Значение устной речи для формирования навыка чтения
статья по теме

Цветкова Ольга Васильевна

Устная речь и чтение: связаны ли они?

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Значение устной речи для формирования навыка чтения.

  Устная речь – это прежде  всего  разговорная, диалогическая речь. Она характеризуется разнообразием интонаций  и эмоциональной  окрашенностью. Устная речь  может  быть и монологической. Роль монологической  речи  огромна.  Она отличается  исключительной силой  эмоционального  воздействия  на  слушателей.  

  Важное   значение  для  овладения процессом  чтения  имеет  степень  сформированности  всех  сторон  речи.  Поэтому  нарушения     или  задержка  в  развитии  фонетико-фонематической, лексико – грамматической  сторон,  связной  речи  на  разных  этапах  развития  являются  одной  из  основных  причин  дислексии.

   Наличие правильного произношения звуков,  сформированное  фонематическое восприятие-  играет огромное  значение для формирования полноценной  личности ребенка и установления социального контакта.  Фонематическое восприятие  в  своем  развитии  проходит  ряд  этапов  или  стадий  развития.  В книге  Р. И. Лалаевой  «Нарушения  чтения  и  пути  их  коррекции  у  младших  школьников»  описаны  пять  стадий  развития  фонематического  восприятия,  выделенные  Р.Е.  Левиной.  1стадия – дофонематическая,  т. е.  ребенок  не  различает  звуки,  следовательно, не  понимает  речь.  На 2  стадии  развития  фонематического  восприятия  ребенок  может дифференцировать  фонемы,  противоположные  по  своим  акустическим  свойствам.  На  3  стадии  существуют  два языковых  фона: неправильный  языковой  фон  и   новый  правильный  фон.  Ребенок  слышит  звуки, но  соотнесение  с  предметами  происходит  при  помощи  искаженных  слов.  На 4 стадии  - внешняя  речь  уже нормализуется,  но  дифференциация  звуков  еще  неполная.  5 стадия – завершающая и  характеризуется  тем,  что ребенок  различает правильное и неправильное  произношение.  

   Если  у  ребенка  фонематическое  восприятие  задержалось  в  своем  развитии, то  мы  можем  увидеть  наличие  неточных  речевых  представлений. Как  правило, такие  дети   на  слух  плохо  различают  звуки, а  значит,  и  произношение  этих  звуков  также  будет  страдать; не могут определить  число звуков  в слове, назвать их  последовательность.  В их  речи  часто  слышны  замены звуков.  Из – за недостаточного    развития   фонетико –фонематического  уровня речи  представления  о  звуках  будут  нечеткие, что  в  дальнейшем  затруднит  восприятие  букв.   При  наличии  трудностей  в  соотнесении,  а  именно  в  соотнесении      звука  и  буквы  у ребенка  возникнут  проблемы в  слитном  произнесении слогов.

    Освоение ребенком грамматического  строя  языка  имеет  большое  значение, так  как только морфологически и синтаксически оформленная  речь  может быть  понятна окружающим  и может  служить для  него средством  общения со взрослыми и сверстниками.  Если  у  ребенка  недостаточно  развит  лексико – грамматически  уровень, то  это  также  может  способствовать  появлению  дислексии.  У данных  детей  будет  затруднено  понимание  написанного, так  как  они  недостаточно  осознают  морфологическую  структуру  слова,  а  также  им  сложно  догадаться о  смысле  предложения,  так как  часто  смысловая  догадка  просто  отсутствует.

   Одной  из  важных  сторон  речи  является связная  речь.  Под  связной  речью  понимают  смысловое  развернутое  высказывание,  обеспечивающее  общение  и  взаимопонимание.  То есть,   главная  функция  связной  речи – общение,  коммуникация.   Речь  может  быть  несвязной  из-за  того,  что  связи  в  ней  не осознанны  и не  представлены  в  мысли  говорящего,  либо   эти  связи  не  выявлены  в  его  речи. При  несформированной связной  речи  можно  говорить   о  бедном  речевом  опыте  ребенка, что  в  свою  очередь  оказывает  воздействие  на формирование  навыка  чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Изучение буквы И".

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Буква Ж. Многозначные слова"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Формирование навыков чтения и понимания на среднем и старшем этапах обучения поисковому чтению в средней общеобразовательной школе

Роль чтения в формировании личности школьника и механизма зрелого чтения возрастает от этапа к этапу обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач практическому обучению курса чтения является форми...

Формирование навыков чтения и письма у учащихся с нарушением речи.

        Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на нас...