Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.
план-конспект урока (7 класс) на тему

Летунова Лариса Александровна

Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino.pptx1.25 МБ
Файл tema_uroka.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бородино словарь

Слайд 2

РЕДУТ – небольшое укрепление за земляным валом

Слайд 3

Добраться до картечи – начать обстреливать врага артиллерийскими снарядами

Слайд 4

На поле грозной сечи – на поле боя

Слайд 5

Лафет – подставка, на котором укрепляется пушка

Слайд 6

Кивер – военный головной убор из твердой кожи

Слайд 7

Булат – клинок, холодное оружие

Слайд 8

Драгуны, уланы – солдаты конной армии



Предварительный просмотр:

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.

Цели  урока: познакомить учащихся с содержанием стихотворения "Бородино";

учить правильному, выразительному чтению;

развивать умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения;

корригировать внимание, память, навыки чтения;

 воспитывать любовь к Родине, к народу.

Оборудование: презентация, учебник, аудиозапись классического исполнения стихотворения  "Бородино", портреты  М. И. Кутузова и Наполеона.

Словарь: редут, лафет, бивак. Кивер, булат, драгуны, уланы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.  Физминутка.
  2. Проверка домашнего задания:

- Какое стихотворение принесло М. Ю. Лермонтову известность?

- А какое стихотворение первым появилось в печати?  Каким событиям в истории России оно было посвящено?

III. Сообщение темы и целей урока.

- Совершенно верно, стихотворение посвящено Бородинской битве.

Сегодня на уроке мы и познакомимся с этим произведением.

IV.Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя. Историческая справка.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление  русских войск. 26 августа 1812 года под деревней Бородино, недалеко от Москвы произошло генеральное сражение Отечественной войны. В русской армии, которой командовал М. И. Кутузов, отслужили молебен и понесли вдоль линии войск икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Сломить русское войско не удалось, но потери были большими, чтобы сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, что и сыграло большую роль в поражении Наполеона  в этой войне.

  1. Знакомство с произведением. Прослушивание аудиозаписи исполнения стихотворения. Перед прослушиванием задан вопрос:

- Какие чувства вы испытали при прослушивании?

3. Словарная работа. Презентация.

4. Анализ произведения по вопросам:

- В чем особенность построения стихотворения?

- Кто ведет рассказ?

- Кто может беседовать со старым солдатом?

- Что вы узнали о солдате?

- В чем хочет убедить старый солдат  своих слушателей?

5. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно. Учащиеся III группы  читают с учителем.

6. Выборочное чтение:

- Прочтите строки, которые доказывают, что старый солдат действительно являлся участником сражения.

- Подтвердите примерами из текста, что ветеран войны храбр, скромен, верен клятве защищать  Родину.

- Прочтите описание ночи. Как М. Ю. Лермонтов передает боевое настроение русской армии?

7. Чтение «цепочкой».

V. Итог урока:

- Почему же Россия помнит про день Бородина?

-В самый ответственный момент нашей истории люди  проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

VI. Домашнее задание: научится выразительно читать стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс

Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...

Презентация к уроку М. Ю. Лермонтов "Бородино"

В презентации представлены фотографии усадьбы Тарханы Пензенской губернии. Там Лермонтов провёл своё детствою....

"И славили Отчизну меч и слово.Могучее, лихое племя" Презентация-проект к уроку (М.Ю.Лермонтов "Бородино").

Литературно-исторический проект "Могучее, лихое племя" (по материалам стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", на основе исторических сведений о героях 1812 года).Автор проекта: Панченко Варвара...

Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Бородино"

Конспект соответсвует требованиям новых образовательных стандартов...

Презентация на тему "Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»"

Презентация на тему "Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»"...

Технологическая карта урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения"

Урок: литератураТема урока: "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения". Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочн...