Итоговый интегрированный урок по творчеству Н.А. Некрасова
план-конспект урока (8 класс) по теме

Ветчинкина Александра Анатольевна

Урок, объеденивший в себе работу по двум предметам: чтению и русскому языку в 8 классе школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrir._uroka_po_nekrasovu.docx26 КБ
Файл integrir._urok_nekrasov.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по творчеству Н.А. Некрасова

(Чтение и р.р. «Итоговый урок по творчеству Н.А. Некрасова»

Русский язык «Имя прилагательное»)

Задачи:

Коррекционно-обучающая: учить различать разные стили написания стихотворений; помочь увидеть картины зимней природы; обеспечить усвоение детьми признаков имён прилагательных, нахождение имён прилагательных в стихотворном тексте; учить детей работать в группах

Коррекционно-развивающая: обеспечить умение формулировать главную мысль стихотворения; обеспечить умение сравнивать стили стихотворений

Коррекционно-воспитывающая: обеспечить понимание детьми красоты русской зимы; сформулировать у обучающихся эстетическую оценку прочитанных стихотворений

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Ход урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность детей

Орг.момент

(1 минута)

Здравствуйте, проверьте порядок на партах (дневник, пенал, распечатки стихотворений).

Садитесь на свои места, помните о правилах посадки (ноги прямо, кулачок между животиком и партой)

Проверяют готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки

Подготовка к восприятию темы урока

(1 минута)

Сегодня необычный урок. В чём его необычность?

На сегодняшнем уроке мы будем работать и над чтением, и над русским языком

Объявление темы урока

(2 минуты)

Ребята, над творчеством какого поэта мы заканчиваем работу?

Сегодня обобщающий урок по творчеству писателя Н.А. Некрасова

Какие произведения этого автора вы знаете?

Перечисляют

Подготовительная работа

(2 минуты)

Назовите темы стихотворений Н.А. Некрасова

Некрасов писал стихотворения о природе, о том, что нас окружает

Что повлияло на творчество Некрасова?

Раннее детство Некрасова повлияло на его дальнейшее творчество (большая семья (13 братьев и сестёр), ловля птиц и грибы, крепкая дружба с крестьянской ребятней)

Словарная работа

(2 минуты)

Сегодня мы будем работать над двумя стихотворениями, которые написал Н.А. Некрасов. Ваша задача: рассказать в чём сходство, и в чём различие этих произведений

Что вам нужно будет сделать?

Слушают

Наша задача рассказать в чём сходство, и в чём различие стихотворений

Перед чтением проведём словарную работу.

Какие из слов вам знакомы?

Прочитайте слова с доски

Зяблик – певчая птица

Бор – крупный, сосновый и еловый лес

Дозор – наблюдение с целью охраны

Воевода – военачальник, правитель

Слушают

Отвечают

Первичное чтение

1-ое стихотворение

(3 минуты)

Чтение учителем наизусть 1-го стихотворения:

«Снежок»

Снежок порхает, кружится,                                          

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,                          

Сегодня - посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,                                

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Слушают под музыку с закрытыми глазами (П.И. Чайковский «Щелкунчик»)

О каком времени года стихотворение? По каким признакам это поняли?

Стихотворение о зиме. Снег порхает, на ветках сидят снегири, снег изрезан лыжами

Какие образы в вашем воображении вызвало это стихотворение и эта музыка?

Зима, тепло, первый снег

Какая часть зимы описана в стихотворении: начало, середина, конец? Как вы это поняли, найдите подтверждение в тексте? Какими словами автор описывает зиму?

Начало зимы (ноябрь, декабрь), лужицы превращаются в лёд

Определите, какие звуки к какому стихотворению подходят:

  1. Скрип снега
  2. Мурлыканье кошки
  3. Завывание метели
  4. Капель

К данному стихотворению подходят: скрип снега, мурлыканье кошки

Теперь вы прочитаете стихотворение по строфам

3 человека читают

Первичное чтение

2-ое стихотворение

(3 минуты)

Чтение учителем наизусть 2-го стихотворения:

Не ветер бушует над бором                                

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит  хорошо ли метели                                

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,                      

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет  по деревьям шагает,                          

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Слушают под музыку с закрытыми глазами (Прокофьев «Танец рыцарей»)

О каком времени года стихотворение? По каким признакам это поняли?

Стихотворение о зиме. На улице мороз, метели, лёд на водоёмах

Какие картины в вашем воображении вызвало это стихотворение и эта музыка?

Зима, мороз, метель

Какая часть зимы описана в стихотворении: начало, середина, конец? Как вы это поняли? Какими словами автор описывает зиму?

Середина зимы (январь, февраль), метут метели, трещат морозы

Определите, какие звуки к какому стихотворению подходят:

  1. Скрип снега
  2. Мурлыканье кошки
  3. Завывание метели
  4. Капель

К данному стихотворению подходит: скрип снега, завывание метели

Теперь вы прочитаете стихотворение по строфам

4 человека читают:

Сравнительная характеристика 2-х стихотворений

(3 минуты)

Чем похожи стихотворения?

Оба стихотворения о зиме, написаны одним автором

Чем стихотворения отличаются?

Одно стихотворение детское, а другое более серьёзное

ФИЗМИНУТКА!!!

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Садитесь на свои места, проверьте правила посадки

Выполняют задание

Письменная работа (12 минут)

Ребята, мы с вами только что рассмотрели стихотворения с точки зрения чтения, а теперь мы обратимся к произведениям с точки зрения русского языка

Слушают

Какие части речи вы обнаружили в тексте стихотворений?

Какая часть речи больше других подчёркивает признаки предмета, описывает его?

Существительные, глаголы, прилагательные

Имя прилагательное подчёркивает признаки предмета, описывает его

Для более выразительного описания зимы Н.А. Некрасов пользуется в своих стихотворениях различными частями речи. В том числе и прилагательными. Ваша задача устно найти в стихах все прилагательные. Что вам нужно сделать?

Как выделяется имя прилагательное на письме? От какой части речи зависит имя прилагательное?

Нам нужно найти в стихах все прилагательные

Имя прилагательное выделяется с помощью волнистой линии, зависит от существительного

Теперь вы распределите имя существительное + имя прилагательное, которое выделено в тексте, по схеме на карточках. Что вам нужно сделать? Как вы это будете делать

Перед вами на слайде ОПОРА (имя существительное (Х) + имя прилагательное) ,которая поможет в работе

Ед.ч.

Мн.ч

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

рыжая кошка

холодное стекло

розовые яблоки

голой земли

яркое солнце

весёлых мух

по замёрзлой земле

белых мух

в косматой бороде

лесные тропы

в великих водах

в малых водах

Сверьтесь с образцом

Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения задания у соседа

Нам нужно распределить имя существительное + имя прилагательное, которое выделено в тексте, по схеме на карточке

Соотнесение с образцом

Взаимопроверка

Выставление отметок

Работа с иллюстрациями

(8 минут)

Мы продолжаем работу на стихотворениями Н.А. Некрасова. Сейчас вы поделитесь на группы. Задача каждой группы: выбрать из представленных иллюстраций те, которые подходят к выделенным строкам стихотворения, доставшемуся вашей группе. Что вам нужно сделать?

Нам нужно

  1. Поделиться на группы
  2. Выбрать из представленных иллюстраций те, которые подходят к выделенным строкам стихотворения

Теперь давайте поделимся на группы. 

Делятся на группы

Инструкция:

  1. Прочитайте задание
  2. К выделенным строкам подберите иллюстрацию
  3. Выберите спикера и ассистента
  4. Выходите к доске
  5. Спикер читает стихотворение, ассистент показывает иллюстрации

Объясните, почему вы считаете, что именно эти картины подходят стихотворению?

Объясняют

Подведение итогов

(1 минута)

Что вы усвоили из русского языка?

Что усвоили из чтения?

Что нового вы узнали?

Что вам понравилось на уроке?

Какое из стихотворений вам больше понравилось? Почему?

Чему нас учат прочитанные стихотворения?

Рассказывают

Выставление отметок за урок

(1 минута)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Некрасов Николай Алексеевич 1821-1877

Слайд 2

Словарная работа: Зяблик – Бор – Дозор – Воевода – певчая птица крупный, сосновый и еловый лес наблюдение с целью охраны военачальник, правитель

Слайд 3

Снежок Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Весёлых белых мух.

Слайд 4

*** Не ветер бушует над бором Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде…

Слайд 5

Снежок Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Весёлых белых мух. *** Не ветер бушует над бором Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде… Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Слайд 6

Имя существительное + имя прилагательное Единственное число Множественное число Мужской род Женский род Средний род рыжая кошка голой земли по замёрзлой земле в косматой бороде холодное стекло яркое солнце розовые яблоки весёлых мух белых мух лесные тропы в великих водах в малых водах

Слайд 7

Инструкция для работы в группах : Прочитайте задание К выделенным строкам подберите иллюстрацию Выберите спикера и ассистента Выходите к доске Спикер читает стихотворение, ассистент показывает иллюстрации

Слайд 8

Иллюстрации к стихотворению «Снежок»

Слайд 13

Иллюстрации к стихотворению «Не ветер бушует над бором…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».

Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;  раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...

Интегрированный урок по творчеству А.А. Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А. Фета  "А.А. Фет - поэт, художник, музыкант"...

Интегрированный урок по творчеству А.А.Фета

Интегрированный урок (литература, английский язык, изобразительное искусство, музыка) по творчеству А.А.ФетаУчителя:Коваль Т.Е., Манвелян Г.Ю., Ганюшкина А.А....

Урок по творчеству Н.А. Некрасова 6 класс. Стихотворение " Железная дорога."

Урок литературы в 6 классе. (Программа В.Я.Коровиной). Тема: «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». Н.А.Некрасов – поэт-гражданин. (По произведению Н.А.Некрасо...

Интегрированный урок по творчеству О.Генри

Данная методическая разработка интеграционного урока по предметам "Литература народов мира" и "Английский язык", выполнена преподавателями английского языка и литературы. Урок пост...