Программа факультатива "Бисерные фантазии"
методическая разработка на тему

Программа разработана для факультатива по бисероплетению в школе 8 вида. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают стойкие трудности в обучении.При обучении основам работы с бисером у детей развиванться художественный вкус,умение работать в коллективе,усидчивость,развиваются познавательные процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПРОГРАММА ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ160 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью основам работы с бисером.

 

Программа факультативного курса: «Бисерные        фантазии»

Составила: Кулькова Ирина Александровна

Пояснительная записка.

                 Направленность дополнительной образовательной программы.

             Данный курс занятий является коррекционно- направленным:

            практические действия с мелкими предметами (какими является 

            бисер  и бусы), обеспечивают ребенку разностороннее развитие:

                 активное сенсорное познание окружающей действительности,

              активизацию умственной деятельности, развитие произвольности и целенаправленности познавательных процессов в целом,

                   развитие мелкой моторики рук.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

        Работа с бисером представляет собой один из видов ручного труда;

вместе с тем это красивейший вид народного искусства, обретающий

сегодня новую жизнь. Следуя народным традициям многие мастера

создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные

ими современные украшения из бисера и стекляруса прекрасно

сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

     Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника

знаний об окружающей действительности остается актуальной на

протяжении не только младшего, но и среднего школьного возраста.

Учителю приходится решать эту задачу на базе многих учебных предметов,    

Поскольку бедный запас жизненных впечатлений у детей с интеллектуальной

недостаточностью затрудняет их развитие. Занятия ручным трудом с

использованием бисера как раз представляют для этого большие возможности.

    Выполняя работы с использованием бисера, школьники учатся:

Анализировать объект, актуализируя при этом и свой прошлый опыт;

Устанавливать логическую последовательность определенных действий по изготовлению поделки;

Определять приемы работы и инструменты, необходимые для их выполнения;

Отчитываться о проделанной работе,

определять правильность действий и

результатов, оценивать качество готовых изделий.

                                       

                                     Работа с бисером оказывает положительное

              воздействие на исправление недостатков  познавательной деятельности.

               Во время занятий у учащихся формируются  умения целенаправленно                   и планомерно наблюдать;  представлять образ будущего изделия, опираясь   на особенности  материала; ориентироваться на ограниченной плоскости (листа  бумаги, поверхности материала).

              Коррекционная роль работы с бисером связана с развитием

            моторики, зрительно- моторной координации у детей с нарушением

               интеллекта. Работа с бисером предполагает оперирование раз –

              нообразными рабочими инструментами (нитки, иголки, ножницы,

         проволока, леска  и т. п), что заставляет школьников подчинять

      свои движения определенным траекториям, соподчинять действия правой и левой рук, приводить в соответствие работу  зрительного анализатора и рук.

Качество работы зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при бисероплетение. Работа с бисером имеет огромный потенциал   и для систематического эстетического воспитания школьников. Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами.

        Таким образом, работа с бисером является эффективным средством трудового и эстетического воспитания умственно отсталых детей.

Цели и задачи дополнительной образовательной

программы

              Цель: формирование теоретических знаний и практических умений

                        Работы с бисером; формирование художественной культуры

                        школьников, как части культуры духовной, приобщение детей                  

                        к общечеловеческим и национальным ценностям через  их

                        собственное творчество и освоение художественного опыта.

                Для достижения поставленной цели необходимо реализовать

                   следующие задачи:

Формировать у школьников технологические знания о работе с бисером;

Расширять их знания об инструментах и приспособлениях для работы с бисером;

Формировать практические умения и навыки работы с бисером;

Развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом;

Воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, гордость за выполненный труд);

Развитие творческих возможностей учащихся;

Изучить основные техники, используемые при работе с бисером, научить читать схемы плетения.

    Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне

сложности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному

замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей

ребенка  с интеллектуальной недостаточностью.

       С самого начала процесса обучения необходимо систематически

Обращать внимание на соблюдение правил безопасности труда при

работе с иглами и ножницами.

       Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает

повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально,

так и коллективно.

       Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок сувениров в качестве подарков.

Структура занятий:

Вводная беседа.

Ориентировка в задании.

Подготовительные упражнения.

Практическая работа детей.

Зрительная гимнастика, физкультминутка.

Продолжение практической работы.

Оценка качества выполненных работ.

Учебно-тематический план.

1 год обучения

Продолжительность

занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год


2 часа


1 раз


2 часа


68 часов

Наименование разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе теория

В том числе практика

Вводное занятие.

Беседа «Родословная бисеринки»

2.Материалы и инструменты.

Виды бисера.

Вспомогательные материалы.

Необходимые инструменты и материал.

3.Техника низания бисера.

Простая одноярусная цепочка.

Сложная многоярусная цепочка.

Цепочка с бугорками.

Браслет из цепочки.

Браслет из прямой цепочки (стеклярус)

4. Плетение проволокой.

Беседа «История возникновения»

Виды плетения проволокой (параллельное плетение)

5. Плоские фигуры на проволоке.

«Рыбка».

«Стрекоза».

«Жучки, паучки, бабочки».

Панно «Аквариум»

Панно «Стрекоза».

Панно «Попугай на ветке».

6. Объемное плетение.

«Цветы».

«Домик»

Полезные мелочи.

Букет «Фантазия».

Рамка для фотографий «Ландыш».

Коробочка для мелочей «Пчелка».

Фигурка девочки

Подвеска на телефон.

«Крокодильчик»

Брошь «Бабочка».

«Галчонок».

«Гуси».

8. Итоговое занятие. Подготовка к выставке.

По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:

Название и назначение материалов ( бисер, стеклярус, нитки, проволока);

Название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

Правила безопасного труда при работе указанными инструментами;

По окончании 1 года обучения учащиеся должны уметь:

Организовать рабочее место в соответствии  с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

Под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать его изготовление и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

Подбирать детали для работы.

Учебно-тематический план.

2 год обучения

Наименование разделов, тем

Общее количество часов

В том числе теория

В том числе практика

1.

Вводное занятие. Беседа «Правила работы с бисером».

«Полезные советы».

2.

Плетение брошек и подвесок.

Подвеска «Паук».

Плетение брошек «Бабочка».

Зарисовка схем изделия

«Паук», «Краб», «Бабочка»

3.

Плетение жгута.

Зарисовка схем изделия

Плетение плотного жгута, украшения.

4.

Фенечки с узором

5.

Плетение на проволоке.

Плоские фигурки животных.

Панно из бисера по мотивом сказок.

Объемные игрушки из бисера и бусинок.

Цветы из бисера:

- астра

-гортензия

- цветок чеснока

-плакучая ива

Бонсаи

- лесная мальва

- бузина

- цветущая глициния

Заколки для волос






Основные приемы, техника выполнения. Анализ моделей. Зарисовка схем.



Выполнение отд. элементов. Составление композиции.

6.

Плетение на леске

Салфетки.

Комплект украшений.





7.

Итоговое занятие. Выставка работ.

Ожидаемые результаты.

                                           

            По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:

Название материалов, ручных инструментов;

Правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

Правила планировки и организации труда.

                По окончании 2 года обучения учащиеся должны уметь:

Самостоятельно выполнить всю работу по собственному вместе с учителем  плану, с опорой на рисунок, схему, чертеж.

Читать простейший чертеж.

Работать коллективно.

Учебно-тематический план.

3 год обучения.

Наименование разделов тем

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с бисером. Современные направления бисероплетения.

2.

Цветы из бисера.

Орхидея

Пионы

Мимоза

Зимний букет

3.

Бонсаи

Воспоминание о горах.

Пальма

Березка

Приметы весны

4.

Настенное панно «Ромашки».





5.

Пасхальные яйца.




6.

Работа по замыслу.

7.

Беседа « Россыпь бисерных фантазий».

8.

Объемные игрушки из бисера и бусинок.

Сказочный дракончик.

Рак и ящерица.

9.

Объемные миниатюрные композиции на проволоке.

10.

Итоговое занятие. Организация выставки.

Ожидаемые результаты.

По окончании 3 года обучения учащиеся знают:

Название изученных материалов и инструментов, их назначение;

Правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

Правила планирования и организации труда.

По окончании 3 года обучения должны уметь:

Выполнять работу по самостоятельному составленному плану с опорой на схему;

Работать в бригаде (3-4 чел), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль;

Выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);

Проявлять элементы творчества на всех этапах;

Соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;

Эстетично оформлять изделия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Воздушные фантазии" для младших школьников

Игровая программа "Волшебные фантазии" для детей младшего школьного возраста. Можно воспользоваться трафаретами для поделки "Смешарика"...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Программа разработана  педагогом дополнительного образования    Пекешиной Светланой Анатольевной   средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ  .   Срок реализации...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Результатом моей работы над методической темой  "Современная хореография как средство развития личности ребёнка"  стало создание  модифицированной образовательной программы «От фантазии...

Реализация образовательной программы "Музыкальные фантазии"

"Музыкальные фантазии" - образовательная программа художественно-эстетического направления...

Рабочая программа "Музыкальные фантазии"

Образовательная программа художественно-эстетического года расчитана на 2 года обучения....

Модифицированная образовательная программа «Бумажные фантазии»

Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности  и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой...