ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.
методическая разработка по теме

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ,  ВОСПИТЫВАЕТ УСТОЙЧИВЫЙ ИНТЕРЕС К  ИЗУЧАЕМОМУ ПРЕДМЕТУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_ur.r.yaz_..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ 7 ВИДА.

     Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью

к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми,

и заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить

их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и

инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее,

что делает человека человеком.

     Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называ-

ется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем,

что учебный материал требует довольно высокого развития способности

анализировать и побуждает как бы даже «препарировать» живое явление,

которое  пронизывает всю жизнь ребёнка, начиная с первых лет. Язык

присутствует в опыте детей в целостном виде, и к моменту, когда он ста-

новится предметом изучения в школе, у многих ещё не сформировалась

потребность расчленить его на составляющие элементы и установить

соотношения между этими элементами – а именно этого требует  про-

грамма. Игровые приёмы и методы обучения на уроках русского языка

облегчают усвоение программных требований учащимися  с ЗПР.

      Использование мною самых различных игр на уроках русского языка

пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства,

добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем,

обеспечивают повышение внимательности и работоспособности, что так

важно для учащихся с ЗПР.  Разумеется, что я тщательно подбираю на

своих уроках время и место для использования игровых заданий,

рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную

настороженность и нежелание некоторых учеников работать. В играх,

используемых на  уроке, необходимо задействовать собственную активность ученика. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что школьнику просто сообщают, может пройти мимо его сознания: но то, до чего он додумался сам, - его собственное «открытие» - остаётся навсегда.

      Чтобы открытие состоялось, я стараюсь направить активность учащихся на  анализ учебного материала. Их мыслительная работа на уроке должна проходить в наиболее естественной форме – «игре по правилам», а условием выигрыша станет понимание и верное использование правил игры, ведь правило – это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Главная цель игры на уроке русского языка – показать  красоту и богатство  родного языка, преодолеть представление  о нём  как о формальном и скучном предмете, пробудить интерес у учащихся с ЗПР к самому главному и прекрасному учебному предмету, изучаемому в школе.

Игры  на  уроках  русского  языка

(5 – 9 классы).

Кто больше придумает?

Цель.  Развитие воображения, речи, закрепление учебного материала через

            использование игровой мотивации.

Описание.  Каждый учащийся получает свою сюжетную картинку.

Задание: написать предложения про эту картинку.

Выигрывает тот, кто напишет больше всех предложений. Выигравшего  

определяет учитель, который наблюдает за выполнением задания и

предлагает прочитать самую удачную работу.

  1. Самостоятельное придумывание предложений – довольно  сложная  умственная

 деятельность. Опора на картинки помогает «сдвинуться с мёртвой точки»,

 в первую очередь тем ученикам, чьё воображение бедно от недостатка опыта

 или заблокировано страхом неудачи. Кроме того, мотив соревнования      способствует включению в работу тех ребят, у которых собственно учебные,

 познавательные мотивы ещё не сформировались или слабы.

У кого смешнее?

Цель.  Развитие воображения, речи, чувства юмора, мышления.

Описание.  Даётся задание: придумать смешные предложения или

смешной рассказ (тема свободная). Можно использовать в качестве дом.зад.

Письменные работы анализируются с целью отбора самых смешных и не

смешных – не для оценки, а для последующего обсуждения вместе с учениками: почему одно смешно, а другое нет.

  1. Условие «чтобы было смешно» создаёт положительное эмоциональное

состояние, позволяет снизить страх ошибки у тревожных и неуспешных детей,

так как ошибочные, «нелепые» предложения могут быть смешными, а именно это и требуется по условию. Когда нет боязни ошибиться, расцветает фантазия и

могут проявиться все речевые и мыслительные способности, которые блокировались страхом в ожидании порицания.

 

Сколько в слове слогов?

Цель.  Развитие внимания, быстроты мышления, невербальное закрепление

            учебного материала.

Описание.  Учитель, бросая маленький мячик, называет слово. Поймавший,

бросая мячик обратно, называет количество слогов в этом слове.

  1. Здесь происходит тренировка умения разбивать слово на слоги  до уровня автоматизма, т.е. формирование интеллектуального навыка. Движение мячика туда-сюда, необходимость следить за ним побуждают учащихся мобилизовать внимание и прислушиваться к ответам товарищей, попутно тренируясь. 

Кто быстрее исправит ошибки?

Цель.  Развитие внимания, закрепление учебного материала  через

                использование игровой мотивации.

Описание.  На доске – два текста, равные по количеству слов и ошибок.

Задача учеников-соперников – как можно быстрее найти и исправить все

ошибки в тексте.

  1. Участники игры как бы выступают в роли учителя, проверяющего письменную

работу. Принятие на себя этой роли стимулирует активность учащихся  в

деятельности, которая обычно трудна для них, так как требует высокой

концентрации внимания.

Разноцветные  мячики.

Цель.  Развитие внимания, речи, мышления.

Описание.   Учитель, бросая мячик, называет имя существительное.

Ученик, поймавший мячик, придумывает к этому им.сущ. подходящее

слово: если мяч синий – слово отвечает на вопрос «какой?», если красный –

на вопрос «что делает?».

  1. Довольно сложное задание, так как требует нескольких умственных действий:

1)  удерживать в памяти связь цвета мяча с вопросом;

2)  получив мяч, быстро выбрать категорию ответа (прилагательное или глагол);

3)  находить подходящее слово и связывать его с названным.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики в коррекционной школе- интернате 1вида.

Применение ИКТ на уроках математики при обучении неслышащих детей....

Важнейшие направления в интеграционном процессе обучения на уроках ритмики в коррекционной школе- интернате 7 вида.

Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на практике и систематизировать новые формы и направления, а так же разрабатывать и примен...

Статья "Словесные методы обучения на уроках географии в коррекционной школе-интернате VIII вида"

Изучение географии в школе - интернате  VIII  имеет большое коррекционное  значение. Географический материал  в силу своего содержания обладает большими возможностями для ра...