Календарно - тематическое планирование уроков математики в 6 классе СКОУ 8 вида
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Программа курса математики в 6 классе рассчитана на 204 часа в год , 6   часов -  в неделю, из них 1 час в неделю (34 часа в год) отводятся на изучение геометрического материала.

Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._i_pismo_1.docx129.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса математики в 6 классе рассчитана на 204 часа в год , 6   часов -  в неделю, из них 1 час в неделю (34 часа в год) отводятся на изучение геометрического материала.

Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы:

- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые  помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.

Знание основ десятичной системы счисление должно помочь учащимся овладеть счетом, различными разрядными единицами.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться, прежде всего, четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.

Выполнение арифметических действий с числами, полученными при измерении величин, должны способствовать более глубокому знанию единиц измерения, их соотношение.

При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.   Для решения примеров со сложением и вычитанием обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени. Наряду с решением готовых текстовых задач необходимо учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.

В рабочей программе выделены отдельно темы, рассматриваемые в курсе 6 класса. Каждая большая тема разбита на отдельные уроки, способствующие наиболее полному изучению данного материала. Особое внимание рекомендуется обратить на последний раздел (контрольно-диагностический материал), в нем выделены те вопросы, которые желательно проконтролировать на данном этапе обучения, предлагаются формы контроля.

Навыки, полученные на уроках математики  необходимо тесно связывать с предметами, изучаемыми в школе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:-

  Десятичный состав числа в пределах 1 000 000;

  разряды и классы;

  основное свойство обыкновенных дробей;

  зависимость между расстоянием, скоростью и временем;

  различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

  свойства граней и ребер куба и бруса

Учащиеся должны уметь:

        читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000

        округлять числа до заданного разряда

        складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки числа в пределах 10 000;

        выполнять устное сложение и вычитание в пределах 100;

        письменно складывать, вычитать числа, полученные при измерении, единицами стоимости, длины, массы;

        читать, записывать под диктовку, обыкновенные дроби и смешанные числа, знать виды обыкновенных дробей, сравнивать их с единицей;

        решать и составлять простые и составные задачи на встречное движение двух тел;

        узнавать случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

        выделять, называть элементы куба, бруса, их свойства.

Тематическое планирование уроков  математики в 6 классе СКОУ  VIII вида

 (136 ч)

№/№    п / п

 Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Контрольные  работы

1

Повторение (за 5 класс)

5

Вводная   контрольная работа

2

Нумерация в пределах 1000000

9

Проверочная работа «Нумерация в пределах 1 000 000»

3

 

Устное и письменное сложение и вычитание в  пределах 10000.

32

 

Контрольная работа «Устное и письменное сложение и вычитание в пределах 10000»

4

 

 

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы, времени.

21

 

Проверочная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами длины».  

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы, стоимости, времени, длины»

5

Скорость, время, расстояние.

10

Контрольная работа « Решение простых задач  на соотношение: расстояние, скорость, время; составных задач на встречное движение»

6

Сложение и вычитание чисел (повторение)

4

 

7

Обыкновенные дроби.

26

Контрольная работа « Обыкновенные дроби: чтение, запись, сравнение»

Контрольная работа « Обыкновенные дроби»

8

 

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

9

 

Контрольная работа «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и одинаковыми знаменателями»

9

 

Сложение и вычитание смешанных чисел.

10

 

Контрольная работа «Сложение и вычитание смешанных чисел»

10-11

 

Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки.

31

 

Контрольная работа «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки»

Контрольная работа  «Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки»

12

Повторение

11

Контрольная работа за год.

 

Итого

168 ч

13 ч

Тематическое планирование уроков изучения геометрического материала (34 ч)

№ п/п

Название  темы

Всего часов

Оборудование.

1.

Взаимное расположение прямых линий  на плоскости. Высота треугольника, квадрата, прямоугольника.

10 ч

Линейки, чертёжные угольники, циркули. Таблицы: Расположение прямых на плоскости. Ломаная линия. Алгоритм построения параллельных и перпендикулярных прямых.

5.

Геометрические тела: куб, брус.

6 ч

Модели геометрических тел.

3.

Масштаб.

10 ч

Географические и топографические карты. План местности. Линейки. Таблица: Изображение геометрических фигур в масштабе 1:2; 2:1.

4.

Повторение.

8

Чертежные инструменты, модели  куба, бруса. Таблицы: многоугольники, виды треугольников.

 

Итого:

34 ч

 

 


Поурочное планирование уроков математики в 6 классе (136 ч)

 

 

Да-та

 

Тема урока

 

Повторение

 

Словарь

Учебные и

коррекционные задачи

Нумерация, разряды классы

Счет 10, 2, 5, 100

 

 

единицы

десятки, сотни, тысячи

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений.

  1.  

 

Устное и письменное сложение в пределах 1000.

Состав числа

Слагае-

мое

сумма

Развитие словесно- логического мышления.

  1.  

 

Устное и письменное вычитание в пределах 1000.

Устное и письменное сложение

Умень-шаемое

вычитаемое

разность

Развитие устного счета, памяти, внимания.

  1.  

 

Чтение и запись чисел в приделах 1000

Табл. разрядов, состав числа

единицы тысяч

десятки тысяч

Самостоятельная работа, умение ориентироваться в задании.

  1.  

 

Сравнение чисел, соседних разрядов, классов тысяч и единиц

 

Чтение и запись чисел в приделах 1000

 

Сравне-ние чи-сел

 

 

Формирование аналитико –синтетической деятельности, упражнение на сравнении чисел.

  1.  

 

Таблица разрядов

 

Состав числа

 

 

Разряд-ные слагае-мые

 

Развитие способности концентрировать и распределять внимание.

  1.  

 

Простые и составные числа.

 

Работа с таблицей классов и разрядов

простые и сос-тавные

Развитие мышления, памяти.

  1.  

 

Натуральный ряд чисел: получение 4, 5, 6-тизначных чисел из разрядных слагаемых.

Простые и составные числа. Состав числа.

Нату-ральный ряд

 составление простой и составной задачи по схеме, развитие аналитико – синте-тической деятельности.

  1.  

 

Счет равными числовыми группами. Сложение и вычитание круглых чисел в пределе 1000000.

Чтение и запись чисел в приделах 1000000

 

Число-вые группы

Математический диктант:  запись чисел под диктовку, коррекция знаний по нумерации.

  1.  

 

Округление чисел до единиц, десятков, сотен,  тысяч. Определение разрядных единиц.

Простые и составные числа. Счет равными числовыми группами.

 

 

Округление

Умение составлять числа  из разрядных единиц, разложение на разрядные слагаемые, коррекция памяти.

  1.  

 

Римская нумерация от I  до  XX..

 

 

Чтение и запись чисел

Нумера-ция

римская

 Развитие умения округлять числа до заданного разряда, простая арифметическая задача, коррекция мышления.

  1.  

 

Устное сложение чисел в пределах 10000.

 

Счет группами

 

самолет

 

Математический диктант: запись чисел под диктовку в пределах  1000000.Развитие умения самостоятельно ориентироваться в задании.

  1.  

 

Письменное сложение четырехзначных чисел в пределах 10 000.

Составление чисел по разрядным слагаемым

слагаемое

сумма

 

решение составной арифметической задачи в 2 действия, развитие аналитико – синтети-ческой деятельности.

  1.  

 

Письменное сложение чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд.

Состав числа, разрядные слагаемые

 

составление чисел из разрядных, формирование произвольного умения работать по инструкции.

  1.  

 

Письменное сложение чисел (все случаи).

Табличное умножение

Слагае-мое

составление и решение задачи по схеме, развитие аналитико – синтетической деятельности.

  1.  

 

Проверка действия сложе-ния, действием сложения (переместитель-ный закон сложения).

Округление

 

Умение округлять числа до заданного разряда, развитие памяти, внимания, мышления.

  1.  

 

Письменное сложение чисел (все случаи)

 

Устное сложение в пределах 100.

 

нахождение неизвестного слагаемого,  составление и решение  задачи по схеме.

  1.  

 

Решение задач на нахождение целого

Простые  арифметические задачи

 

сложение чисел в пределах 10000, коррекция памяти.

  1.  

 

Устное вычитание чисел в пределах 10 000

Запись чисел римскими цифрами.

Умень-шаемое

вычитаемое

разность

Развитие памяти, мышления, активизация речевой деятельности.

  1.  

 

Письменное вычитание чисел в пределах 10 000 (с одним переходом через разряд)

 

Вычитание и сложение в пределах 100

 

Слагае-мое

сумма

 

письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10 000,коррекция зрительной памяти, развитие устойчивого внимания.

  1.  

 

Письменное вычитание  четырехзначных чисел типа 2306 -1467 в пределах 10 000

Сложение в пределах 10000

Умень-шаемое

вычитаемое

разность

письменное вычитание с переходом через разряд, расширение представления о числах, коррекция памяти, внимания.

  1.  

 

Вычитание чисел типа 2306 – 467.

 

Разрядные слагаемые

 

сложение и вычитание чисел, коррекция аналитико – синтетической деятельности.

  1.  

 

Письменное вычитание четырехзначных чисел вида 10000 -1467 в пределах 10 000

Вычитание в пределах 20

 

решение задачи на разностное сравнение, развитие навыков сравнения, оперативной памяти, работы по алгоритму.

  1.  

 

Письменное вычитание чисел в пределах 10 000 (все случаи).

Составление задач по схеме.

Умень-шаемое

вычитаемое

разность

составление задач по схеме, развитие умение решать по алгоритму.

  1.  

 

Письменное сложение и вычитание в пределах 10 000.

 

Таблица разрядов

 

Контроль формирования практических умений и навыков.

  1.  

 

Проверка сложения вычитанием.

 

Вычитания без перехода через разряд

 

 

решение задачи на нахождение целого по части, развитие зрительного восприятия, памяти.

  1.  

 

Проверка вычитания сложением.

Компоненты действий сложения и вычитания

остаток

составление и решение задач по таблице (нахождение неизвест-ного), развитие памяти, мышления.

  1.  

 

Проверка сложения и вычитания.

Отсчитывание равными группами

 

проверка сложения  действием вычитания и наоборот, умение применять проверочные действия, коррекция памяти.

  1.  

 

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Устное сложение и вычитание  в пределах 100

 

Контроль формирования практических умений и навыков.

  1.  

 

Решение арифметических задач на нахождение целого и остатка.

Составление задач по краткой записи

 

решение арифметичес-ких задач на нахождение целого и остатка, самостоятельно составлять краткую запись задачи, коррекция аналитико – синтетической деятельности.

  1.  

 

Письменное сложение в пределах 10000.

Проверка сложения сложением

 

Самостоятельная работа: решение примеров на письменное сложение в пределах 10 000, развитие умения самостоятельно работать над заданием.

  1.  

 

Письменное вычитание  в пределах 10000

Проверка сложения вычитанием и наоборот

 

проверочная работа (проверка сложения вычитанием и наоборот), коррекция памяти, мышления.

  1.  

 

Составление задач по краткой записи.

Сложение и вычитание целых чисел

 

 Умение составлять и решать задачи по краткой записи, развитие умения концентрировать  внимание.

  1.  

 

Порядок действий в выражениях без скобок.

Действия первой и второй ступени

порядок дейс-твий

 

сложение и вычитание многозначных чисел, развитие умения ориентироваться в классах, разрядах чисел, коррекция памяти, внимания.

  1.  

 

Порядок действий в выражениях со скобками.

 

Счет разрядными группами

 

решение задач на разностное сравнение, коррекция комбинаторных способностей.

  1.  

 

Сложение и вычитание в выражениях со скобками и без скобок.

Порядок действия в выражениях первой ступени.

 

Контроль формирования практических умений и навыков.

  1.  

 

Сложение и вычитание в пределах 10 000.

Табличное умножение и деление.

 

составление  задач по краткой записи на сложение и вычитание чисел в пределах 1000,развитие логического мышления, сопоставительного анализа.

  1.  

 

Нахождение неизвестного слагаемого.

Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5.

 

задача на кратное сравнение, коррекция познавательной деятельности.

  1.  

 

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

Таблица умножение чисел 6, 7, 8.

 

нахождение неизвестного слагаемого, развитие памяти, мышления, внимания.

  1.  

 

Нахождение неизвестного вычитаемого.

Табличное деление

неизвестное

нахождение неизвестного уменьшаемого, коррекция зрительного восприятия.

  1.  

 

Нахождение неизвестного компонента действий сложения и вычитания.

Компоненты действия сложения и вычитания.

 

нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания, развитие умений сравнивать, обобщать.  

  1.  

 

Меры длины. Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами длины,   вида 13м +70см.

13м 12см +1 м 70см.

 

Сложение и вычитание в пределах 100000.

Метр

Санти-метр

Деци-метр

Мили-метр

сложение и вычитание целых чисел в пределах 10 000, развитие умения ориентироваться в классах и разрядах чисел.

  1.  

 

Вычитание  чисел полученных при измерении двумя мерами длины,  вида 13м48см – 48 см;

2м13 см –  1м 10 м.

 

Вычитание в пределах 100000.

Метр

Санти-метр

длина

сложение чисел полученных при измерении двумя мерами длины, развитие вычислительных навыков, коррекция внимания.

  1.  

 

 Меры массы и стоимости

 

Преобразова-ние мелких мер в более крупные.

 

Грамм  кило-грамм

центнер  тонна

рубль копейка

 

Формирование знаний по теме меры стоимости и меры массы, преобразование мелких мер в более крупные, коррекция памяти, внимания.

  1.  

 

Сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами массы и стоимости, вида 13 ц +70 кг; 14 р. 20 к. + 2 р. 15 к.

Решение простых задач

 

 

Кило-грамм

центнер  тонна

 

метрическая система мер (меры длины, массы и стоимости), коррекция памяти, внимания, мышления.

  1.  

 

Вычитание чисел, полученных при измерении, мерами массы и стоимости вида 15р. 20к. – 2р. 13 к.

 

Вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины

 

грамм

рубль

 

Умение решать простые задачи,  составлять вопрос к задаче, приводящий к смене действия, коррекция аналитико – синте-тической деятельности.

  1.  

 

Вычитание  и сложение чисел, полученных при измерении мера-ми массы и стоимости  с переходом через разряд.

Преобразование мелких мер в более круп-ные.

Меры масса

Стои-мость

 

 

Умение решать простые задачи на нахождение суммы, разности, развитие самостоятельности и самоконтроля.

 

 

  1.  

 

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами массы и стоимости  (все случаи).

Преобразование чисел, полученных при измерении.

Грамм  кило-грамм

центнер  тонна

рубль копейка

Фронтальная работа: составление простых задач  

по условию, составление задач по краткой записи.

  1.  

 

 Меры времени Сложение чисел, полученных при измерении мерами времени (без перехода через разряд).

 

Сложение чисел, полученных при измере-нии мерами длины, массы, стоимости.

Час

год

Развитие умения сложения и вычитания чисел, полученных при  измерении двумя мерами массы и стоимости, коррекция зрительного восприятия, мышления.  

  1.  

 

Сложение чисел, полученных при измерении времени (с переходом).

Сложение и вычитание многозначных чисел

секунда

минута

Математический диктант: метрическая система мер (меры времени), коррекция слухового восприятия, памяти, мышления.

  1.  

 

Вычитание чисел, полученных при измерении времени (с переходом через разряд)

 

Преобразова-ние чисел, полученных при измере-нии.

 

Век

 столетие

сложение чисел, полученных при измерении двумя мерами массы стоимости, длины и времени, развитие вычислительных навыков, мышления.

  1.  

 

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (все случаи).

 

 

Измере-ние

Контроль формирования практических умений и навыков по данной теме, коррекция памяти, внимания.

  1.  

 

Скорость. Время. Расстояние (путь). Обозначение S, V,  t.

Все действия в пределах 10000.

Ско-рость

время расстоя-ние

Формировать умение решать простые задачи на движение, коррекция зрительного и слухового восприятия.

  1.  

 

Решение задач на нахождение расстояния.

 

Перевод крупных единиц измерения в более мелкие.

Расстояние (S)

 

Формирование умения решения задач на вычисление расстояния, составление задач по рисунку, коррекция аналитико – синтети-ческой деятельности.

  1.  

 

Решение задач на нахождение скорости.

Умножение целых чисел в пределах 10000.

Ско-рость (V)

км/ч

 

Решение задач на вычисление скорости, составление задач по таблице, коррекция внимания, наблюдательности.

  1.  

 

Решение задач на нахождение времени.

 

Деление  целых чисел в пределах 10000.

 

Время

( t )

 

Решение задач на вычисление времени, составление задач по таблице, развитие памяти, слухового и зрительного восприятия.

  1.  

 

Решение задач на нахождение расстояния, скорости, времени.

 

Умножение и деление целых чисел.

 

Решение задач на движение, коррекция аналитико – синтети-ческой деятельности.

 

1.       

 

Сложение и вычитание целых чисел

Решение простых арифметических задач

Слагае-мое

сумма

проверка сложения  действием вычитания и наоборот, коррекция памяти, мышления, внимания.

2.       

 

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Решение задач на нахождение целого и остатка

разность вычитаемое

 

 

Развитие умения выполнять действия сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, коррекция памяти, развитие устойчивого внимания.

4.       

 

Нахождение неизвестного компонента действий сложения и вычитания.

Решение задач на  движение.

Слагае-мое

Умень-шаемое

вычитаемое

разность

Контроль формирования практических умений и навыков, развитие навыков самостоятельности.

1.       

 

Обыкновенные дроби: чтение и запись.

Табл. умножения,  задачи на движение.

Обыкно-венная дробь

Развитие умения решения  задач на движение  по чертежу, коррекция внимания, мышления.

2.       

 

Числитель и знаменатель обыкновенной дроби.

Названия компонентов сложения.

Знаменатель

Числи-тель

Знание правила нахождения дроби от числа, получение обыкновенных  дробей, коррекция внимания, памяти, мышления.

4.       

 

Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями.

Числитель и знаменатель дроби.

Знаменатель

Числи-тель

Знать образование обыкновенных дробей, умение читать и записывать, коррекция речи, обогащение словаря.

5.       

 

Сравнение обыкновенных дробей (все случаи).

Чтение и запись обыкновен-ных дробей

 

Умение сравнивать дроби, коррекция внимания, зрительного восприятия.

6.       

 

Смешанные числа.  

Сравнение дробей.

Смешанное число

Умение читать и записывать правильные и неправильные дроби, коррекция аналитико – синтетической деятель-ности.

7.       

 

Сравнение смешанных чисел  (с разным целым числом)

Чтение и запись обыкновенных дробей

Числи-тель

знаменатель

Умение сравнивать обыкновенные дроби, коррекция зрительного восприятия, памяти.

8.       

 

Сравнение смешанных чисел (с разными знаменателями, числителями)

 

Задачи на движение

вычисление пути.

Путь скорость расстоя-ние время

Развитие умения составлять и решать задачи по краткой записи, коррекция аналитико – синтети-ческой деятельности.

10.   

 

Сравнение смешанных чисел  (все случаи).

 

Решение задач на нахождение остатка

время

путь

 

Умение сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа, коррекция внимания, зрительного восприятия.

12.   

 

Замена крупных долей более мелкими

Числитель, знаменатель,  чтение дробей.

Числи-тель знаменатель

запись обыкновенных дробей и смешанных чисел, развитие зрительного восприятия, мышления.

13.   

 

Замена мелких долей более крупными

Название компонентов умножения и деления

доли

Коррекция внимания, памяти, мышления.

16.   

 

Преобразование обыкновенных дробей.

Преобразова-ние правиль-ных и непра-вильных дро-бей

остаток

деление

отработка навыков преобразования дробей, развитие мыслительных процессов.

17.   

 

 Замена неправильной дроби смешанным числом.

Значение числителя и знаменателя

смешанное число

замена неправильной дроби смешанным числом, коррекция внимания, памяти.

18.   

 

Нахождение части от числа.

Основное свойство дроби.

Часть от числа

Закрепление алгоритма нахождения части от числа, развитие самостоятельности, умения ориентироваться в задании.  

20.   

 

Решение задач на нахождение части от числа.

 

Умножение и деление на однозначное число.

 

решение задач на нахождение части от числа, умение пользоваться алгоритмом, коррекция внимания, памяти.

24.   

 

Решение практических задач на нахождение нескольких частей от числа (дроби от числа)

Преобразова-ниеобыкно-венных дро-бей.

 

решение задач на нахождение нескольких частей от числа, коррекция мышления, внимания.

1.      

 

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

 

Правильные и неправильные дроби.

Сумма

Слагае-мое

одинаковой

Знать правила приведения дроби к общему знаменателю, выполнить вычисления, коррекция внимания, мышления.

5.       

 

Вычитание из единицы обыкновенной дроби.

 

Замена крупных долей более мелкими.

 

Умение решать задачи на  нахождение нескольких частей от числа, коррекция зрительного восприятия, памяти, мышления.

6.       

 

Вычитание обыкновенной дроби из целого числа

Преобразова-ние дробей.

Целое число

вычитание дроби из единицы, коррекция памяти, внимания, развитие навыков вычисления.

       

 

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Сложение  обыкновен-ных дробей с одинаковыми знаменателя-ми.

Целая

дробная часть

Навыки сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, коррекция познавательной деятельности.

6.       

 

Вычитание смешанных чисел из целого числа и целого числа из смешанного

Решение текстовых арифметических задач на нахождение целого.

Смешанная

Обыкно-венная

Умения составлять задачи по краткой записи, развитие аналитико – синтетической деятельности.

7.       

 

Вычитание обыкновенной дроби из смешанного  числа 2⅓ - ⅔ .

 

Решение арифметических задач с формулировкой вопроса.

Пропорциональная

прямая

Закрепление навыков сложения и вычитания из смешанного числа, обогащение словаря, развитие умения устанавливать закономерности и логические связи.

1.       

 

Письменное умножение  на однозначное число без перехода через разряд.

Табличное умножение

произведение

множи-тель

Знать табличное умножение, развитие умения работать самостоятельно.

2.       

 

Умножение многозначных чисел на однозначное число с помощью калькулятора.

 

Приемы устного умножения многозначных чисел.

Кальку-лятор

Умение работать с калькулятором, развитие внимания,  памяти.

3.       

 

Нахождение значения числового выражения из 3-х действий с помощью калькулятора.

Приемы устного умножения  многозначных чисел.

Кальку-лятор

Индивидуальная работа с калькулятором, воспитание самостоятельности при выполнении задания.

4.       

 

Умножение трехзначного числа

на однозначное с переходом через разряд.

Счет числовыми группами.

Множи-тель

Слагае-мое сумма

Знание навыков счета числовыми группами, умножение на однозначное число, коррекция внимания, мышления.

5.       

 

Увеличение и уменьшение многозначных чисел  на несколько единиц и в несколько раз.

Приемы устного сложения и умножения.

Увели-чить  на

Увели-чить  в

 

Навыки решения задач на кратное сравнение, коррекция аналитко – синтетической деятель-ности.

6.       

 

Решение составных арифметических задач.

 

Простые задачи

краткая запись

условие

решение

Знание навыков решения задач по теме, составление задачи, развитие зрительной памяти, слухового восприятия.

7.       

 

Составление условия и решение задач по краткой записи.

 

Правильные и неправильные дроби.

 

Умение составлять и решать  задачи по краткой записи, развитие умения работать по алгоритму.

8.       

 

Письменное умножение четырехзначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число.

Решение задач

на сравнение: во сколько, на сколько.

 

Умение умножать четырехзначные числа, оканчивающиеся нулями, на однозначное число, коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания.

9.       

 

Письменное умножение четырехзначных чисел на однозначное число.

Сложение, умножение, вычитание, деление с 1 и нулем.

Порядок дейс-твий

Дейс-твия первой (второй) ступени.

контроль  формирования практических умений и навыков, коррекция памяти, внимания.

10.   

 

Порядок действий в выражениях без скобок.

 

Решение задач на движение.

Ско-рость

время

расстоя-ние

Умение решать задачи на разностное сравнение, на движение, коррекция аналитико – синтетической деятельности.

11.   

 

Порядок действий в выражениях со скобками.

 

Составление условия задачи по краткой записи.

Десятки

 сотни

тысячи

Знание навыков составления условия задачи по краткой записи, развитие мышления, внимания.

12.   

 

Умножение чисел на круглые десятки.

 

Умножение на 10, 100, 1000.

Круглые десятки

Формирование знаний умножения на круглые десятки, развитие навыков сравнения, внимания.

1.

 

Письменное деление на однозначное число, когда количество цифр делимого и частного совпа-дают.

Табличное деление.

Частное

Дели-тель

делимое

Знание табличного деления, коррекция памяти, устойчивого внимания.

2.

 

Письменное деление на однозначное число, когда количество цифр частного больше, чем у делимого.

Единицы измерения длины и соотношения между ними.

метр санти-метр

мили-метр

 

Умение решать задачи на разностное сравнение, развитие аналитико – синтетической деятельности.

3.

 

Проверка умножения делением.

Единицы массы и соотношения между ними.

Провер-ка

 

Закрепление умения деления на однозначное число, коррекция внимания, памяти.

4.

 

Нахождение частного от чисел, оканчивающихся нулем.

Единицы массы и соотношения между ними.

центнер

 

Умение составить задачу по краткой записи, развитие способности концентрировать и распределять внимание.

5.

 

Деление многозначного числа на однозначное (случаи, когда разряд в частном  равен 0).

Единицы стоимости и соотношения между ними.

рубль

копейка

Самостоятельная работа. Развитие навыков самостоятельной работы над заданием. 

6.

 

Проверка деления умножением.

 

Единицы стоимости и  соотношения между ними.

Множи-тель

произведение

 

Закрепление навыков деления и умножения, коррекция внимания, зрительного восприятия.

7.

 

Деление многозначного числа на однозначное типа 5400:4, 7800:3.

Единицы измерения времени, соотношения между ними.

час

секунда

отработка навыков деления, развитие памяти, мышления.

8.

 

Нахождение части от числа.

Понятие дроби.

Дробь  правильная

Непра-вильная

Умения решать задачи на нахождение части от числа, коррекция зрительного восприятия, памяти.

9.

 

Решение составных арифметических задач на  нахождение части от числа.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

Остаток

условие

Закрепление навыков сложения и вычитания многозначных чисел.

10.

 

Решение составных арифметических задач.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

 

Умение решать примеры на порядок действий без скобок.

11.

 

Решение задач на разностное сравнение.

Сложение и вычитание многозначных чисел.

 

Знание порядка действий в примерах с многозначными числами, развитие способности сравнивать и обобщать.

12.

 

Деление на круглые десятки.

 

Деление на 10, 100, 1000.

Круглые десятки

Знание алгоритма деления на круглые десятки, развитие памяти, внимания.

13.

 

Деление с остатком.

 

Письменное умножение чисел на однозначное число.

Остаток

Фронтальная работа: подготовка к контрольной работе.

14.

 

Деление с остатком.

Деление на однозначное  число.

 

Самостоятельная работа: деление на круглые десятки, развитие умения самостоятельно работать над заданием.

1.       

 

Нумерация. Разряды и классы.

 

Нумерация. Разряды и классы.

 

счеты,

калькулятор

разряд класс

целое число

Знание состава числа, запись чисел под диктовку, решение простых арифметических, коррекция слухового восприятия, памяти.

2.       

 

Письменное сложение и вычитание многозначных чисел

 

Состав числа.

Слагае-мое

сумма

разность вычитаемое

уменьшаемое

Знание навыков письменного сложения и вычитания многозначных чисел, развитие умения работать по алгоритму.

3.       

 

Умножение на однозначное число (все случаи).

 

Разложение на разрядные слагаемые.

множитель произведение

Закрепление навыков решения задач на нахождение суммы и разности, развитие памяти, внимания, мышления.

4.       

 

Деление на однозначное число (все случаи).

 

Числа, полученные при измерении.

делимое

дели-тель

частное

остаток

Умение составлять задачи по данному условию, развитие навыков работы по заданному алгоритму.

 

5.       

 

Все действия с целыми числами. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Соотношение мер длины, времени, стоимости, массы.

целое число

метр

кило-метр

грамм

кило-грамм

Развитие вычислительных навыков, коррекция памяти, внимания.

8.       

 

Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел (все случаи).

 

Перевод неправильной дроби в правильную. Запись неправильной дроби в виде смешанного числа

Числи-тель

знаменатель

правильная

непра-вильная

запись целых чисел, смешанных чисел и обыкновенных дробей, развитие памяти, мышления.

9.       

 

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий..

Названия компонентов арифметических действий.

неизвестное

Комбинированный опрос, контрольный устный счет, закрепление материала, развитие памяти, слухового восприятия, мышления.

 

Поурочное планирование уроков изучения геометрического материла

в 6 классе (34 ч)

  1.  

 

Виды линий. Ломаные линии.

 

Приёмы построения и измерения отрезков.  Горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

прямая

отрезок

ломаная линия

Построение ломаных линий.

  1.  

 

Взаимное расположение прямых на плоскости. Пересекающиеся и непересекающиеся  прямые.

Прямая линия

Пересе-кающиеся, непере-секающиеся прямые

Построение пересекающихся и непересекающихся линий.

  1.  

 

Перпендикулярные прямые.  Знак  

http://special3.shkola.hc.ru/doc_s/obr_process/5-9/mathematic_6_klass.files/image001.gif

 

 

Построение прямого угла.

 

Перпе-ндикулярные прямые

 

Построение перпендикулярных прямых.

  1.  

 

Высота треугольника.

Элементы треугольника. Виды треугольников. Построение треугольника по трём сторонам.

Высота треугольника.

Построение высоты треугольников. Построение треугольника по трём сторонам.

  1.  

 

Высота прямоугольника, квадрата.

Элементы прямоугольника. Свойства прямоугольника и квадрата.

Высота прямо-угольника и квадрата

Самостоятельная работа: построение квадрата, прямоугольника на нелинованной бумаге, построение высоты треугольника.

  1.  

 

Параллельные прямые. Знак //.

 

Прямая.

Парал-лельные прямые.

 

Индивидуальная работа: построение перпендикулярных прямых.

  1.  

 

Построение параллельных и перпендикуляр-ных прямых.

Перпендикулярные, параллельные линии. Построение треугольников, прямоугольников. Высота треугольников прямоугольников.

Высота, перпен-дикуляр.

Построение перпендикулярных и параллельных линий на нелинованной бумаге.

  1.  

 

Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное.

Взаимное положение прямых на плоскости.

Вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые.

Построение линий, различно расположенных на плоскости.

  1.  

 

Уровень, отвес.

Перпендикулярные прямые.

Уровень отвес.

Построение перпендикулярных прямых.

  1.  

 

Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса, вершины, их количество.

Квадрат, прямоугольник.

Куб. Брус. Грани, рёбра, верши-ны.

Построение квадрата и прямоугольника.

  1.  

 

Куб, его свойства.

Свойства квадрата.

Куб, его элемен-ты.

Построение квадратов.

  1.  

 

Брус, его свойства.

Свойства прямоугольника.

Остро-уголь-ный

высота

прямо-уголь-ный

Построение прямоугольников.

  1.  

 

Масштаб (понятие).

Соотношение единиц измерения длины.

Мас-штаб.

Построение отрезков в масштабе 1:100

  1.  

 

Изображение квадрата в масштабе 1:1000.

Квадрат.

Пери-метр квадрата

Построение квадрата в М 1:1000. Вычисление его периметра.

  1.  

 

Изображение прямоугольника в масштабе 1:1000.

Прямоугольник.

Пери-метр прямо-угольника.

Построение прямоугольника в М 1:1000. Вычисление его периметра.

  1.  

 

Изображение геометрических фигур в масштабе 1:10 000.

Треугольник.

Виды треугольников по длине сторон и видам углов.

Построение треугольника  масштабе 1:10 000 по трём сторонам.

  1.  

 

Изображение квадратов в М 2:1.

Свойства квадрата.

Диагональ квадрата.

Построение квадрата в М 2:1

  1.  

 

Изображение квадратов в М 2:1.

 

Свойства прямоугольника

Диаго-наль прямо-угольника

Индивидуальная работа: построение прямоугольников.

  1.  

 

Изображение геометрических фигур в М 10:1.

Свойства треугольника, виды углов.

Высота треугольника.

Построение квадрата в масштабе 10:1.

  1.  

 

Изображение геометрических фигур в М 100:1.

Соотношение единиц измерения длины.

Уменьшение отрезков в несколько раз.

Построение прямоугольника в М 100:1.

  1.  

 

Работа над ошибками.

 

 

 

  1.  

 

Перпендикулярные прямые.

Горизонталь-ные, вертикальные, наклонные прямые.

 

Построение перпендикулярных прямых.

  1.  

 

Параллельные прямые.

Перпенди-куляр. Равные отрезки.

 

Построение параллельных прямых.

  1.  

 

Построение высоты  треугольника.

Виды треугольников

Высота треугольника.

Построенные высоты в треугольниках разных видов.

  1.  

 

Куб

Квадрат. Элементы квадрата и куба.

Рёбра, стороны,  вершины, грани.

Изображение куба в тетради.

  1.  

 

Брус.

Прямоугольник. Элементы

Рёбра, стороны,  вершины, грани.

Изображение бруса в тетради.

  1.  

 

Масштаб.

Уменьшение и увеличение отрезков  

 

Изображение прямоугольника в масштабе 1:2, 2:1.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса письма и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов(Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./- М.: «Владос», 2000) и учебником русского языка длядля 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2004).

Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

 - подбирать группы родственных слов;

- проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

 - способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Тематическое планирование по письму и развитию речи в 6 классе

(136 ч)

№ п/п

Наименование разделов

Кол – во часов

Контрольные уроки

Уроки развития письменной связной речи

1.

Повторение. Предложение.

6

Контрольный диктант. Тема: «Повторение изученных в 5 классе орфограмм и правил пунктуации».

 

2.

Звуки и буквы.

6

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы»

Сочинение по коллективно составленному плану на материале наблюдений «Ранняя осень».

 

3.

Состав слова.

33

Проверочный диктант по теме «Состав слова».

Деловое письмо. Письмо товарищу на тему «Школьная жизнь»

Самостоятельная работа «Орфограммы в корнях слов».  

Деловое письмо.Учимся писать объявления, приглашение

Контрольный диктант за 1 четверть.

Контрольно списывание с грамматическим заданием.

4.

Имя существительное.

30

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе»

Краткое изложение «Лесной пожар» (отрывок из рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы»)

Контрольный диктант «правописание безударных окончаний существительных множественного числа. Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти.

5.

Имя прилагательное.

47

Контрольное списывание с грамматическим заданием «правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»

Деловое письмо.Заметка в стенгазету «Интересное мероприятие в классе».

Составление рассказа на тему «В ожидании праздника»

Составление рассказа по наблюдениям и коллективно составленному плану «Приметы весны»

Контрольный диктант по итогам 3 четверти.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Рассказ описательного характера с использованием сравнений и прилагательных «Погода сегодня»

6.

Предложение.

8 ч

 

Составление рассказа по плану «Моя жизнь в школе»

 

7.

Повторение.

5 ч

Контрольный диктант по итогам года.

 

 

Итого

 

135 ч

13 ч

9 ч

 

Поурочное планирование по письму и развитию речи

№ п/п

Дата

Содержание программного материала.

Связная устная, письменная речь.

Словарные слова.

Контрольно-диагностические материалы.

 

 

I четверть 38 часов.

 

 

 

I

 

Предложение

 

 

 

1.

 

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Составление предложений по данным схемам.

Работа с деформированнымипредло-жения-ми. Выразительное чтение стихотворения.

 

Индивидуальные карточки.

2.

 

Распространенные предложения.

 

Распространение предложений второстепенными членами.

Вместо вопросов поставить нужное слово (выбрать предложения к схемам).

Составление словосочетаний, предложений.

 

хозяин

Карточка «Распространить предложения второстепенными членами».

3.

 

Нераспространенные предложения.

Использование антонимов в письменной речи.

Составление рассказов, межфразовые связи. Слова, передающие чувства, настроение.

 

Зрительно-орфографический диктант.

4.

 

Предложения с однородными членами.

 

Распростране-ниепредло-жений одно-родными чле-нами.

Составление предложения со словарным словом.

 

фанера

Словарный диктант.

5.

 

Знаки препинания при бессоюзном перечислении.

Составление рассказа на данную тему, по вопросам.

 

 

Письмо по памяти.

6.

 

Однородный союз и в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородном союзе.

Составление сжатого пересказа, используя однородные члены. Составление рассказа из деформированного текста. Текст, главная мысль (самопроверка по учебнику).

 

Самостоятельное списывание.

II

 

Звуки и буквы.

 

 

 

7.

 

Алфавит.

Ь – показатель мягкости.

Ь – разделительный.

Составление рассказа, используя данные слова.

Устно ответить на вопросы, используя наблюдения

«Деревья ранней осенью».

 

Карточка «Выбери ь – показатель мягкости, ь – разделительный». (Взаимопроверка).

8.

 

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Составление рассуждения.

Составление рассказа. Текст, тема текста. Составление предложений на тему «Осень» по картине.

 

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

9.

 

Двойные и непроизносимые согласные в корне слова.

Составление словосочетаний, используя предлоги.

Составление предложений, используя слова: осенью, солнце, груст-ные, ненастные, радостный, праздник, золотой. (Взаимопроверка).

Телеграмма Антенна, коммунист, перрон.

Словарный диктант.

10.

 

Закрепительные упражнения по теме «Звуки и буквы» и «Предложение». Правописание гласных и согласных в корне слова.

Текст и заглавие, отражающее главную мысль текста.

Составление рассказа, используя синонимы.

 

 

Письмо по памяти.

11.

 

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения, запятая при однородном перечислении.

Составление сказки, используя слова, словосочетание рисунки по дан-ному началу. Ответы на вопросы. Пересказ текста по вопросам.

 

Комментирован-ное письмо.

12.

 

Урок развития речи. Сочинение по итогам наблюдения  по коллективно составленному плану. «Ранняя осень».

Части текста. Составление плана письменного рассказа на тему.

 

Умение использовать материал наблюдений в собственном высказывании

III

 

Состав слова.

 

 

 

13.

 

Однокоренные или родственные слова. Корень слова.

 

Составление рассказа по рисунку, данным словам.

 

Зрительно-орфографический диктант.

14.

 

Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Описание  предметов по плану. Составление диалога.

Текст, главная мысль текста.

 

Выборочный диктант.

15.

 

Образование слов с помощью приставки.

Признаки сказки. Объяснение пословиц. Главная мысль текста.

 

Карточка «Выбери по смыслу приставку в словах».

16.

 

Образование слов с помощью суффиксов.

 

Составление предложений. Подобрать слова по смыслу и составить словосочетания

 

Мужчина, женщина.

Словарный диктант.

17.

 

Суффиксы со значением «огромный», уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Редактирование текста и его озаглавливание Составление словосочетаний предложений. Составление предложений с обращением, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы (подружка, бабулечка, мамочка…)

 

Объяснительный диктант.

18.

 

Суффиксы, передающие отношение к предметам.

Составление предложений, используя в словах суффиксы, передающие разные отношения к предметам.

 

Карточки «Вставить в предложения слова по смыслу».

19.

 

Окончание слова. Грамматическая роль окончания.

Текст, главная мысль текста. Связать слова по смыслу в словосочетаниях с помощью окончаний.

Тематический словарь.

Восстановление предложений из деформированных слов.

 

Самостоятельное списывание исправленного текста.

20.

 

Закрепительные упражнения по теме. «Состав слова».

Однокоренные, родственные слова. Части слова.

Пословицы и поговорки в устной и письменной речи. Составление предложений, используя родственные слова – (хор – хоровой, швея – швейная, столяр – столярная …) на школьную тему.

семена

Самостоятельное заполнение таблицы.

21.

 

Приставка, суффикс; окончание – формообразующая часть слова.

Восстановление предложений из деформированных слов.

Составить основную часть рассказа по данному началу, концу, используя слова с приставками.

Исправление речевых ошибок.

 

Карточки «Подбери слова к данным схемам».

22.

 

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

Умение использовать полученные знания на письме.

 

 

23.

 

Правописание безударных гласных в корне слова.

Объяснение правил беседы. Закончи рассказ. Озаглавливание текста.

 

Карточки «Подбери проверочные слова».

24.

 

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Составление диалога. Чтение по ролям. Прямое и переносное значение слов.

 

Карточки «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

25.

 

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Антонимы. Составление текста из деформированных частей. Части текста.

 

Сейчас. Теперь.

Словарный диктант.

26.

 

Способы проверки звонких и глухих согласных. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Составление текста – письма, добавить начало и конец.

Тема текста. Главная мысль и заглавие текста.

 

Зрительно-орфографический диктант.

27.

 

Непроизносимые согласные в корне слова.

Использование синонимов, антонимов в письменной речи.

Составление приветствия, используя слово – здравствуй, здравствуйте. (Самопроверка)

 

Письмо по памяти.

28.

 

Урок развития речи. Письмо (родным, подруге…) на тему школьной жизни.

Письмо по плану. Расположить части текста-письма по плану.

 

 

29.

 

Закрепительные упражнения по теме: «Гласные и согласные в корне». Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне.

Объяснение орфограмм по таблице «Учись работать над ошибками».

 «Допиши словечко»

 

 

Карточки «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

30.

 

Правописание слов с двойными, непроизносимыми и непроверяемыми гласными в корне слова.

Составление пересказа (письменно) из нераспростра-ненных предложений. Вставить противополож-ные по значе-нию выделен-ным. Объяснение правописаний по таблице «Учись работать над ошибками».

 

Комментированное письмо.

31.

 

Проверочный диктант по теме: «Состав слова».

 

 

Умение применять изученные правила.

32.

 

Приставка и предлог. (Роль приставки и предлога).

Составление рассуждения (устно). Заглавие и главная мысль текста. Составление предложений, используя данные словосочетания Диалог. Рассказ о поведении в природе (устно).

 

 

Самостоятельное списывание исправленного рассказа.

33.

 

Дифференциация приставки и предлога.

Составление предложений. Составление краткого пересказа по вопросам.

Середина

Письмо по памяти.

34.

 

Контрольная работа за I четверть.

 

 

Умение применять изученные правила.

35.

 

Работа над ошибками.

 

 

Самостоятельная работа по карточкам.

36.

 

Разделительный Ъ после приставок.

Образование новых слов с помощью приставок. Составление предложений с данными выражениями.

 

Зрительно-орфографический диктант.

37.

 

Дифференциация Ь и Ъ (разделительные).

Работа над фразеологичес-кими оборотами (объяснение устно). Текст, тема и заголовки.

 

Выборочный диктант.

 

 

II четверть 28 часов.

 

 

 

 

 

Содержание программного материала.

Развитие письменной и устной связной речи.

Новые слова.

 

 

 

Состав слова.

 

 

 

38.

 

Правописание приставок.

Гласная в приставках.

Текст, признаки текста. Заглавие и тема текста. Чтение по ролям. Составление диалога из деформированных частей.

Составление предложения.

Договор

Объяснительный диктант.

39.

 

Единообразное написание гласных в приставках.

Слова, пере-дающие черты характера. Деление текста по плану на части. Рассуждение. Красная строка (Абзац).

 

Письмо по памяти.

40.

 

Согласные в приставках.

Составление предложений со словарным словом. Заменить слова однокоренными словами с приставкой.

Составление основной части текста по рисунку, данным словам, словосочета-ниям. Красная строка (Абзац). Заглавие и главная мысль текста. Составление предложений из деформи-рованных слов.

Выкройка.

Объяснительный диктант.

41.

 

Единообразное написание согласных в приставках (кроме приставок на – з,  - с).

 

 

Комментированное письмо.

42.

 

Урок развития речи. Объявление. Приглашение.

Деление на части по плану. Составление текста из деформированных предложений. Составление текста Объявления по плану, образцу.

 

Умение самостоятельно писать по образцу.

43.

 

Гласная и согласная в приставках (закрепление темы). Состав слова.

Повторение темы. Приставка и предлог.

Составление словосочетаний Письменные ответы на вопросы.

 

Карточка «Приставка или предлог».

44.

 

Правописание гласных и согласных в приставках, ъ после приставок.

«Допиши словечко». Заполнить таблицу. Исправь речевую ошибку. Продолжи мысль данными примерами.

 

Выборочное списывание (самостоятельно).

45.

 

Контрольное списывание с грамматическим заданием (по пройденной теме индивидуально).

 

 

Умение применять полученные знания при самостоятельной работе.

IV

 

Части речи.

 

 

 

 

 

I.  Признаки частей речи.

 

 

 

46.

 

Родственные слова, относящиеся к разным частям речи.

 

Составление текстов с помощью разных частей речи.

Составление предложений.

 

Богатство.

Добыча.

Выборочный диктант.

47.

 

Дифференциация частей речи в предложении.

Восстановить последовательность событий, составить план событий. Пересказ по плану.

 

Карточка «Дополнить предложения частями речи».

 

 

II. Имя существительное.

 

 

 

48.

 

Многозначность существительного.

Роль существительных в речи.

Составление рассказа по иллюстрации (устно).

«Рисование» картины с помощью су-ществитель-ных.

Озаглавливание получившегося текста. Пересказ с опорой на су-ществитель-ные. Составление предложений.

 

Зрительно-предупредительный диктант.

49.

 

Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

«Рисование» (с помощью существитель-ных) словесной картины по данной теме. Роль пословиц и поговорок в речи.

 

Карточка с заданием «Определить род, число, падеж существительных.

50.

 

Имена собственные. Правописание имен собственных.

Ответы на вопросы, используя собственные имена сущес-твительные.

Озаглавливание текста: заголовок выражает главную мысль.

«Продолжи игру»:  заменить нарицательныесуществитель-ныеодно-коренными собственными и наоборот.

 

Самостоятельная работа: написать имена членов своей семьи (класса), название своей улицы.

51.

 

Мужской и женский род существительных с шипящей на конце.

Составление сказки по рисунку, дан-ным слово-сочетаниям, словам.

 

Карточка «замени выражения одним словом – глухое место…..»

52.

 

Склонение имен существительных в единственном числе.

Составление предложений на тему «Первый снег» (земля, береза, сад, поле…)  с опорой на картину.

 

Карточка «Поставь слово в нужной форме».

53.

 

Три типа склонения имен существительных.

Составление слово соче-таний, предло-жений на тему «Первый снег».

Смородина.

Выборочный диктант.

54.

 

Наблюдения за единообразным написанием ударных и безударных окончаний существительных I склонения. Способы проверки.

Окончания существительных I склонения в Р.,Д.,П. падежах.

Текст. Заглавие и тема текста. Составление рассказа по вопросам.

 

Письмо по памяти.

55.

 

Безударные окончания имен существительных 2 склонения. Способы проверки.

Окончания существительных 2 склонения в Т., П. падежах.

Составить предложения с данными словами2 склонения на тему «Зима»..

 

Выборочный диктант.

56.

 

Безударные окончания существительных 3 склонения. Окончания существительных 3 склонения в Р., Д., П. падежах. Способы проверки.

Составление предложений с данными словами. Текст, озаглавливание Сравнения в тексте, их роль в описании предмета, действия. Творческое списывание с заменой существитель-ных одного склонения другим склонением.

Медаль.

Солдат.

Комментированное письмо.

57.

 

Развитие речи. Краткое изложение «Лесной пожар» (отрывок из рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы»)

 

 

Умение использовать материалы наблюдения в собственном высказывании.

58.

 

Закрепление темы: «Склонение существительных единственного числа». Единообразное написание окончаний существительных единственного числа 1,2,3 склонений.

Заголовок и главную мысль текста. Расположить части текста в нужной последовательности.  Составление предложений из данных слов.

План письма. Ответы на вопросы.

 

Самостоятельное запоминание таблицы «Подумай, проверь, запиши».

59.

 

Грамматические признаки существительного (одушевленное  - неодушевленное, собственное – нарицательное, род, число, падеж, склонение).

Письменный пересказ текста. Чтение по ролям. Найди речевую ошибку.

 

Разбор данных существительных по таблице (самостоятельно) стр.96 учебника.

60.

 

Правописание безударных гласных в корнях слов и окончаниях существительных единственного числа.

Составление сложносочинённыхпредло-жений с дан-ными словами.

 

Карточка «Вставь пропущенную гласную»

61.

 

Контрольный диктант за II четверть.

 

 

 

Умение использовать пройденные правила.

62.

 

Работа над ошибками.

 

 

Объяснительный диктант. Индивидуальные карточки.

63.

 

Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных множественного числа в начальной форме (И.п.).

Текст. Заглавие и главная мысль текста. Составление словосочетаний предложений.

Директор.

Инженер.

Словарный диктант.

64.

 

Склонение имен существительных множественного числа. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных множественного числа.

Замена существительных одного числа другим. Распространение предложений однородными членами.

 

Карточка с заданием «Поставь выделенные существительные в нужной форме»

65.

 

Окончание существительных множественного числа в дательном падеже.

Текст, главная мысль. Составление предложений с данными словосочетаниями на школьную тему.

 

Письмо по памяти.

 

 

III четверть

 

 

 

66.

 

Окончания существительных множественного числа в творительном падеже.

Дифференциация Д. и Т. падежей множественного числа.

Выразительное чтение стихотворения. Настроение содержания. Приметы месяцев года.

 

 

Зрительно-предупредительный диктант.

67.

 

Предложный падеж существительных множественного числа. Падежные окончания существительных предложного падежа.

Текст, тема и главная мысль.

Признаки поздней осени – устный рассказ.

Замена одного числа существительного другим.

 

Карточка с заданием «Поставь  выделенные существительные единственного числа во множественном».

68.

 

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа в родительном падеже –ов, -ев, -ей.

 

Чтение по ролям, найди слова говорящего.

Составление диалога.

Озаглавливание текста (выразить тему).

 

 

Зрительно-предупредительный диктант (подготовка к уроку развитие речи).

69.

 

Шипящие на конце существительных множественного числа в Родительном падеже.

Восстановление деформированныхпредло-жений.

Межфразовые связи.

 

Карточка с заданием «Поставить существительные в скобках в Р. падеже множественного числа».

70.

 

Существительные единственного числа мужского и женского рода, множественного числа, родительного падежа на шипящие.

Синонимы, как выразительные средства языка.

Текст, главная мысль.

Рассказ (устно): «Забота о птицах зимой».

Определить тему текста по заглавию.

Составление плана стенгазеты.

Заметка о хорошем поведении ребят (домашнее задание).

 

Комментирован-ное письмо.

 

71.

 

Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

Составление предложений. Составление рассказа «Работа в мастерской», используя существитель-ные един-ственного или только мно-жественного числа.

Ответить устно «Что и в каком отделе магазина продается».

Кефир, печенье, сметана, шоколад.

Словарный диктант.

72.

 

Закрепление темы «Существительные множественного числа».

Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

«Найди пару предложения. Угадай, из каких сказок предложения»

Депутат, председа-тель

Выборочный диктант.

73.

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных множественного числа. Родительный падеж множественного числа.

Закончить рассказ (устно).

Межфразовые связи (слова, указывающие на последо-вательность событий).

Письменные ответы (пересказ по вопросам). Составление предложений.

 

Карточка «Допиши пропущенное слово», (подготовка к уроку развития речи).

74.

 

Контрольный диктант: «Правописание безударных окончаний существительных множественного числа. Шипящие у существительных родительного падежа множественного числа».

 

 

Умение использовать изученные правила.

75.

 

Работа над ошибками.

 

 

Объяснительный диктант. Самостоятельная работа с карточками.

II

 

Имя прилагательное.

 

 

 

76.

 

Признаки имен прилагательных. Роль прилагательных в устной и письменной речи.

Описание признаков предмета (по заданию).

Составление предложений.

Составление своего рассказа (устно) по картине, используя прилагательные

Командир.

Рапорт.

Словарный диктант (проверка сложных слов по орфографическому словарю самостоятельно).

78.

 

Согласование имен прилагательных с существительными в роде.

Распростране-ниепредло-женийприла-гательными. Составь харак-теристику друга (подруги), используя прилагательные характеристики людей.

Текст, тема и заглавие.

 

Зрительно-предупредительный диктант. (Примеры на школьную тему).

79.

 

Изменение имен прилагательных по родам. Окончания имен прилагательных единственного числа мужского, женского, среднего рода.

Прямое и переносное значение слов. Составление предложений.

Океан.

Зрительно-предупредительный диктант. (Примеры на школьную тему).

80.

 

Развитие речи статья в газету.

Рассказ на школьную тему.

 

 

Умение использовать материалы наблюдений в собственном высказывании.

81.

 

Окончания прилагательных единственного числа мужского рода. Ударное окончание прилагательных мужского рода.

Текст – описание. Прилагатель-ные для описания внешности, повадок.

Тематическая группа словосочетаний Составление рассказа на тему: «Природа зимой» (заметка).

 

Карточка «Поставь прилагательное в нужной форме».

82.

 

Окончания имен прилагательных женского рода.

Текст, тема и заглавие. Рассказать о правилах пешехода.

Выборочное списывание.

 

Объяснительный диктант.

83.

 

Окончания имен прилагательных единственного числа среднего рода.

-ее в окончаниях прилагательных среднего рода.

Текст. Описание зимнего утра (3-4 предло-жения). Текст и заглавие. Составление предложений со словарным словом.

Шоссе.

Самостоятельное списывание «Вставь по смыслу подходящие существительные прилагательным.

84.

 

Дифференциация родовых окончаний прилагательных единственного числа.

Текст и план текста. Составление краткого пересказа, используя словосочетания текста.

 

Письмо по памяти.

85.

 

Изменение имен прилагательных по числам. Окончания прилагательных множественного числа.

Распростране-ние текста прилагательными. Сравнение текстов. Заменить выражения прилагательными.  

 

Выборочный диктант.

86.

 

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Признаки текста. Составление предложений на тему «Скоро праздник», используя данные словосочетания Текст, заглавие текста.

Сосед.

Карточка.  «Вставь прилагательные, определи число, род».

87.

 

Окончания прилагательных среднего рода, единственного числа – ее,

множественного числа – ие.

Пословицы, их роль в устной и письменной речи.

Антонимы в тексте, сравнения.

 

 

Зрительно-предупредительный диктант.

88.

 

Дифференциация единственного и множественного числа прилагательных.

Деление текста по плану. Части текста, абзац. Заглавие и главная мысль текста.

Используя тематическую группу слов, составить предложения «В ожидании праздника».

 

Комментированное письмо.

 

89.

 

Закрепительные упражнения по теме: «Изменение прилагательных по родам, числам».

Составление диалога. Антонимы в тексте для характеристики героя. Дополнить схему разбора имени прилагательно-го.

 

Самостоятельное списывание с заданием.

90.

 

Склонение имен прилагательных в единственном числе.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.

Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Окончания прилагательных мужского, среднего рода в именительном и косвенных падежах (сравнение).

Текст, его главная идея. Заглавие и главная мысль текста. Выборочное списывание словосочетаний из предложений. Устный рассказ о преданности животных к людям.

 

Карточка с заданием: «Дополни строчку прилагательным».

91.

 

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода.

Распростране-ние текста прилагательными.

Составление предложений.

Мавзолей. Трибуна.

Зрительно-предупредительный диктант (подготовка к уроку Развитие речи).

92.

 

Урок развития речи. Составление рассказа на тему: «В ожидании праздника».

По опорным словам и данному плану.

Признаки текста (закрепление).

 

Умение использовать накопленный материал в собственном высказывании.

93.

 

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Окончания прилагательных Родительного падежа.

 

Пословицы, их значение в речи.

Составление предложений

Текст, тема и главная мысль текста. Выборочное списывание.

Прекрасный.

Зрительно-предупредитель-ный диктант.

94.

 

Окончание - его в прилагательных мужского и среднего рода  после шипящих в безударном положении.

Прямой и переносный смысл слов. Письменные ответы на вопросы. Деление текста по плану. Составление краткого пересказа.

 

Комментирован-ное письмо.

95.

 

Дательный падеж имен прилагательных мужского, среднего рода. Окончания прилагательных Дательного падежа.

 

Текст и заглавие. Описание предмета: характер, повадки, внешность. Выборочное списывание.

 

Календарь.

Списывание с заданием: «Вставить прилагательное, выбирая более точное, для обозначения признака существительного, согласовать с существительным.

96.

 

Правописание окончания - ему в прилагательных среднего рода после шипящих в безударном положении.

Составление предложений на данную тему. Поздравительная открытка. (Домашнее задание).

Составление предложений из деформированных слов.

 

Объяснительный диктант.

97.

 

Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Окончания прилагательных в творительном падеже

Прилагатель-ные для описания природы. (Сравнивание текстов). Составление словосочета-ний. Составление предложений по наблюю-дениям «Пого-да сегодня».

 

 

Словарный диктант (самостоятельная  проверка по орфографическому словарю).

98.

 

Закрепительные упражнения на правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

Распростране-ние текста прилагательными. Составление описания предмета с опорой на данный текст.

 

Зрительно-предупредитель-ный диктант.

99.

 

Дифференциация окончаний прилагательных в Р.,Д.,Т. падежах мужского и среднего рода единственного числа. Способ проверки безударных окончаний прилагательных.

Составление предложений. Выборочное списывание.

Интересный.

Письмо по памяти.

 

100.

 

Предложный падеж прилагательных мужского, среднего рода. Окончания предложного падежа.

 

Прилагатель-ные в посло-вицах.

Подписать рисунки предложениями из текста.

 

Объяснительный диктант.

101.

 

Окончание - ем в прилагательных мужского и среднего родапосле шипящих в безударном положении.

Выборочное списывание. Составление предложений из данных слов.

Апельсин.

Мандарин.

Самостоятельное списывание.

102.

 

Дифференциация творительного и предложного падежей прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Восстановление деформированных предложений с предложным управлением.

Распростране-ние текста прилагательными. Составление памятки для работы в мастерской (устно).

 

Письмо по памяти (правила безопасности).

103.

 

Закрепление «Склонение прилагательных единственного числа мужского, среднего рода». Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Текст и заглавие. Составление предложений на тему природы.

Дополни предложения. Письменные ответы на вопросы.

План и распростране-ние слово-сочетаний.Озаглавливание заметки, определяя тему текста (изменения в природе). Устные ответы на вопросы.

Агроном

Письмо по памяти.

104.

 

Контрольное списывание

 

 

Умение применять изученные правила в практической деятельности.

105.

 

Урок развития речи. «Приметы весны». Составление рассказа по коллективному плану, наблюдениям.

Признаки текста. Межфразовые связи, связь частей текста. Абзац. Текст и главная мысль текста.

 

Использование наблюдений в собственном высказывании.

106.

 

Контрольный диктант за III четверть. Работа над ошибками.

 

 

Умение применять правила на практике.

107.

 

Работа над ошибками.

Составление предложений.

 

Карточки «Подумай, докажи, напиши».

108.

 

Склонение прилагательных женского рода.

Заглавие текста и тема. Сравнения, как выразительные средства языка. Выборочное списывание.

 

Карточка «Согласуй прилагательные с существитель-ными».

 

 

IV четверть

 

 

 

109.

 

Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода. Окончания прилагательных.

 

Составление предложений. Ответить на вопрос заголовка (устно). Выборочное списывание.

Оборона.

Зрительно-предупредитель-ный диктант.

110.

 

Окончание -ей после шипящих в прилагательных женского рода.

 

Прямое и переносное значение слов. Ответы на вопросы.

Синонимы – выразительные средства языка.

 

Карточка «Поставь прилагательное в нужном падеже, согласуя с существитель-ными».

111.

 

Дифференциация родительного, дательного, творительного, предложного падежей прилагательных.

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.

Описание, используя рисунок, данные словосочетания. Составление плана к тексту. Составление предложений из деформированных слов. Пересказ по плану. Замена прилагательных противоположными по смыслу.

гербарий

Самостоятельное списывание.

112.

 

Винительный падеж прилагательных женского рода. Окончания прилагательных женского рода в винительном падеже.

Замена выражений прилагательными. Текст и тема.

Тематическое единство слов. Составление предложений.

 

Зрительно-предупредитель-ный диктант.

113.

 

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных женского рода в винительном падеже.

Составление предложений. Восстановление частей текста по плану.

Конфета.

Письмо по памяти.

114.

 

Закрепление темы «Прилагательные единственного числа.

Род имён прилагательных «единственного числа».

Распространение предложений прилагательными. Диалог. Составление предложений. Соответствие пунктов плана и последовательности событий в рассказе. Синонимы.

 

Сервиз.

Словарный диктант.

115.

 

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных единственного числа».

Краткий пересказ текста. Закончи предложения прилагательными.

 

Самостоятельное списывание. (Использование таблицы «Учись работать над ошибками»).

116.

 

Урок развития речи. «Погода сегодня». Рассказ описательного характера, с элементами сравнения, с включением в рассказ прилагательных.

Сравнения в тексте.

 

Использование материалов наблюдения.

117.

 

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Согласование прилагательных множественного числа с существительными в падеже.

Фразеологические обороты как выразительные средства языка.

Выборочное списывание.

 

Комментирован-ное письмо.

118.

 

Родительный и предложный падежи прилагательных множественного числа. Ударные и безударные окончания прилагательных множественного числа в Р., П. падежах.

Текст и заглавие. Выборочное списывание.

 

Зрительно-предупредитель-ный диктант.

119.

 

Дательный и творительный падежи прилагательных множественного числа.

Окончания прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Распространение текста прилагательными. Составление предложений с данными выражениями.

Замена одного числа прилагательного другим.

 

Космонавт.

Объяснительный диктант.

120.

 

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Ответы на вопросы (письменно).

Описание (словесное) портрета человека. Составление предложений из данных слов. Продолжить диалог, используя прилагательные.

 

Письмо по памяти.

 

121.

 

Закрепительные упражнения «Прилагательные множественного числа». Правописание безударных окончаний прилагательных.

Заглавие и тема текста. Составление рассказа из деформированных частей. Составление словосочетаний сиспользованием сравнений. Составление диалога. Составление краткого пересказа текста по вопросам.

 

Комментирован-ное письмо.

122.

 

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

 

 

Умение использовать правила в практической деятельности.

V

 

Предложение (8 часов)

 

 

 

123.

 

Предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисления без союзов, знаки препинания при бессоюзном перечислении.

 

Составление рассказа по рисунку и данным словам.  Озаглавливание текста. Распространение предложения однородными членами. Составление предложений.

Балкон.

Карточки «Дополнить предложения однородными членами».

124.

 

Перечисления с союзами а, но. Знаки препинания перед союзами а, но.

Составление предложений по данным схемам. Ответы на вопросы. Дополнить предложения однородными членами.

Экватор.

Материя.

 

Самостоятельное списывание. Словарный диктант.

125.

 

Одиночный союз и в предложениях с однородными членами.

Составление предложений из деформированных слов. Восстановить содержание текста, используя картинки. Составление пересказа. Текст и основная мысль

Вытачка.

Письмо по памяти.

126.

 

Сложное предложение.  Главные члены предложения в сложном предложении. Запятая в сложном предложении.

Составление словосочетаний Распростране-ниепредло-жений и части сложных предложений второстепенными членами. Составление текста из нераспространенных предложений. Пересказ.

Фонтан.

Зрительно-предупредитель-ный диктант.

127.

 

Союзы и, а, но в сложном предложении. Знаки препинания перед союзами и, а, но в сложном предложении.

Придумать конец рассказа. Дополнить предложения, определить тему.

Составление рассказа по картинкам.

 

Объяснительный диктант

128.

 

Урок развития речи. Составление рассказа по плану «Моя жизнь в школе»

 

 

Умение использовать материалы наблюдений в собственном высказывании.

129.

 

Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении.

Дополнить текст обращением. Составление предложений.

Чтение диалога по ролям.

Составление диалога на данную тему.

Пожалуйста.

 

130.

 

Практическое употребление обращения.

Определи героев сказки по их речи. Допиши предложения.

 

Карточка «Выбери обращение» (правила этикета).

VI

 

Повторение за год (5ч)

 

 

 

131.

 

Повторение темы «Состав слова», «Части речи».

Правописание безударных гласных в приставках, корнях слов.

Текст. Главная мысль текста. Рассуждение (устно) по данному алгоритму.

 

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

132.

 

Имя существительное. Правописание безударных окончаний существительных в единственном и множественном числе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Заголовок и основная мысль текста. Замена повторяющихся существительных синонимами. Сравнение текстов,  исходного и исправленного.

 

Зрительно-предупредитель-ный диктант.

133.

 

Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний прилагательных единственного и множественного числа.

Дополнение предложений. Письменные ответы на вопросы. Распространение текста прилагательными.

 

Карточка «Вставь нужное окончание»

134.

 

Контрольный диктант за год.

 

 

 

135.

 

Работа над ошибками.

Составление предложений.

 

Работа с карточками

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класса, учебник Н.Я. Виленкин

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов:Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. –...

Календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класс

Планирование составлено на основе сборника рабочих программ. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/(сост.Т.А. Бурмистрова). – М.: Просвещение, 2011год....

Календарно-тематическое планирование по математике 8 класс VIII вида

Календарно-тематическое планирование по курсу «Математика» 8 класс составлено с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталость...

Календарно - тематическое планирование уроков математики 5 класс (170 часов)

Календарно - тематическое планирование уроков математики 5 класс (170 часов)...

Календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков математики 5 класс составлено на основе  авторской программы к УМК по математике для 5-6 классов, авторы Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шва...

Календарно-тематическое планирование уроков математики 6 класс

Календарно-тематическое планирование уроков математики 6 класс составлено на  основе  авторской программы к УМК по математике для 5-6 классов, авторы Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С...

Календарно-тематическое планирование уроков математика 5 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков математика 5 класс ФГОС...