Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
методическая разработка на тему

Павленко Юлия Юрьевна

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребёнка - «Детский сад №8 «Лесная сказка»

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Павленко Ю.Ю.

 Учитель-логопед

 I квалификационной категории

Бурминская И.В.

Педагог-психолог

I квалификационной категории

г. Северодвинск

2011 год

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями  речи, недоразвитием психических функций и процессов. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является особенно актуальным.

Обеспечение тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и педагога-психолога – важнейший аспект коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении.  Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа специалистов, а также осознанная заинтересованность включения в этот процесс родителей повышают эффективность коррекционно-развивающей работы, оптимизируют её организацию и содержание.

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиции которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время можно выделить две группы причин – предрасполагающие и производящие (провоцирующие), которые могут как способствовать возникновению заикания, так и непосредственно вызывать его.

Кроме того, существует несколько пиков проявления заикания, связанных с изменением социально значимой ситуации, например, поступление в детский сад, школу, пубертатный период.

В клинической картине заикания сочетаются собственно речевые нарушения различной степени выраженности и психологические факторы, во многом определяющие его течение, компенсацию и декомпенсацию.

Речевыми нарушениями при заикании являются артикуляционные, голосовые и дыхательные судороги речевых мышц, прерывающие плавность речи, ее слитность, и нарушения просодики (темпа, ритма, мелодичности).

Расстройства в психоэмоциональной сфере заикающихся обусловлены различными общеневротическими и логоневротическими нарушениями, которые возникают у них в результате затруднения речевого общения.

           Дети с заиканием характеризуются слуховой  и зрительной невосприимчивостью, трудностью осуществления слуховой обратной связи, более медленным реагированием на слуховые задачи, что деформирует воспринимаемую информацию и приводит к неверному планированию поведения, в значительной мере затрудняет полноценное общение. Им свойственна  высокая тревожность, агрессивность, эгоизм, конфликтность.

Таким образом, дети с заиканием не имеют возможность адекватно взаимодействовать с окружающими посредством речи. В связи  с чем затруднена социализация данной категории детей.

Нами разработан план взаимосвязанной работы учителя-логопеда и педагога-психолога по компенсации речевого дефекта и формированию коммуникативной деятельности у детей с заиканием, как одной  из значимых  предпосылок их успешной социализации.  

Основу предлагаемого плана коррекционной работы составляет учение Р.Е.Левиной, в котором заикание определяется «как расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции». Это определение указывает на необходимость при анализе и коррекции заикания учитывать наряду с уровнем общения ребенка и состояние его внеречевых процессов, участвующих в акте общения. В связи с этим выделены следующие направления коррекционного воздействия:

1. Нормализация внеречевых процессов.

Цель этого направления – развитие общей и речевой организованности, то есть формирование полноценного общего и речевого поведения (наблюдательности, устойчивости и распределения внимания, контрольных и оценочных действий и т.д.).

2. Восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности. 

Цель - развитие умений и навыков общения для адекватного, свободного, активного использования их в разнообразных коммуникативных ситуациях.

В соответствии с общей линией формирования в онтогенезе коммуникативных процессов и речевой деятельности последовательность работы заключается в переходе от ситуативной речи к развернутым высказываниям (т.е. к речи контекстной) в процессе активного взаимодействия каждого ребенка сначала с одним, а затем с несколькими детьми.

Коррекционный процесс разделён на четыре этапа. Каждый из этапов прослеживается как в работе учителя-логопеда, так и педагога-психолога.

На первом этапе (сентябрь – ноябрь) используется элементарная самостоятельная речь, проводится режим ограничения речи (пропедевтический период, режим молчания, шепотной речи, сопряжено-отраженной речи). Объем речи детей минимальный и в основном состоит из односложных ответов на вопросы педагога. 

Цели коррекционного воздействия на данном этапе:

- развитие способностей более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;

- активизация невербального общения внутри группы и установление  между детьми эмоционально насыщенных связей.

Задачи:

            1) Упорядочение внеречевых процессов.

2) Овладение базовыми коммуникативными умениями и навыками, совершенствование невербальных способов общения.  Детей учат внимательно слушать и запоминать задание, ориентироваться в его условии, точно выполнять инструкцию педагога, не отвлекаясь при ее выполнении, проверять результаты проделанной работы (само-  и взаимопроверка).

На I этапе используются:

  1. Релаксация;
  1. Ритуалы приветствия и прощания с использованием невербальных средств выражения эмоций;
  1. Упражнения на формирование чувства принадлежности к группе;
  2. Упражнения на развитие уверенности в себе;
  1. Психогимнастические упражнения (этюды);
  1. Упражнения для развития произвольной регуляции.

На втором этапе (ноябрь, декабрь) дети упражняются в пользовании более сложной самостоятельной речью (сопряжено-отраженной, элементарной вопросно-ответной): у них формируется умение отвечать без заикания короткими и развернутыми фразами, подбирать на один вопрос педагога несколько однословных ответов. Дети учатся строить рассказ, передавая в нем последовательность совершенных на занятии действий, отвечать на вопросы одним словом или словосочетанием без наглядной опоры.

Цели коррекционного воздействия:

- выработка речевых навыков, адекватных стереотипов поведения в социально и личностно значимых ситуациях,

- тренировка общения,

- повышение социальной уверенности детей.

Задачи:

1) Формирование и закрепление умений и навыков произвольной деятельности

2) Совершенствование невербальных способов взаимодействия.

Главной задачей на данном этапе является формирование умений и навыков, необходимых для реализации взаимодействия ребенка со сверстником:

- умение привлечь внимание сверстника к себе,

- установить эмоциональный контакт;

- слушать и понимать собеседника; договориться о стратегии совместной работы;

- находить компромисс и достигать согласованности действий со сверстником при выполнении заданий педагога.

На II этапе используются:

  1. совместные задания с постоянной сменой партнёров;
  2. упражнения для развития произвольной регуляции.

На третьем этапе (январь – март) используется элементарная контекстная речь: дети кратко и развернуто отвечают на вопросы (без наглядной опоры), рассказывают о последовательности выполнения предстоящей работы, пользуются объясняющей речью. Они учатся задавать конкретные вопросы, точно и кратко формулировать их.

Цели коррекционного воздействия те же.

Задачи:

1) Закрепление умений и навыков общего и речевого поведения.

2) Формирование коммуникативных умений и навыков для выполнения центральной роли в коммуникативном процессе.

В играх и упражнениях на III этапе каждый ребенок учится выступать в роли активного и участника коммуникативного процесса – руководителя совместной деятельностью (ведущего, режиссера, организатора и т.д.). К речи детей предъявляются довольно высокие требования, так как необходимы формулирование задания, словесное распределение ролей, планирование деятельности, корректирование действий товарищей. Используются:

  1. Игры с правилами;
  2. Игры - драматизации;
  3. Инсценировки;
  4. Ролевые тренинги.

На четвертом этапе (март – май) дети упражняются в пользовании более сложной контекстной речью, закрепляя умение передавать одно и то же содержание своей деятельности развёрнуто и кратко.

Цель коррекционного воздействия: закрепление речевых навыков в личностно и социально значимых ситуациях.

Задачи:

1) Закрепление свободной от заикания речи.

2) Формирование умений и навыков межгруппового взаимодействия.

Игры и упражнения, используемые на IV этапе, предполагают организацию межгруппового взаимодействия по типу командной деятельности:

  1. Ролевые тренинги;
  2. Инсценировки;
  3. Игры – драматизации.

На данном этапе у детей формируются умения:

- устанавливать контакт,

- усваивать и адекватно передавать информацию в процессе межличностного общения,

- находить компромисс при общении в группе детей из трех-четырех человек,

- докладывать о результатах проделанной совместной работы перед коллективом сверстников,

- доказывать свою точку зрения,

- адекватно реагировать на различные ситуативные факторы общения.

Эффективность коррекционной и развивающей работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения напрямую зависят от степени участия и заинтересованности в положительном результате  родителей воспитанников.

Цель работы с семьёй ребёнка с заиканием: повышение психологической компетентности родителей, их поддержка и сопровождение  в ходе учебно-воспитательного процесса, обогащение педагогического опыта и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы, формирование критического отношения к стереотипам воспитания.

Для достижения поставленной цели используются разнообразные формы работы с семьёй: «Психологический калейдоскоп» (круглые  столы  для  родителей  по  обмену  опытом  с         применением  информационно-компьютерных технологий), выставки детских работ, совместные мероприятия детей с родителями с использованием продуктивных методов деятельности, «Видеозал  для родителей» (мультимедийные презентации ознакомительного и обучающего характера), рекламные стенды (с размещением афиш, поздравлений, благодарностей и т.д.).

Анализ результатов анкетирования позволяет судить о высокой эффективности использования в  работе с семьёй тренинговых занятий, поэтому нами разработан цикл  образовательно-игровых занятий для родителей, рассчитанный на несколько встреч (одно занятие в месяц).  Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Тематика встречи  выбирается по степени актуальности на каждом конкретном коррекционном этапе.

Эффективность использования в образовательном процессе предложенного плана  взаимосвязанной коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с заикающимися дошкольниками прослеживается, как в плане коррекции речевого дефекта, так и в плане формирования готовности к школьному обучению и профилактики проблем социализации.

Положительная динамика наблюдается в виде:

- снижения страха речи,

- улучшении голосовых модуляций,

- формировании навыков темпо-ритмической организации речи,  

- интонационно-мелодической выразительности,

- развитии способности более адекватно выражать свое эмоциональное состояние,

- активизации общения, выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях,

- в формировании более уверенного поведения, снижении тревожности, развитии произвольной регуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...

Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 6 до 7 лет)

Комплексо - тематическое планирование коррекционной и образовательнойдеятельностти в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи( с 6 до 7 лет) составлено на основе...

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя по коррекционной работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 до 7 лет "Капельки"

Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи эффективны только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя дошкольного уч...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель:  создать условия для   обоб...