Использование компьютера в коррекционной работ
статья по теме

Красноруцкая Елена Васильевна

Использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, сочетать коррекционные и развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития младших школьников, что способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютера в коррекционной работ

                                                                      Красноруцкая Е.В.,  учитель-логопед

МБОУ «СОШ г. Бирюча» Красногвардейского района

        Стремительное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс, наложили определенный отпечаток на деятельность педагога. Сама жизнь диктует нам необходимость использования новых информационных технологий (НИТ) в образовательном процессе.

        Современное общество предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому одной их из задач учителя-логопеда является своевременное выявление отклонений в речевом развитии детей и коррекции речевых нарушений, то есть к началу школьного обучения все стороны речи – произношение, словарный запас, грамматика языка – должны быть без нарушений.

НИТ стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обучения, новые возможности для широкого внедрения в свою педагогическую практику новых методических разработок. Компьютер, мультимедийные средства постепенно становятся мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей, школьников. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

        Я, как практикующий логопед, применяю информационные технологии на коррекционно-развивающих занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми. Компьютерные средства представляют для меня не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Применяя в работе компьютерную технику, решаю две основные задачи специального обучения:

- формирование у детей умения пользоваться компьютером;

- коррекция психофизиологических нарушений.

Используя в работе компьютерные технологии,  постоянно забочусь о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на здоровье школьников. Игровые занятия на компьютере для детей 7- 10 лет не превышают 15 минут.

Проведение компьютерных игр всегда носит многофункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения этих игр, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности ребенка: умений подчинять свою деятельность заданным правилам и требования, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. У детей повышается самооценка. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается их удовлетворенность, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр. Занимательные истории

придают обучению игровой характер, ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

        На своих занятиях использую компьютерные презентации для изучения лексических тем (можно показывать как слайды), лабиринты по автоматизации поставленных звуков (ребенок, проходя по лабиринту, нажимает на картинку, проговаривает слово, закрепляя нужный звук). Владея мышкой, дети развивают координацию руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению мною решается задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал компьютерных программ содержит в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывает интерес у дошкольников к учебному процессу и способствует созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развивает мыслительные способности. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используется “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.). Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр,  использующих около 1500 упражнений по предупреждению и исправлению дисграфии и дислексии, развитию восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления, а также сервисную программу подготовки и проведения занятия «Конструктор урока». Основным элементом практикума является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в звуковой стороне речи; восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи; восполнение пробелов в развитии связной речи; развитие индивидуальных качеств обучающегося.

Основные достоинства практикума, который существенно дополняет традиционную работу логопеда:

-  компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;

- деление материала по разделам позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития.

Я хотела бы остановиться ещё на одной специализированной компьютерной логопедической программе «Игры для Тигры»,  которая предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Упражнения, представленные в программе, построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

         Эта программа позволяет эффективно исправлять речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, просодика,  фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над звукопроизношением, просодическими компонентами речи,

фонематическим восприятием, лексико-грамматическим строем речи.

        Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Использование компьютера на логопедических занятиях не только намного облегчает работу логопеда, но и повышает интерес детей к обучению, позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приемов.

        Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, сочетать коррекционные и развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития младших школьников, что способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР в коррекционной работе.

Использование ЭОР в коррекционной работе, материалы для аттестации....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открыв...

Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Использование символов в работе  по формированию фонематического восприятия повышает  эффективность  коррекционной  работы  и  интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Использование различных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ

В документе представлены упражнения на равитие мелкой моторки, кинезиологические и релаксационные упражнения, используемые в коррекционной работе с детьми с ограниченными воможностями здоровья....

«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....

Педагогический проект «Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»

 Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом...