ОПЫТ,ТВОРЧЕСТВО,УСПЕХ
статья на тему

Алхимова Любовь Владимировна

Очень мало публикаций о работе с глухими воспитанниками. Я работаю учителем музыкально-ритмических занятий в школе-интернате, именно с глухими детьми, учу их петь,петь жестами.И решила поделиться своим опытом работы с неслышащими детьми.

Для глухих детей песня - это в общем-то не слова, это приключение эмоции. О приключении хочется рассказать, выплеснуть, выговориться» и  ребята действительно поют душой. И нет в этом ни капли неискренности. Только восхищение. Все эти эмоции они исполняют жестами.

 Участие в конкурсах для глухих детей - это уже большая победа!    

На утесе плеч моих
Пусть лицо не шелохнется,
Но пусть рук поющих речь
Слуха рук моих коснется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx642.81 КБ

Предварительный просмотр:

Нет работы более    изнурительной

                                                   для сердца, чем работа педагога”.                                                                            

В.А.Сухомлинский.

.

                                                                                                                             

Доброта и любовь к детям  - не только внутреннее состояние, но и главный мотив, стимул работы учителя. Я  оптимист  и верю в преобразующую силу воспитания. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи моих  учеников. Но этой веры будет недостаточно, если сам ребенок не будет верить в себя. Вера в себя – вот основа развития ребенка, развития способностей, заложенных в каждом.

Музыка может хорошо восприниматься глухими. Главное – развить эту способность.

Музыка слушает нас

Говорят, что музыка лечит. Действительно, опыт показал – дети быстро развиваются, у них улучшается слух, а главное – они получают некоторые навыки общения.

Я вижу улыбки на лицах глухих маленьких музыкантов, которые счастливы в мире звуков, в искусстве.

Мои воспитанники обожают танцевать, любят петь, гордятся победами на всевозможных смотрах.  У них есть своя азбука, собственный язык и острое чувство общности.

 У глухих ребят в танце раскрывается их душа. Они хорошо запоминают ритм, настроение мелодии тоже можно объяснить, а для подстраховки  я сижу в первом ряду, и рукой или мимикой, как дирижер, подсказываю  ритм. А вот для пения глухому, помимо прочего, нужен артистизм – исполнитель движется, как артист в клипе, и под фонограмму руками переводит все, о чем поется в песне.

За многие годы работы в школе я не перестаю  удивляться тому, каким образом дети ощущают музыку. У глухих людей очень сильно развито тактильно-вибрационное ощущение. Очень часто малыши на занятиях подходят к фортепиано и касаются их своими маленькими ручками, чтобы ощутить вибрации музыки. Так они учатся «слышать» свои первые звуки. Но сейчас, благодаря развитию новых технологий и внедрению качественных индивидуальных слуховых аппаратов, у детей появилась возможность развивать свой  остаточный слух и в какой-то мере наслаждаться многообразием мира звуков.

В школе я веду  с первого по пятый класс музыкально-ритмические занятия, а во второй половине дня,     кружок жестового пения  «Вдохновение»

Меня очень радует, что дети сами проявляют огромный интерес к музыке,  что им хочется петь, пусть по своему. Я верю, что в жизни все происходит неспроста. И для меня нет ничего важнее сильного желания научить глухих детей через музыку слышать тысячи голосов окружающего мира.

Я ничего другого для себя не представляю, я чувствую, что я там, где должна быть. Я вижу плоды своих трудов и радуюсь за успехи своих учеников.

Сегодня речь о тех, кто никогда не услышит музыку

 Как научиться их понимать?          

 Главный смысл моей деятельности – создание ситуации успеха каждому                                          

  ученику на каждом уроке. Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый  успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет  его деятельность.

По моему мнению, у ребенка всегда должен быть шанс получить  публично  

выступить, исправить свои ошибки. Поэтому я просто обязана дать шанс

таким детям. «Ты можешь!» - должен напоминать учитель ученику.

«Он может!» - должны понимать окружающие. «Я могу!» - должен поверить  

в себя ученик. 

Чтобы разучить  одну песню, иногда требуется не один месяц. Но самое  сложное  жестами

 и мимикой выразить то, что обычные артисты передают голосом. Руками, жестом и глазами. Глаза у них — живые, и руками они  стараются показать эмоции.  Причем получается это у них неплохо, иногда

даже мурашки по телу.

Доброжелательная улыбка, замечания, не вызывающие обиды и неприятия,невербально общение (иногда в процессе урока достаточно бывает жеста взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников)-все это способствует созданию положительных эмоций во время урока.

          Мы воспитываем их природную пластику, нехватка слуха очень сильно компенсируется выразительностью рук и взгляда. А их руки, глаза очень

выразительны! Дело в том, что в словаре глухонемых насчитывается всего около двух тысяч жестов.
 На первый взгляд, "закорючки", которые выделывают глухонемые люди руками, очень сложно расшифровать. А уж выучить и не светит. Но это только кажущаяся сложность. На самом деле, язык жестов предельно точен, лаконичен и многие слова вы можете запомнить сразу. Надо только ассоциативно зафиксировать жест и соответствующее ему слово у себя в голове.
 Они учатся правильно говорить. Потому что запас слов у глухих детей очень маленький. Им сложно.

А при заучивании песен — это те же стихи – и у них обогащается запас слов.      
Язык жестов учить надо точно так же, как и любой другой язык. Правда, с ним несколько проще, так как все мы неосознанно при разговоре показываем что-либо собеседнику с помощью мимики и движений рук.

Музыка рук

Жестовая песня - жанр красивый, завораживающий. Чтобы двигаться в такт музыке, глухим артистам приходится улавливать не столько саму мелодию, сколько вибрацию звука, ритм. Язык жестов, увы, беден. Нужна особая пластика, чтобы передать зрителю нужные чувства.

Для пения глухому, помимо прочего, нужен артистизм – исполнитель движется, как артист в клипе, и под фонограмму руками переводит все, о чем поется в песне.

Самая искренняя песня - у глухих

Глухие от рождения, или почти с рождения, этим и гениальны: их не обманут слова, их не обманет прикосновение. Ибо они знают азбуку прикосновений, их смысл. Многие глухие ощущают тепло ладони еще до того, как она дотронулась. Они чувствуют жесткость рук, глаз, лиц. Или их ласковость. И слова этот главный смысл заслонить не смогут.

На день, на неделю закрыть уши - йоги так и делают. Чтобы увидеть то, что скрывают слова. И жизнь приобретает другой вкус.

К сожалению, эта чуткость, эта прозорливость оплачена дорогой ценой. Глухота - мир не только без звуков. Глухота - мир без слов. И в этом главная проблема. Потому что слово, как оказывается, значит слишком много для абстрактного мышления. Без которого жить непросто.

Но удивительно, что популярностью среди детей пользуются как раз не уроки "разговора". А жестовое пение. Дети хотят петь!  

Бойцова Ксения- воспитанница школы-интерната. Про неё  можно сказать - звездочка. Но в своем измерении. На областных конкурсах жестовой песни она - призер! Культура и богатство жеста занимают большое место в жизни людей с тугоухостью, глухотой. Не понять, а почувствовать надо это.. У нас у педагогов школы подчеркнутая артикуляция и выразительные жесты.

Песни переводят с нашего на свой. И здесь возникают вопросы. Все чересчур надуманные сравнения, обороты, метафоры на более, может быть, честный язык жестов не переводятся. Например, "небо смеется" - это в общем-то понятно, но что такое "птица счастья завтрашнего дня"? Я работаю над обогащением словарного запаса воспитанников. Их язык пока прост и скуден: Париж - это просто башенка, вылепленная

руками, море - волны руками, любовь - две ладони на сердце. "Я люблю тебя" - это движение рук от сердца к тому, кого любишь. Цветок - распускающаяся ладонь, дедушка - кулак у подбородка, вроде как бороду мнет, а вот бабушка - сжатые руки у щек, возле ушей. Что же мнет бабушка? Вероятно, платок. Жестов немного. Все, что посложнее, передается дактильной азбукой, где каждый жест - "буква".

Глядя на Ксению легко обобщать: песня - это в общем-то не слова, это приключение эмоции. О приключении хочется рассказать, выплеснуть, выговориться, выпеться. И глухим, может быть, посильнее, чем слышащим и много, бесплодно говорящим. Глухие действительно поют душой. И нет в этом ни капли неискренности. Только восхищение. Оценить жестовое, мимическое красноречие непросто. Но интересно.

А чем, собственно, еще им передать свои чувства, если нет голоса? Здоровому, нормально слышащему человеку жестовое пение будет понятным вдвойне или даже втройне, потому что оно идет под "плюсовую" фонограмму. Звучит музыка, известная певица поет, а Ксения сопровождает каждое слово и жестами, и выразительной артикуляцией губ. При этом она прекрасно двигается, успевает пританцовывать, улыбается, раскованна и нисколько не стесняется. Отдельные жесты понятны и без звукового "подстрочника": два пальца, прижатые к щеке, - это, конечно, поцелуй. А вот припев "Люли, мои люли" переводится как плавное прижимание двух рук одновременно все к тем же щекам.

Научить глухого танцевать - дело непростое.  Петь - фантастика!

Заниматься музыкой с глухими воспитанниками начинаю с детского сада. В этом возрасте, в эмоциональном развитии детей с нарушениями слуха очень помогают игра и драматизация. Все занятия с детьми проводятся в игровой форме. Дети учатся подражать эмоциям педагога: радоваться и огорчаться, изображать испуг и боль. В своей работе никогда не ругаю ребенка, не говорю ему, что он сказал плохо. Я  постоянно стимулируем желание ребенка говорить, хвалю его за любое самостоятельно сказанное слово и выражение. Игра, драматизация позволяют маленькому ребенку передать с помощью движений и изменения тембра, ритма и интонации образ какого-либо животного (медведь, зайка, лиса и т. д.) или окружающих его людей (дедушка, бабушка, маленький ребенок). Благодаря такой системе работы все наши глухие дети — немного «артисты». А когда малыши подрастут, уже начинаю заниматься жестовым пением. Жестовое пение -это еще диковинка, но уже своеобразный прорыв в социализации людей с ограниченными физическими возможностями.

Это удивительно, но  у нас в школе, для глухих детей постоянно звучит музыка. Мы заметили, что музыка оказывает большое эмоциональное воздействие на глухого ребенка. Теперь часто можно услышать музыку на уроках чтения, развития речи и др. Музыка помогает эмоциональному восприятию создает определенный эмоциональный настрой.

Коррекционная работа продолжается при работе над жестовой песней.

Обогащается словарный запас у ребят, они знакомятся со значением многих слов. Он погружается в стихию игры и творчества — формируются навыки коллективной работы, обогащается и развивается речь детей.

Мне хочется создать ситуацию успеха обучающихся, их признание. Дать возможность показать свои способности, реализовать одаренность. На протяжении трех лет мои ребята приняли участие во Всероссийских, областных, городских конкурсах. Хореография рук, движений телом под прекрасные музыкальные произведения создают у зрителей приобщения к настоящему искусству.

Для людей с ограниченными возможностями участие в конкурсах позволяет раскрыть творческие возможности, быть равным в обществе, приносить радость другим людям, быть нужным и востребованным.

Основным средством общения среди глухих людей является жестовый язык. Красота, доступность, эстетика жестового языка оказывает огромное влияние на развитие культуры у людей с ограниченными возможностями по слуху.

Участие в конкурсах для детей необычных, глухих - это уже большая победа!    

На утесе плеч моих
Пусть лицо не шелохнется,
Но пусть рук поющих речь
Слуха рук моих коснется.