особенности становления трудовой деятельности на фоне интеллектуальной недостаточности
статья по теме

горбунова елена федоровна

В статье говорится об особенностях становления трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_stanovleniya_trudovoy_deyatelnosti.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности становления трудовой деятельности

на фоне интеллектуальной недостаточности.

         

         Грубое запаздывание в формировании одних психических новообразований ведет к недоразвитию других. Поэтому становление трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта имеет свои особенности.

  Возникновение элементов трудовой деятельности базируется на дальнейшем освоении действий с предметами, на превращении их в навыки и умения.

      Элементы трудовой деятельности (прежде всего навыки самообслуживания) у  дошкольников с олигофренией начинают формироваться под влиянием требований окружающих. Естественно, что при существующем у них состоянии развития предметных действий это процесс трудный. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у  детей этой категории уже в младенческом возрасте. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения этих детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

      При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения  ребенком с  интеллектуальной недостаточностью последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил, в каком порядке нужно одеваться и раздеваться.[2,стр.181]

      В дошкольном возрасте многие дети рассматриваемой категории, с которыми специально не проводилась длительная целенаправленная коррекционная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно отрабатываются в специальном детском саду с использованием тренажеров.

      Неловкость движений дошкольников с нарушением интеллекта обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами.  У них с трудом формируются культурно-гигиенические навыки. Движения у детей при выполнении действий, связанных с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность действий обеих рук. В ряде случаев даже у старших дошкольников нет последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Например, при умывании дети берут сухое мыло, не намочив руки, и кладут его на место, а затем открывают кран. Страдает и характер каждого отдельно взятого, входящего в состав навыка действия. Например, дети держат ложку в кулачке, набирают неумеренное количество пищи и т.п.

    С точки зрения сформированности элементов трудовой деятельности дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью представляют собой значительно более неоднородную категорию, чем дети с нормальным развитием. Но тот факт, что некоторые из них при предъявлении последовательных требований, овладевают навыками самообслуживания, свидетельствует о достаточных потенциальных возможностях развития практической деятельности у детей с нарушением интеллекта.

    С первых дней пребывания детей  в специальном  дошкольном учреждении начинается последовательная работа по их трудовому воспитанию. Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в ходе формирования игровой деятельности, закрепляется в повседневной практике детей. Воспитанники младшей группы, как правило нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

      Таким детям очень важно раскрыть значение труда окружающих их взрослых. Они не всегда самостоятельно постигают смысл того, что для них делается. Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений. Уже на самом начальном этапе дети включаются в элементарные виды хозяйственно-бытового труда. Вместе со взрослыми убирают помещение групповой комнаты, участок для прогулок, помогают в уборке игрушек и пособий. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Общий коллективный труд требует от умственно отсталых дошкольников умения договориться, терпеливо выслушать партнера, принять общее решение. Во время занятий по ручному труду в старших группах также уделяется больше внимания общим, коллективным работам. Это влияет на воспитание чувства общей ответственности за порученное дело, формирует умение регулировать личные отношения, придерживать посторонние для общего дела желания и намерения.

      Старшие дошкольники охотно участвуют в общем труде на огороде, в цветнике. Любовь к природе рождается не только во время прогулок по лесу, но и в процессе заботы о ней, соприкосновения с ней. Труд в природе наилучшим образом решает задачу воспитания у детей с нарушением интеллекта заинтересованного отношения к ней. Среди разнообразных и традиционных трудовых поручений, которые доступны дошкольникам  старшего возраста, есть и связанные с уходом за животными. При всей трудоемкости содержания в чистоте и порядке уголка природы это дело чрезвычайно нужное. Ведь наличие уголка природы позволяет приблизить детей, особенно если они живут в городе, к неведомому им животному миру, сформировать у них гуманные чувства.[2,стр.189]

     Труд играет большую роль в судьбе школьников с интеллектуальной недостаточностью. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества детей с олигофренией: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т.п.

      Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. Один из характерных недостатков трудовой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена недостаточным умением детей ориентироваться в задании. Учащиеся, особенно младших классов, часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, в частности не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих уроках труда.

      Не менее сложным для учащихся оказывается составление плана предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции. Планирование тесно связано с целенаправленностью деятельности, а ее нарушения, свойственные школьникам с нарушением интеллекта, оказывают негативное влияние на определение последовательности действий, выбор наиболее эффективных способов выполнения трудового задания, т.е. на процесс планирования.

      Самостоятельно, без специального обучения, такие ученики не могут руководствоваться в своей деятельности наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. С.Л.Мирский считает, что недостатки планирования, наблюдаемые у школьников с нарушением интеллекта, объясняются их низкой способностью действовать «во внутреннем плане», т.е. мысленно изменять положение предмета, его форму; представить себе процесс изготовления предмета от заготовки до завершающей операции.

       Составление плана работы и его выполнение требует самостоятельности действий. У школьников данной категории она слабо развита. Ошибки, возникающие при выполнении трудового задания, могут быть следствием недоразвития самоконтроля. Недостатки самоконтроля и связанная с ним неадекватность действий возникают не из-за того, что школьники с интеллектуальной недостаточностью недобросовестно относятся к трудовому заданию. Причина в неумении контролировать и корригировать свои действия в соответствии с поставленной перед ними задачей.

      Недостатки контрольных действий умственно отсталых учащихся во многом обусловлены недоразвитием их моторики. Нарушение координации движений рук оказывает негативное влияние на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у школьников медленно. Большие сложности возникают, когда необходимо осуществить перенос навыка  в новые условия.

      Как уже отмечалось, при освоении трудовых умений и навыков происходит совершенствование личности учащихся. Трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудиться, чувства ответственности за выполняемую работу, положительного отношения к труду.

     У многих  учащихся с интеллектуальной недостаточностью отношение к трудовому обучению формируется как положительное, но недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое. Устойчивость положительного отношения к труду во многом зависит от доступности трудового задания и его социальной направленности. У большинства таких школьников положительное отношение к труду связано с привлекательностью самого процесса труда, с возможностью работать инструментами и т.д.

      А.А.Корниенко выделяет 4 группы учащихся, характеризующихся определенным типом отношений к трудовому обучению.

 В 1-ю группу вошли ученики с индифферентным отношением к труду, обусловленным неопределенностью мотивов. При безразличном отношении к трудовой деятельности они постоянно нуждаются в ее стимуляции и активизации.

      Учащиеся с непосредственным отношением к труду составляют 2-ю группу. Они не осознают социальной значимости трудовой деятельности. Их отношение к ней определяется прежде всего интересом к  конкретным заданиям или отдельным процессам.

      К 3-й группе отнесены школьники, отношение которых к труду характеризуется наличием элементов опосредованности. У них наблюдается постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации.

     В 4-ю группу вошли учащиеся, относящиеся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке, что связано с социальными мотивами.

      Установлено, что отношение учащихся к труду в процессе коррекционного обучения проходит определенные стадии развития. Сначала оно не носит осознанного характера, неустойчиво, внешне активно-положительное, непосредственное. Постепенно отношение приобретает элементы опосредованности, становится больше устойчивым и осознанным.

     Вместе с тем не у всех школьников данной категории формируется положительное отношение к труду. Есть ученики, у которых отрицательное отношение к трудовой деятельности не удается изменить. Чаще всего это дети, испытывающие большие сложности при выполнении трудовых заданий. Такие учащиеся оказываются неготовыми к самостоятельной трудовой деятельности.

      Следовательно, только с помощью специального коррекционного обучения и воспитания у детей с нарушением интеллекта развиваются общетрудовые  умения и навыки столь необходимые в любой трудовой деятельности.

                            Список литературы:

1. А.Н.Граборов Основы олигофренопедагогики – М. 2005г

2. Дошкольное воспитание аномальных детей – под ред. Л.П.Носковой  -М. 1993г.

3. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева Коррекционно-развивающее обучениие и воспитание – программа дошкольных образовательных учреждений компонсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.2005г

4. С.Д.Замбранная Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей – М.1993г.

5. Х.С.Замский  Умственно отсталые дети  - НПО Образование, 1995г

6. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева Дошкольная олигофренопедагогика – М.2001г.

7. В.Г.Петрова, И.В.Белякова  Психология умственно отсталых школьников – М. 2002г.

8. С.Я.Рубинштейн Психология умственно отсталого школьника – М.1986г.

9. Коррекционная педагогика под ред. Б.П.Пузанова – М.2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушения чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Нарушение чтения у детей является одной из  самых актуальных тем логопедии. Данное нарушение особенно часто встречается у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и оказывает отриц...

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....

Статья "Изучение особенностей тематического рисования младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Данная статья кратко отражает мое изучение тематического рисования младших школьников. Обработанные результаты отражены в пяти уровнях сформированности, каждому из которых соответствует своя качествен...

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью...