"Организация познавательной деятельности детей в ходе изучения темы: М.Ю. Лермонтов "Бородино"
методическая разработка (7 класс) по теме

 

Сценарий литературно-исторической гостиной «Бородино 200 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borodino200.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-исторической гостиной для обучающихся, воспитанников «СКОШ № 20 VIII вида” г. Пермь , учитель Лазарева Е.Г.

«Бородино 200 лет»

 Литературно-историческая гостиная, посвященная 20-летию Бородинского сражения.

Цели:

-Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гордости за свое отечество;

-Развитие интереса к истории Родины;

-Формирование активной жизненной позиции.

Оборудование: Портреты полководцев, участников Бородинского сражения, отечественной войны 1812 года, схема-карта Бородинского сражения, компьютер, мультимедиапроектор.

Литература:

1. Сайт музея-панорамы «Бородинская битва»

2. Отечественная война 1812 года

3. Пузанов, О. Бородина и др. «История России»

4.М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Ход мероприятия. Звучит гимн «Слава матушке-России»

 

Ведущий:  Уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить об одном из великих событий истории нашего Отечества, победе русского народа в войне 1812 года над французской армией под командованием Наполеона. 7 сентября 2012 года исполняется 200 лет со дня Бородинской битвы.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: Россия!

Историческая справка. Начало войны.

Выступление детей (сопровождается презентацией).

1. Александр 1 начал проводить реформы в трудное для России время. В Европе в это время шла война с армией французского императора Наполеона Бонапарта. Россия заключила с другими государствами союз против Наполеона. Русские солдаты воевали вместе с союзными государствами против французов. Война шла на территории европейских государств. Наполеон считал свою армию «Великой», непобедимой. Она состояла из 640 тысяч солдат.

2. Александр 1 тоже готовился к войне. На западной границе страны была сосредоточена русская армия в 200 тысяч солдат. Западная граница России была длиной 540 километров. Чтобы защитить её, русские военные силы были разделены на три армии. Первой армией командовал военный министр генерал М.Б. Барклай-де-Толли. Второй русской армией командовал генерал П,И, Багратион, ученик А.В. Суворова. Третьей армией командовал генерал А.П. Тормасов.

Армия Барклая-де-Толли защищала дорогу на Петербург. Армия Багратиона должна была противостоять Багратиону на Московском направлении. Генерал Тормасов защищал дорогу на Киев (показать на карте).

3. Утром 24 июня 1812 года французская армия перешла реку Неман и вступила на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года.  Главной целью Наполеон считал взятие Москвы. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму её за голову, но заняв Москву, я поражу её в самоё сердце». Французы быстро устремились вперед. Трем русским армиям надо было соединиться вместе. Иначе каждую из них Наполеон смог бы разгромить поодиночке. Военный министр Барклай-де-Толли принял решение армиям отступать. Только так можно было сохранить армии и выполнить задачу по их воссоединению.

4. Под натиском французов русские войска отступали. Один за другим оставляли они города. Жители городов и поселков бросали дома и уходили вместе с русской армией. Французы грабили и сжигали  крестьянские избы и поместья дворян.

 Все русские люди были недовольны отступлением русских войск. Крестьяне стали объединяться в отряды, которые самостоятельно боролись против французов. Люди собирали средства для армии, продовольствие.  Весь народ поднялся на защиту своего Отечества. Поэтому с первых же дней эта война стала называться Отечественной.

5. Главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Кутузов решил дать генеральное сражение французской армии недалеко от села Бородино, в 110 км от Москвы.

6. Литературная инсценировка (отрывок из стихотворения «Бородино»)

 Молодой офицер:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

 Про день Бородина!

Дядя, участник войны 1812 года:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри не Вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго, молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут…

Вам не видать таких сражений!

 Носились знамена, как тени,

В дыму огонь свистел,

 Звучал булат, картечь визжала,

И ядрам пролетать мешала

 Гора кровавых тел.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи, И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнуло перед нами, Все побывали тут.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой…

7.  Прославленный русский генерал, ученик Суворова Петр Иванович Багратион был смертельно ранен на Бородинском поле.

8.   Чтение отрывка наизусть (из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»)

Полковник наш рожден был хватом

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

 «Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрем же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

9. В Бородинском сражении с обеих сторон приняло участие 240 тысяч человек (110 тысяч россиян и 130 тысяч -  французов). Только за один день было убито и ранено 100 тысяч человек.

10. В сражении не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели и потери, и трофеи. Французская армия не могла победить россиян, а русская армия была не в силах разгромить французов. Но славу непобедимости Наполеон потерял.

11. На подмосковной земле летом-осенью1812 года было положено начало гибели армии наполеона и его империи.

12. Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Ведущий: Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года никогда не будут забыты потомками.  Наполеон был поражен мужеством русских воинов. Через несколько лет в своих воспоминаниях об этой войне он написал: «из всех моих сражений самое ужасное было то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»

13.Михаил Илларионович Кутузов родился в Петербурге, в семье военного инженера. Отец отправил сына учиться в Дворянскую артиллерийскую школу. Кутузов закончил с отличием. Он участвовал в нескольких сражениях под командованием А.В. Суворова. Был его учеником и соратником.

14. В сражениях Михаил Илларионович приобрел огромный военный опыт и стал блестящим полководцем. Не раз проявлял он мужество в битвах с турками. Дважды был ранен. Чудом остался жив.

15. Кутузов был мудрым человеком. Екатерина II и Павел I оценили его военный талант. Несколько раз он участвовал в дипломатических переговорах с другими странами по просьбе императора.

К началу Отечественной войны Кутузову исполнилось 67 лет. Именно ему было суждено привести русскую армию к победе над Наполеоном.

16. Михаил Богданович Барклай-де-Толли был родом из старинной шотландской семьи. Когда-то его дед приехал в Россию на военную службу. Михаил Богданович начал свою военную карьеру в Пскове.

17. Он участвовал в русско-турецкой войне под командованием  Суворова. В сражениях Барклай-де-Толли проявлял  всегда стойкость, мужество и героизм. О его мужестве был наслышан даже Наполеон, который всегда уважал сильных противников.

18. За два года до Отечественной войны Барклай - де - Толли был назначен военным министром России. Он уважал солдат и считал, что за военную службу государство должно выдавать им землю.

За военные заслуги переел Отечеством Барклай - де - Толли получил высшие военные награды. После войны ему было присвоено высшее воинское звание фельдмаршала.

19. Николай Николаевич Раевский

Ведущий. Подвиг русских героев войны 1812 года давно прославлен в нашей стране. В тех местах, где проходили сражения русской армии, поставлены памятники погибшим. В центре Бородинского поля возвышается огромная колонна. Это главный памятник русским солдатам. В небольшом доме рядом с Бородинским полем расположен музей.  (Показ слайдов «Памятники войны 1812 года»)

Тысячи россиян приезжают сюда каждый год, чтобы почтить память своих соотечественников, отдавших жизнь за Родину.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: Россия!

Звучит гимн русскому воинству.

                             

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

«Пути развития познавательной мотивации учащихся в ходе изучения иностранного языка»

Для возникновения процесса обучения необходима коммуникация. Ряд ученых считают, что общение состоится только тогда, когда учтены особенности всех участников. Учитель и ученик должны плотно взаимодейс...

Курсовая работа слушателя курсов по географии Колабкиной В.В. на тему:"Учебник как средство организации познавательной деятельности учащихся."

В работе рассказывается о методологических основах использования учебника, в урочной и внеурочной деятельности, учителями географии....

Индивидуализация процесса обучения и активизация познавательной деятельности учащихся в ходе реализации модульного обучения

Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическо...

Специальный семинар по теме: " Особенности познавательной деятельности детей с РАС"

В наше время наблюдается рост увеличения детей с РАС. Многие задаются вопросом, что это за растройство, его признаки, происхождение этого нарушения и  какие методы  обучения используются спе...

Сборник методических материалов "Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе реализации учебной и проектной деятельности"

В сборнике методических материалов представлен опыт учителя физики высшей категории Мкртычян Елены Георгиевны (МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира Краснодарского края) по творческому исполь...

Сборник методических материалов "Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе реализации учебной и проектной деятельности"

В сборнике методических материалов представлен опыт учителя физики высшей категории Мкртычян Елены Георгиевны (МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира Краснодарского края) по творческому исполь...