как  спасти   рыб  от гибели?  (Рыболовы делают проруби во льду, и воздух  попадает  в  воду)  Слайд 19-20.

     Голодно зимой и зверям. Белочка прячется в дупле, (21) а лиса забирается в глубокую нору. (22)  По ночам тоскливо воют волки. Голод гонит их поближе к жилью. (23)  Зайцы  днями сидят под кустами и лишь ночью кормятся горькой корой молодых осинок. (24)  Когда на снегу образуется наст, многим животным тяжело передвигаться и добывать себе корм. Лоси, олени с трудом выкапывают из-под наста мох и листья, острой коркой  режут ноги. (25)

     В этом случае тоже помогает человек.  Лесники раскладывают в лесах сено  и  веточки деревьев  в специальных кормушках для лосей и оленей. Животные приходят к кормушкам и кормятся, некоторые даже становятся совсем ручными, не  боятся человека. (26)

  1. Страница «Угадай – ка!» Слайд 27.

А сейчас отгадайте загадки зимы.

Он вошёл – никто не видел.

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез.

А  на окнах вырос лес.  (Мороз)  Слайд 28.

Не снег и не лёд,

А  серебром все деревья уберёт.  (Иней) Слайд 39.

Прозрачен, как стекло,

А  не вставишь его  в окно.  (Лёд)  Слайд 30.

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала  улица бела.  (Метель)  Слайд 31.

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что  видит на пути.  (Снег) Слайд 32.

Странная звездочка с  неба упала.

Мне  на ладошку легла  и пропала. (Снежинка)  Слайд 33.

Быстрый прыжок,

Тёплый пушок,

Красный  глазок.  (Заяц)  Слайд 34.

     - Какой заяц зимой? Для чего ему белая шубка?

А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Зверька  узнаем мы с тобой

По двум таким  приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А  в рыжей шубке летом.  (Белка)  Слайд 35.

     - Почему зимой белка меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было спасаться от врагов, например ястреба и куницы. А ещё беличья шубка становится более тёплой.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От  мороза прячет  нос.  (Медведь)  Слайд 36.

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек  хватает?  (Лиса)  Слайд 37.

     - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу  готов напасть.  (Волк)  Слайд 38.

     -  Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее.  Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Как вы думаете, почему лисе и волку не нужно зимой менять цвет шубки?

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать  у вас хочу. (Снегирь, свиристель) Слайд 39.

- Как  называют этих птиц? (Пролётные)

Для малышей своих, птенцов-голышек

В  январские   крутые  времена

Щипцами клюва из еловых шишек

Смолистые  таскают семена. (Клёст)  Слайд 40.

     - Почему  клесты  выводят птенцов зимой? (Зимой в лесу  много еловых и сосновых шишек)

 

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц  зерном и хлебом.  (Кормушка)  Слайд 41.

Синица

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной  птахе  стало.

Чьи это следы?  Слайд 42.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На  Новый гол я главная. (Ёлка новогодняя)  Слайд 43.

- Когда отмечают Новый год?

  1. Страница «Народное метеобюро».  Слайд 44.

     Год велик – свои приметы знать велит. Старые люди примечали по погоде какой будет год, так появился народный календарь.  Вот и мы сейчас познакомимся с некоторыми из примет зимы.  

Зимой небо ясное – к морозу.         Слайд 45.

Дым из трубы столбом – к морозу.

Зима снежная – лето дождливое.

Зима без снега – лето без хлеба.

Туман зимой  - к оттепели.

  1. Итог.  Слайд 46.

     - Ну вот, ребята, сегодня мы  читали с вами интересную книгу – «Белую книгу зимы».  Вам понравилась эта книга?

-Что  вам  особенно запомнилось  из книги?

6.  Анализ деятельности детей.

                    Список использованной литературы:

  1. Арстанова Л.Г.  занятия и развлечения со старшими дошкольниками. Волгоград: «Учитель», 2009.

  1. Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде. С-Пб: «Литера», 2007.

  1. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? М.: Гном и Д, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста

по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....

Методическая разработка занятий по формированию у детей связной речи

Одной из основных задач детских образовательных учереждений является формирование у детей связной речи.Младший школьник должен четко ,логично ,последовательно рассказывать о событиях  ,объектах.И...

Методическая разработка занятия по подготовке обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации "Решение задач на проценты"

Данное занятие рассчитано для учащихся 9 классов и проводится во внеурочной деятельности по предмету математика, в целях подготовки к итоговой государственной аттестации.Цель данного занятия: повторит...

Методическая разработка занятия по подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации "Методы вычисления площадей плоских фигур"

Данное занятие предназначается для учащихся и учителей математики для подготовки к государственной итоговой аттестации. Цель данного занятия: повторить и систематизировать практические умения и навыки...

Методическая разработка занятия в ГПД для 3 класса

Методическая разработка будет полезна воспитателям группы продленного дня и педагогам начальной школы для занятий с детьми по истории Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия в ГПД для 2 класса "Вода - чудо природы"

Вода - эта жидкость самая загадочная и самая важная. Давайте побудим детей понять её значимость в нашей жизни и воспиьаем бережное отношение к ней!!!...