Программа по экономическому практикуму
рабочая программа (10 класс) по теме

Стрельникова Галина Николаевна

Цель  изучения  экономического  практикума  в  10  классе:

-формирование элементарного  уровня экономической грамотности;

-формирорвание  потребительской  культуры;

-формирование умений  делать экономический  ы,  принимать самостоятельные  экономические  решения в  жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ek._prakt..doc142 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМЭ  «Нартасская  специальная  (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат  для  обучающихся, воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья 8  вида»

                                            Утверждаю

                                                       Директор школы:         А.В. Черезов

Программа  курса  

«Экономический  практикум»

в 10  классе

                   Рассмотрено

               на  заседании  методического совета

                _______________________________

 

Согласовано

  На  заседании МО  учителей

            общеобразовательных  дисциплин

               ________________________________

                                Автор  программы:

                                                     Стрельникова  Г.Н.

Пос. Нартас

Содержание

Пояснительная записка__________________________________________________ 3

Содержание программы_________________________________________________  4

Учебно-тематический план______________________________________________   5

Список используемой литературы________________________________________   6

Приложение (календарно-тематическое планирование)______________________  7

Пояснительная  записка

Курс «Экономический  практикум» в 10 классе рассчитан  на 68 часов (2 часа в неделю).  Необходимость  изучения указанного  курса для детей  с  умственной  отсталостью  объясняется общими тенденциями развития современного  общества и коррекционными  задачами  специальной  школы.

           Экономический практикум для учащихся старших классов является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная цель его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Задачи:

  1. формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  2. выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  3. формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  4. освоение  практических навыков  потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

В программе представлены три раздела: «Элементарные основы экономических знаний», «Человек и собственность», «Труд  и  трудовая  деятельность». Содержание каждого из разделов распределено по учебным  четвертям. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий.

 При  изучении той  или  иной  темы следует  опираться на  знания  учащихся,  полученные  на  уроках  истории, естествознания,  чтения,  математики, труда  и  СБО, т.к. за  счет  реализации  межпредметных  связей  можно  преодолеть  трудности  в  осмыслении  экономических  понятий.   Работа над терминологией и словарем  является неотъемлемой частью каждого  занятия.  В  данном  случае  учащимся  целесообразно  иметь  специальную  тетрадь,  где  учащиеся будут выполнять  разнообразные  задания  учебного  характера. 

Основные  требования к знаниям  и  умениям  учащихся:

       Учащиеся  должны  знать:

-что такое  экономика; что  значит хозяйствовать;

-что  такое  труд; затраты человека  на  труд;

-рабочая  сила  - как  главный  ресурс экономики;

-названия профессий  людей  труда;

-понятие  собственности  и  формы  собственности;

-понятие  стоимости  продукта;  цены  товара;

-циклы жизни человека; цикличность  в  экономике;

-кого называют  собственником;

-значение слова  «приватизация», способы  приватизации;

-что такое  заработная  плата,  виды  заработной  платы;

Учащиеся  должны  уметь:

  -толковать  пословицы  и поговорки  о  труде;

  -уметь  посчитать  заработную  плату;

  -уметь различать простой  и  сложный  труд;

  -уметь  решать задачи  с  экономическим содержанием;

  -уметь различать производственные  и непроизводственные  объекты;

-уметь   называть  объекты  собственности;

-уметь  различать предметы  труда  и средства  труда;

Учебно-тематическое  планирование

1. Планирование  уроков  в  10  классе  на  2011-2012   учебный  год  составлено   на основе  программы   Экономический практикум  в школе для детей с умственной  отсталостью.   И.М. Бгажнокова, МИПКРО, Москва.

      КТП  рассчитано  на    ___68___часов.

     I  четв.

   II  четв.

     III  четв.

   IV четв.

18

14

20

16

Всего -  68

Количество часов  в  неделю:     2

Основные  виды организации  учебного  процесса:

1.Формы работы -  урок.

2.Методы  обучения: словесные, практические, наглядные.

3.Технологии   обучения: здоровьесберегающие, коррекционно-    развивающие,  применение  ИКТ.

Перечень  учебно-методического  обеспечения  ОП:

  1. Учебники:

               2.  Дополнительная  литература:

       1.Методическое пособие: Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

      2. И.В.Липсиц. Экономика. Издательство  ВИТА. Москва  2006.

      3.Т.А. Шорыгина Беседы  об  экономике. Методическое  пособие. Москва. 2009.

      4.Журналы   «Школа  и  производство».

      5.Е.М.Каневский, Э.В.Краснянский, М.М.Лысов. Уроки экономии в быту. Москва, «Экономика»,1985.

Расчет  часов  на  учебный  год:

п/п

Название

раздела

Кол-во

часов на

изучение

материала

Контрольные

часы

(количество часов)

Часы

регионального

компонента

Всего

1.

Элементарные  основы  экономических  знаний.

32

1

33

2.

Человек   и  собственность.

20

1

21

3.

Труд  и трудовая  деятельность

13

1

14

Итого

65

3

68


               Календарно-тематическое планирование  

№ п/п

  Тема

Кол- во час.

Дата

Практическая

часть

Форма

Контроля

Наглядность,

пособие

1

2

3

4

5

6

7

8

             9

10

11.

12

13

14

15

16

17

18.

19

20

21

22.

23

24

25

26

27

28

29

30

31.

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

Введение. Повторение знаний из  истории о  жизни первобытного человека.

   Предпосылки возникновения экономических отношений.

   Роль человека  в  экономике.

  Первоначальное определение  экономики. Что такое  экономика.

 Хозяйствование. Модель хозяйствования в доме.

    Связь семейной экономики с экономикой общества.

  Что такое  труд  человека?

  Характеристика человека в труде.

  Затраты человека на  труд.

Экономический результат труд.

 Рабочая сила – главный ресурс экономики.

 Обобщение по теме  «Труд человека и экономика».

  Цели и задачи экономики.

  Профессии   людей труда.

  Потребности, запросы, нужды детей и  взрослых в обществе.

  Природные богатства России и РМЭ.

  Предметы труда и средства труда.

  Производственные и непроизводственные экономические объекты.

  Экскурсия на местные  непроизводственные объекты.

Понятия собственность и хозяин собственности. Экономика  и собственность.

Формы собственности.

Понятие стоимость продукта.

 Потребительская стоимость.

Что такое продажа, обмен, временное использование.

 Деньги  и цена.

Циклы  в  природе.

Цикличность  в экономике.

Практическое занятие «Построение схемы  цикла   …».

Управление экономикой.

Решение практических экономических задач.

Экскурсия в  ООО «Залесье».

Повторение по теме  «Экономика как наука».

Решение практических  задач.

Тестирование.

Понятие «мое,  твое,  наше, чужое,  «ничейное».

Что  такое  собственность.

Юридические  права  собственника.

Кого называют  собственником.

Виды  собственности.

Семья.  Семейное  имущество.

Органы  управления  как  распорядители объектов собственности.

Права  человека  в  демократическом  обществе.

Объекты  собственности.

Природные богатства  как объект  собственности.

Практическое  занятие по  теме «Объекты  собственности».

Повторение по  теме    «Кого называют  собственником».

Формы  собственности.

 

Человек и  его  отношения  к  объектам  собственности.

Отношения  собственности.

Правовые отношения. Дележ.  Передел.

Значение  слова  приватизация. Сущность приватизации.

Объекты  и  способы  приватизации.

Практическое  занятие  по теме  «Приватизация».

Повторение  по  теме  «Человек  и  собственность».

Тестирование

Труд  и   работа.

Продукты  труда  и  продукты  деятельности.

Понятие  рабочая  сила,  трудовые  ресурсы.

Право  на  труд.

Виды  труда и  трудовой  деятельности.

Основные  характеристики  труда.

Простой  и  сложный  труд,  классификация  трудящихся.

Повторение  по  теме «Экономика  и  стоимость».

Заработная  плата,  ее  виды.

Минимальная  заработная  плата, ее  уровень.

Уровень  жизни  и  благосостояния  людей.

Практическое  занятие  по  теме  «Заработная  плата».

Решение  практических  задач.

Повторение  «Что  такое  экономика»

Итоговое  занятие по  курсу  практикума.  Тестирование.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Описание «Хозяйствование Робинзона Крузо»

Описание модели хозяйствования в  семье

Рассказ-описание «Что я  умею делать своими  руками»

Рассказ-описание «Мне  нравится труд  рабочего,…

Экскурсия

Настольная  игра  «Бизнес»

Построение  схемы воспроизводства цикла  карандаша.

Решение  практических  задач.

Экскурсия на  производственный  объект.

Решение  практических  задач.

Составить карту собственности  школы-интерната.

Деловая игра «Аукцион».

Рассказ-описание «Труд родителей»

Рассказ-описание «Мой труд».

Деловая игра  «Заработная плата».

Решение практических задач.

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Тестирование

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Письменная

работа

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Тестирование

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Письменная работа

Фронтальный опрос

Письменная  работа

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Кроссворд

Фронтальный опрос

Тестирование

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Письменная работа

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Письменная  работа

Фронтальный опрос

Фронтальный  опрос

Фронтальный опрос

Тестирование

Презентация

Природная  карта России

Презентация  «Экономические  объекты»

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация