Нарушения письменной речи младших школьников.
статья по теме

Захаркина Наталья Алексеевна

В данном материале рассматриваются основные группы дисграфических ошибок письма. Приводятся примеры.

Материал будет полезен учителям начальных классов и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Статья

«Нарушения письменной речи младших школьников»

                                                           

                                                                      автор:  учитель-логопед ГБОУ №6

                                                                                                        Захаркина Н.А.

Специфические ошибки письма.

 Ошибки письма, на которые следует обратить внимание.

 Для обозначения нарушений письма используется термин «дисграфия».

Дисграфия – это нарушение, при котором имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).

Рассмотрим основные группы дисграфических ошибок и проиллюстрируем их примерами  письма

учащихся 1-х-2-х классов.

1. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б- п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш в сильной позиции звука.

 Вот пример письма ученика второго класса. Ребенок пишет «бренесла» вместо «принесла», «брелетела» вместо «прилетела», «исбугались» вместо «испугались», «брогнал» вместо «прогнал».

Пример 1

«Хозяйка бренесла утятам корм. друг брелетела стреказа  и утятаизбугались а храбрый Алёша брогнал стреказу..»



Замены и смешения парных звонких и глухих согласных в корне слова логопедической ошибкой не являются; замены «б» на «п», например,  в слове «гриб» или «д» на «т» в слове «лодка», т.к. связаны с неумением применять правило.

2. Замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч – щ, ц – с.

Следующий фрагмент диктанта иллюстрирует замену «ж» на «з»  в слове «журавли».

Пример 2

«.. Улетели птицы на юг  ласточки и зуравли ..»



3. Замена и смешение гласных первого-второго ряда при обозначении мягкости согласных: а-я, о-ё, у – ю, э-е, ы – и, а также пары ё-ю.

В этом примере наблюдаются частые ошибки в неправильном обозначении мягкости согласных: «лубим» - «любим»; «гулат» - «гулять»; «пос» - «пёс».

Пример 3

«.. Мы лубим гулат по лесу. Вот бежит пос…»

4. Пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости согласных с помощью буквы «мягкий знак» на конце или в середине слова. В представленном ниже примере: «осен, дожд».

Пример 4

                             «Осен

Наступила осен . часто идут дожд. дует ветер…»


5.Пропуски, замены, перестановки букв и слогов, - это наиболее часто встречающиеся ошибки. Они обусловлены недостаточно сформированными навыками звукобуквенного анализа.   Эти ошибки также могут быть симптомом нарушения концентрации внимания, снижения работоспособности.

В представленном ниже фрагменте диктанта присутствуют:

 - пропуски гласных и согласных букв: «зимий», «Ванша»;

 - недописывание слова «строи» вместо «строит»; «гуля» вместо «гуляют»;

 - перестановки букв  «горук» вместо «горку»;

 - контаминация – в одном слове слоги разных слов «детют».

Пример 5.

  «..  Зимй дн.  У дом гуля детют дети   Ванша строи горк…»

6. Слитное написание предлогов, союзов, двух и более слов в предложении.  Раздельное написание частей слова.

В данном примере проявляется неспособность к членению речевого потока,  нет  границ между словами (осеньвпарке, пришлаосень, детиищут). Нет точек в конце предложения. Фрагмент показывает затруднения в правописании предлогов («впарк» - «в парк», «попарку» - «по парку»).

Пример 6

                                                    осеньвпарке

 «.. впарк пришлаосень Люся и Маша гуляют попарку  детиищут шишки..»


7. Замены и смешения оптически сходных букв, различающихся расположением отдельных элементов в пространстве или количеством отдельных элементов: б – д, п – т, у – и, ш – щ, о – а, л – м, и др.

В представленном фрагменте письма встречаются смешения строчных букв «п» - «т», «у» - «и».

Пример 7

«..В сосне дипла кто живет? В гнезде стит рыжий зверёк…»

8. Употребление неправильных форм множественного числа существительных.

(«левы», «ухи», «пени»); нарушение операции словообразования («медвежный», «волчный», «лисовый», «козлёнки»)

9. Неправильное согласование («первая сентября», «солнце светила», «вышла в дом»).

10. Нарушение предложно-падежных отношений («Мальчик пришел от дома»).

 

При наличии в письменных работах учащихся указанных видов ошибок желательно обратиться к учителю-логопеду за консультацией.

Такие нарушения письменной речи без специальной коррекции не исчезают, а также приводят к неуспеваемости детей.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  ПРОВЕДЕНИЮ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ  ДОМА.

                                                               автор-составитель: учитель-логопед

                                                                                  ГБОУ № 6 Захаркина  Н. А.

 

           

            Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

        Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

    Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

   Закрепление любого навыка требует систематического повторения, поэтому желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания.

    Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.

   Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого  ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.

      В дальнейшем можно доводить их до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число.

Предлагаем вам несколько несложных  упражнений из артикуляционной гимнастики!

ЧАСИКИ

Влево – вправо,

Влево - вправо

Мой язык скользит лукаво.

ЗАБОРЧИК

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

БЛИНЧИК

Язык широкий положи

И спокойно удержи.

ГАРМОШКА

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой.

МАЛЯР

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведем вперед - назад-

Наш маляр работе рад.

БАРАБАНЧИК

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму и остатки оближу.

СТУПЕНЬКИ

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

ИНДЮШАТА

Рот я чуть приоткрываю

Язычок приподнимаю.

На губу положу,

По губе им повожу.

ГРИБОЧЕК

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз и вся учёба.

КАЧЕЛИ

Рот открыт. Губы в улыбке.

Широкий язык поднимается к верхней губе,

затем опускается к нижней губе.

ЛОШАДКА

Рот широко я открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок

И раздаётся щелчок.

ЧАШЕЧКА

Улыбаюсь, рот открыт.

Там уже язык стоит.

К зубкам подняты края-

Вот и «чашечка» моя.

ШАРИК

Щёки надую и выпущу пар

И запыхчу, как большой самовар.

ГОРКА

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.

Надеемся, что предложенные  упражнения помогут  Вам и вашему любимому  ребенку провести время  дома с пользой!

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Неуспеваемость младших школьников, проявления, причины

                                                                                                      Захаркина Н.А.

                                           учитель-логопед ГБОУ №6 г. Санкт-Петербург.

По статистике всё чаще учащиеся начальной школы испытываю трудности  при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению. Это приводит к неуспеваемости и сопутствующим переживаниям.

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Рассмотрим возможные проблемы и попытаемся  выявить причины этих трудностей.

1. Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв.

Причины:

-Недоразвитие фонематического восприятия.

-Слабая концентрация внимания.

2. Пропуск букв, недописывание слов и предложений

Причины:

-Недостаточность звукобуквенного анализа

-Неустойчивость внимания

-Сниженная работоспособность (астеническое состояние)

3. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов

Причины:

-Несформированность умения производить звукобуквенный  анализ, выделять слово из речевого потока

4. Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных

Причины:

-Недоразвитие фонематического восприятия

-Недостаточность звукового анализа

-Отсутствие ориентации на звуковую структуру слова

5. Неразличение на письме сходных по начертанию букв

 Причины:

-Недостаточность зрительного анализа

6. Недоговаривание, добавление звуков

Причины:

-Недоразвитие фонематического восприятия

-Недостаточность звукового анализа

7. Лишняя вставка букв, удваивание букв

Причины:

-Несформированность звукобуквенного анализа

-Невнимательность

8. При списывании - пропуск букв, слогов, слов; переставление слогов в словах

Причины:

-Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточность звукобуквенного анализа

9. Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами

 Причины:

- Трудности при выделении слова из предложения, разделении слов

-Недостатки в развитии процессов анализа и синтеза

-Пространственные отношения не абстрагируются от предметов

10. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова

Причины:

 -Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов

11. Побуквенное чтение

Причины:

-Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов 

12.Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

Замена букв по пространственному сходству

Причины:

- Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточное развитие пространственных представлений

-Не выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами буквы

13. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.

Причины:

-Не усвоено понятие «рабочая строка»

-Нарушена тонкая моторика.

-Не сформированы зрительно-двигательные координации

-Недостаточное развитие пространственных представлений 

14. При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Причины:

- Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз

-Недостаточно развиты пространственные представления

-Неустойчивость внимания

15. Не усвоено правильное начертание букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр

Причины:

- Недоразвитие мелкой моторики

-Нарушение зрительно-моторной координации

-Несформированность дифференцированных зрительных образов букв.

-Неправильный выбор образца при написании буквы

16. Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш

Причины:

-Недоразвитие мелкой моторики

-Несформированность определенных личностных качеств

17. Очень медленный темп письма

Причины:

-Недостаточное развитие мелкой моторики

-Трудности в произвольном управлении движениями

-Инертность нервных процессов

18. Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Причины:

-Недостатки зрительно-моторной координации

-Недостаточность зрительного анализа

-Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы

19. Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Причины:

- Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношение

-Не выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы

20. Неправильное чтение похожих по начертанию букв

Причины:

-Недоразвитие пространственных представлений

21. Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво

Причины:

-Недостатки в развитии кратковременной памяти

-Недостаточное владение произвольным запоминанием

-Слабая концентрация внимания

22. Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда

Причины:

-Недостаточное развитие кратковременной памяти

-Недостаточное владение произвольным запоминанием

23. Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв)

Причины:

-Недостаточность зрительного анализа

-Недостаточно отдифференцированы зрительные образы печатных и письменных букв

24. Тремор (дрожание руки) при письме

Причины:

-Трудности в произвольном управлении мелкой моторикой

-Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)

25. Потеря строки при чтении

Причины:

-Неустойчивость произвольного внимания

26. Возрастание ошибок к концу работы

Причины:

-Постепенная утрата контроля.

-Недостаточность саморегуляции

-Нарушение функции внимания.

-Астеническое состояние.

27. Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему

Причины:

-Не усвоены соответствующие правила

-Трудности в применении правила

28. Затруднения в употреблении заглавной буквы

Причины:

-Не усвоено правило.

-Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.

-Широкая иррадиация нервного возбуждения.

29. Неумение пользоваться точкой для отделения предложений

Причины:

-Неспособность вычленять предложение из текста.

-Недостаточное развитие процессов зрительного анализа

30. Ограниченный словарный запас

Причины:

-Недостаточное развитие процессов памяти.

-Слабая познавательная активность.

Любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само пройдет.

А без  выявления причин  невозможна эффективная работа по преодолению и повышению школьной успеваемости. На помощь в решении проблем приходит логопедический пункт.

Одной из основных задач логопедических пунктов при общеобразовательных школах является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

Если причины неуспеваемости вовремя не выявить, дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе, то это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письменной речи у школьников. Дисграфия.

Нарушения письменной речи – дисграфия.            Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психическ...

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Обобщение АПО на тему:" Нейропсихологический подход в профилактике нарушений письменной речи младших школьников"

Ведущая педагогическая  идея опыта: Создание условий для повышения грамотности учащихся младшего школьного возраста через использование традиционного психолого-педагогического и нейропсихологичес...

Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения

Данная программа содержит:1. Пояснительная записка2. Основные направления содержания деятельности3. Условия реализации программы4. Содержание программы5. Список литературы...

Нарушения письменной речи у школьников

Письмо и чтение представляют собой сложные формы речевой деятельности. По своим психофизиологическим механизмам чтение и письмо являются более сложными процессами, чем устная речь. Они формируются на ...

«Коррекция устной и письменной речи младших школьников со стойким дефицитом внимания»

Изучение детей по критериям нейропсихологической диагностики, позволяет выделить среди них группу детей со стойким дефицитом внимания и специфическим нарушением орфографического навыка при со...