Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе
методическая разработка по теме

Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе
Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, обогащению словарного запаса, преодолению межполушарной ассиметрии мозга, формированию положительных личностных качеств ребенка: общительности, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости и др.
    Физические упражнения помогают занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В программу физического развития ребенка с нарушением речи помимо обязательного раздела по физкультуре, соответстствующего возрасту, входят и специальные упражнения, которые обязательно проводятся совместно с воспитателем данной группы.
    Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у детей с недоразвитием речи нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат. Это позволило наметить перспективный план коррекционно-образовательной работы на занятиях по  физкультуре.


    Первое направление  включает серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое  участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основная задача этого направления – постановка правильного дыхания и увеличение жизненной емкости легких. Для ослабленного детского организма правильное дыхание – залог здоровья. Обучение правильному дыханию лучше проводить после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, прыжков, игры и т.д.) Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным и в 2 раза продолжительнее вдоха.
    Начинать надо с грудного дыхания в положении стоя, держа ладони на груди. Вдох через нос - грудь опускаем. Затем тоже упражнение, но И.п.- лежа на спине (2раза)
    Далее переходят к обучению брюшному дыханию. За время обучения внимание сосредоточить на следующем: вдох - выпячивается живот, выдох – подтянуть живот.
    Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании, педагог переходит к более сложному смешанному дыханию.


Упражнения для коррекции дыхания

«Погасили свечу». Стоя. Вдох – нос, выдох рот.    Понимание механизма дыхания
«Рисование». Лежа на спине, руки на груди.    Контроль грудного дыхания, увеличение глубины дыхания.
«Сдуть одуванчик». Стоя, руки на живот – глубокий вдох через нос (набрали воздух), медленный выдох через рот.    Усвоение ритма полного дыхания.
«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки в замок – глубокий вдох – поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-ух».    Согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры.
«Лягушка». Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед со взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка – сильный выдох с произнесением «ква».    Согласование дыхания с движением, развитие дыхательной мускулатуры.
Ходьба с различными  вариантами дыхания: на 3 шага – вдох, на 3 шага – выдох;
на 2 шага – вдох, на 4 шага выдох и т.д.    Варьирование частоты дыхания, согласование заданной частоты дыхания  с движением.
Бег с акцентрированным вниманием на дыхание: на 2 шага вдох, 4 шага – выдох.    Усвоение разных ритмов дыхания, согласование с движением, внимание на выдохе.

    Второе направление включает упражнения на развитие моторики: мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица, особенно круговой мышцы рта и жевательных мышц. Последнее наиболее успешно решалось при обучении детей мимической  гимнастике. При обучении специальным упражнениям  для укрепления мышц горла, шеи, силовым упражнениям в положении лежа на спине и животе с задержкой дыхания. Мимическая гимнастика развивает воображение, выразительность движений. Примеры артикуляционной гимнастики: «Вкусное варенье», «Почистим зубы». «Дудочка играет», « Жил-был язычок».
    Упражнения на развитие мелкой моторики даются с постепенным усложнением заданий. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары - надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, кубики, мячики-ежики.


Физические упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики рук
 

С большими мячами
•    Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя    Дифференцировка усилия и расстояния, глазомер, координация

•    Перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических палок из положения сидя, стоя, присев    Дифференцировка усилия и расстояния, глазомер, координация

•    Подбрасывание мяча: над собой и ловля двумя руками;
•    Подбрасывание над собой и ловля после удара о пол
    Координация движений рук, точность направления
•    Бросок мяча в стену и ловля его;
•    То же, но ловля после отскока от пола    Ловкость, ориентировка в пространстве
•    Ведение мяча на месте правой и левой рукой    Дифференцировка усилия и направления движения, координация движения рук
С малыми мячами
•    Перебрасывание мяча из одной руки в другую;
•    Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя;
•    Подбрасывание правой (левой) рукой и ловля двумя;
    Координация движений кисти, концентрация внимания
•    Высокое подбрасывание мяча вверх и ловля после выполнения хлопков, поворотов    Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений
•    Удары мячом о пол и ловля двумя руками;
•    О стену;
•    С дополнительными движениями    Дифференцировка усилия и направления движения, регуляция мышечного направления
•    Круговые движения кистями вправо и лево с мячами в руках    Подвижность в лучезапястном суставе, распределение внимания
•    Метание в горизонтальную цель (обруч) с 4-6 м разными по весу и фактуре предметами    Дифференцировка тактильных ощущений, ловкость
•        
•    Метание в вертикальную цель    Дифференцировка тактильных ощущений, ловкость
С набивным мячом
Ходьба, наклоны, приседания с набивным мячом


Третье направление – коррекционные упражнения. Коррекционные упражнения применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки.
Специальные коррекционные упражнения способствуют развитию физических способностей ребенка. Так, например:  упражнения  «Лягушка», «Плуг»,  «Лук»,  «Свеча» и  др.  способствуют развитию гибкости, силе, растяжке; «Ласточка», «Аист» - равновесию;  подпрыгивание до предмета, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты – прыгучести.

С помощью этих  упражнений  ребенок начинает управлять своим телом, корректируя его вместе с совершенствованием упражнений.

Четвертое направление – это закаливание. Наша задача – постепенно и регулярно заниматься закаливанием.
Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное действие на общее психосоматическое состояние и поведение ребенка. В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегченной одежде, босиком, при открытой форточке.  
Проводим комплексы оздоровительных упражнений для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Упрямый ослик» и «Плакса».

Пятое направление – точечный массаж.
Точечный массаж – это воздействие на биологически активную точку (БАТ) методом надавливания с легким массажем. На БАТ воздействуют пальцем или кистью: воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, регулирует трофику тканей, желез внутренней секреции, снижает нервное и мышечное напряжение. На занятиях по физкультуре мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.
Точечный массаж проводится не более 10 мин. Продолжительность надавливания на точку 0,5-1 мин., постепенно прибавляя по точке к ранее изученным.

Шестое направление – игровая  деятельность. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Если ребенок долго сидит, то потом он ищет выход своей энергии. Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не только тратой сил, сколько ее источником. Игра привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии, игра развивает ребенка, укрепляет его физически, учит управлять своими эмоциями и ощущениями.
Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами. Ребенок часто забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речетативе или песне, которые должны сочетаться с совершаемыми движениями и физическими упражнениями.
Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие.


Задачи коррекционной работы инструктора по физическому воспитанию с детьми логопедической группы

•    дифференциация носового и ротового дыхания

•    развитие мышечных движений (жевание, улыбка)

•    развитие слухового внимания

•    развитие артикуляционных движений (цоканье, шипение, насос и др.)

•    развитие мелкой моторики

•    развитие общей координации

•    развитие координации между движением и словом

•    развитие динамической координации движений
•    (напряжение – отдых – напряжение)

Коррекционная работа инструктора по физической культуре с детьми, имеющими нарушение речи

дыхательная гимнастика

общая моторика
•    развитие мелкой моторики рук
•    специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью

коррекционные упражнения
•    укрепление опорно-двигательного аппарата
•    специальные упражнения по ЛФК
•    развитие физических способностей

точечный массаж
•    оздоровительный
•    специальный (по показаниям заболевания)

закаливание

игра как закрепление и совершенствование правильного произношения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Физическая культура" (подготовительная группа)

Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов, предназначена для инструкторов по физическому воспитанию, работающих в ДОУ....

Коррекционно – развивающее занятие с детьми логопедической группы 1 класса с диагнозом ЗПРР

Занятие было составлено учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом для группы детей с диагнозом ЗПРР по теме "Дикие животные зимой"...

Интегрированное коррекционно – развивающее занятие в старшей логопедической группе на тему: «Вот она, какая осень золотая»

Применение проектных методик и технологий в образовательной деятельности. Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога...

Презентация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе

Презентация к рабочей программе учителя-логопеда в средней группе, разработанной на базе «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми...

Календарно-тематический план МДК 02.02 "Организация физкультурно-спортивной работы" для специальностей 49.02.01 Физическая культура для групп УФВ 142(д) и УФВ 143(д)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2017 / 2018 учебный год по дисциплине МДК 02.02. Организация физкультурно спортивной работыспециальности 49.02.01  «Физическая культура»для 4 курса...

Сюжетно-коррекционное занятие по физической культуре «Палочка-выручалочка»

Занятие предназначено для детей старшей группы с ТНР. Особенностью занятия является сюжетность по сказке В.Г. Сутеева "Палочка - выручкалочка". В занятие добавлены элементы коррегирующей гим...