Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»
статья по теме

Ивлева Юлия Анатольевна

 

В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся. 

 

Статья сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Корекционно-развивающая среда86.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 15 II вида»

Статья

 «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»

                                                                     Ивлева Ю.А., учитель, воспитатель

Обновление содержания образования предусматривает его вариативность, которая обеспечивала бы индивидуализацию педагогического процесса.

В повседневной практике учитель сам выбирает формы, методы, приёмы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком, учитывая его индивидуальные интересы, потребности и возможности.

Развитие детей с дефектом слухового анализатора протекает в условиях нарушенного общения, что ведёт к своеобразию в развитии их речи, а также к отклонениям в развитии их познавательной деятельности и отвлеченного мышления. Всё это требует создания специальных условий работы с детьми данной категории.  Одним из таких условий является создание КРС, которая обеспечит  не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с нарушенным слухом.

Актуальность  проблемы построения коррекционно-развивающей среды обусловлена тем, что в педагогике нет чёткого определения и понимания коррекционно-развивающей среды.

Ведущие педагоги России видят эту проблему по-разному.

Маркова Л.С. пишет: «Под коррекционной средой мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса. Она обуславливает цели специального образования: развитие личности ребенка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта».

Нищева Н.В. пишет: «Коррекционно-развивающая среда позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность»

Проанализировав научную и психолого-педагогическую литературу, учитывая многолетний опыт экспериментальной работы выше названных авторов и учитывая их положительные результаты, мы определяем, что коррекционно-развивающая среда помогает решить многие задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе развития специальной школы.

В связи с укреплением позиций гуманистического образования встают задачи проектирования коррекционно-образовательной среды, как многомерного пространства, адекватного современным потребностям детей и тенденциям развития современной культуры, экономики, производства. Это ещё раз подчёркивает актуальность проблемы.

Отсюда можно определить основное понятие. КРС

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка  с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.                                           Схема коррекционно-развивающей среды в специальном

учреждении II  вида.

Основные задачи коррекционно-развивающей  среды:

  1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;
  2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития;
  3. Социальная компенсация дефекта;
  4. Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».

Принципы построения коррекционно-развивающей среды:

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  2. Принцип стабильности, динамичности развивающей среды;
  3. Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  4. Принцип открытости, закрытости;
  5. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Для эффективной организации коррекционно-развивающей среды необходимы следующие условия:

Условия организации коррекционно-развивающей среды:

  1. Учёт индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Эмоциональная насыщенность среды;
  3. Сменность учебных пособий;
  4. Учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;
  5. Интеграция разных по содержанию видов деятельности;
  6. Включение всех видов анализаторов;
  7. Обеспечение межфункционального взаимодействия двух полушарий головного мозга;
  8. Соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.

Кроме вышеперечисленных моментов в построении коррекционно-развивающей среды следует учитывать психолого-педагогические аспекты:

Психолого-педагогические аспекты построения

коррекционно-развивающей среды:

  1. Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками;
  2. Развитие ребенка в коррекционно-развивающей среде должно способствовать формированию и развитию физических функций, сенсорных навыков, накоплению жизненного опыта и т.д.;
  3. Коррекционно-развивающая среда должна научить ребенка с ограниченными возможностями здоровья учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность;
  4. Коррекционно-развивающая среда должна выполнить образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную и коррекционную функции.

Создаёт и проектирует коррекционно-развивающую среду учитель, от личности которого зависит многое.

Наиболее существенные характеристики личности учителя выделяет Бондаревская Е.В.:

  1. гуманистическая  педагогическая позиция учителя по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
  2. владение педагогическими технологиями;
  3. опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную деятельность как систему;
  4. культура профессионального поведения, способы саморазвития (умение саморегуляции собственной личности и деятельности).

 Эти характеристики личности учителя наиболее соответствуют современным требованиям к профессиональной деятельности педагога.

В специальной школе II вида, при построении образовательного процесса, учитель ежедневно ставит и решает коррекционно-развивающие задачи.

-  По коррекции восприятия и  представления.

- По коррекции памяти и внимания.

- По коррекции образного мышления и  самооценки.

- По коррекции эмоционально-волевой сферы.

Более подробно можно остановиться на задачах по коррекции  речи.

  1. Развивать фонематический слух;
  2. Совершенствовать слуховое восприятие;
  3. Развивать импрессивную сторону речи (понимание речи);
  4. Развивать  экспрессивную сторону речи (воспроизведение речи);
  5. Формировать коммуникативную сторону речи (как средство общения);
  6. Формировать  диалогическую  речь;
  7. Совершенствовать проссадическую  сторону речи (темп, ритмика, мелодия);
  8. Расширять активный словарь;
  9. Совершенствовать грамматический строй речи;
  10. Развивать навыки словоизменения и словообразования;
  11. Учить строить предложения по принципу сочинения, подчинения;
  12. Вырабатывать привычку слухового контроля;
  13. Учить различным видам пересказа: краткий, полный, выборочный.

Одной из основных задач школы II вида является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, что формирует готовность выйти из стен школы полноценной личностью, готовой действовать в любой сфере общественно-социальной среды нашего общества.

Для успешного решения этой задачи в условиях школы II вида необходимо создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и развитие личности ребенка с нарушенным слухом.

Список литературы:

  1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008.
  2. Баряева Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде. Изд-во КАРО, СПб., 2006.
  3. Берулава М.Н. Современные проблемы гуманизации образования. М., 2003.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М., 2005.
  5. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. М., 2005.
  6. Материалы с курсов повышения квалификации «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха» (Лекции Кузьминой О.С. – зав. Центром специальной (коррекционной) педагогики 2008 год)
  7. Михаленкова И.А. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха. СПб., 2003.
  8. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Изд-во «Детство-пресс», СПб., 2007.
  9. Нищева Н.В. Программа КРР в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2007.
  10. Психология глухих детей // Под ред. Соловьёва И.М., Шиф Ж.И. М., 1971.
  11. Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

Коррекционно-компенсаторная направленность физического воспитания учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида

Статья на тему: Коррекционно-компенсаторная направленность физического воспитания учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида...

Статья: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура

Статья на тему: Переутомление у учащихся в специальном образовательном учреждении VIII вида на уроке адаптивная физкультура...

Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения

Статья на педагогический совет.В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. Необходимо в самом образовательном учреждени...