Взаимодействие участников коррекционно - речевого процесса.
методическая разработка по теме

Учащиеся с недостатками речи не всегда получают необходимую помощь, что нередко приводит к стойкой неуспеваемости и второгодничеству. Нередко наблюдаются и такие случаи, когда учителя, стремясь помочь детям исправить их речевой недостаток, используют те же приёмы обучения, что и при работе с нормально говорящими учащимися. Особенности же нарушения речи у детей обусловливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_vseobuch.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие участников коррекционно-речевого процесса.

                Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

        Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, чем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение в речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуком составе слова. Эти обобщения создаются у ребёнка задолго до обучения в школе. Большие затруднения встречаются при обучении детей с различными формами общего недоразвития речи, которое проявляется в нарушениях не только произносительной, но и лексико-грамматической стороны речи. Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только по причине своего аномального речевого развития. Ряд опытных учителей начальных классов уделяют серьёзное внимание речи учащихся, стремясь своевременно выявить учеников с недостатками речи, упорно ведут

                                                -2-

 работу над преодолением имеющихся у них затруднений и достигают хорошей успеваемости. Однако подобных примеров можно привести немного. Чаще недостатки речи у учащихся остаются незамеченными и они никак не связываются с их успеваемостью по письму и чтению. Неуспеваемость или слабая успеваемость по родному языку в большинстве случаев объясняются либо невниманием учеников, их рассеянностью, либо невниманием учеников, их рассеянностью, либо недобросовестным отношением к своей работе. В связи с этим учащиеся с недостатками речи не всегда получают необходимую помощь, что нередко приводит к стойкой неуспеваемости и второгодничеству. Нередко наблюдаются и такие случаи, когда учителя, стремясь помочь детям исправить их речевой недостаток, используют те же приёмы обучения, что и при работе с нормально говорящими учащимися. Особенности же нарушения речи у детей обусловливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель должен направить ребёнка к логопеду. Учитель должен быть заинтересован в тесном контакте с учителем-логопедом. Единая направленность коррекционных приёмов и методов обучения на уроке помогает преодолению недостатков устной речи и нарушений письма и чтения. Кроме того учителю необходимо владеть методами и приёмами исправления лёгких случаев дефектов произношения. Ему необходимо хотя бы элементарно разобраться в сути нарушений устной и письменной речи учащихся.

        В этом учителю поможет логопед. Он проводит консультации с учителями, выступает на педагогических советах. Принимает участие в методических объединениях учителей начальных классов, периодически выступает с докладами о задачах, специфики и методах логопедической работы и в мероприятиях по повышению успеваемости имеющих нарушения речи учащихся. Чтобы максимально оказать помощь учащимся, логопед должен быть хорошо ориентирован в содержании и методах обучения родному языку, знать, какая именно тема программы проходится в классе на данном этапе и при работе с группой учитывать уровень программных требований по родному языку.

                                                -3-        

                                        

        Учитель-логопед посещает уроки в прикрепленных школах с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи. Контакт логопеда и учителя устанавливается уже с момента первичного обследования детей в классе. Этот контакт продолжается в течение всей работы логопеда с учащимися данного класса. На учителя ложится обязанность проводить разъяснительную работу среди учащихся и родителей о необходимости своевременного устранения всех недостатков устной и письменной речи. Он же должен обеспечивать регулярную посещаемость учащимися логопедических занятий. Тесный контакт в работе логопеда и учителя способствует правильному отбору детей на логопедические занятия, так как знание учителем специфики речевых нарушений, затрудняющих свободное овладение грамотой и письмом, позволяет ему дифференцировать неуспевающих учащихся и не направлять к учителю-логопеду школьников, неуспеваемость которых обусловлена не отклонениями в речевом развитии, а другими причинами – умственной отсталостью, задержкой психического развития.

        Большую помощь в работе логопеду могут оказать родители учащихся. Зачисление в логопедическую группу целесообразно проводить в присутствии родителей. Логопед подробно освещает родителям особенности нарушений речи их детей и даёт указания относительно необходимого для ребёнка речевого режима в семье. Не менее желательно присутствие родителей и на логопедических занятиях, так как наблюдение за используемыми логопедом приёмами работы даёт им возможность целенаправленно и эффективно оказывать помощь своим детям в домашних условиях. Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий. Связь с родителями может осуществляться разными путями – и посредством проведения с ними бесед и индивидуальных консультаций, и путём проведения периодически родительских собраний. Родители добросовестно следят за выполнением домашних заданий и готовности детей к логопедическим занятиям.

        Налаженная связь и тесные контакты логопеда, учителя и родителей являются основой высокой результативности учебно- коррекционной работы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса

В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....

Взаимодействие участников коррекционного – развивающего процесса с родителями (или лицами, их заменяющими) по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии.

Взаимодействие участников коррекционного – развивающего  процесса        с  родителями  (или лицами, их заменяющими) по созданию условий    ...

Взаимодействие участников коррекционного процесса

Краткое описание системы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционном процессе...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционного процесса по преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодействия всех школьных структур, так как она не ограничивается рамками логопедических  занятий, а подразумев...

Модель взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса с семьями обучающихся в рамках экологического проекта

На формирование экологического сознания обучающихся оказывает большое влияние мировоззрение старшего поколения в семье, экологическая культура семьи. Эффективность экологического воспитания в семье на...

Оптимизации речевого взаимодействия участников учебного процесса по иностранному языку

Речевой навык представляет собой очень сложное явление, особенности которого обязательно нужно учитывать при его формировании. Всем нам знакомы ученики, не участвующие на уроках, предпочитающие отмалч...

Для взаимодействия с участниками коррекционно-развивающего процесса

Газеты любят читать и родители и дети. Я готова их порадовать полезным материалом....