«Домашнее задание как средство формирования ЗУН. Профилактика переутомления обучающихся»
статья по теме

Соколова Ирина Валентиновна

В данном методическом материале показана работа по организации и проведению самоподготовки в школе-интернатеVIIIвида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnee_zadanie_kak_sredstvo_formirovaniya_zun.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ  «Знаменская специальная  (коррекционная)            общеобразовательная школа – интернат»

«Домашнее задание как средство формирования ЗУН. Профилактика переутомления  обучающихся»

Автор: Трофимова Лина Валентиновна.

Соавтор: Соколова Ирина Валентиновна

                                                 Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.                  (К.Д.Ушинский).

             Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из   наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий, роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь, взаимоконтроль и т.д.

           Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях школы-интерната, в ходе которой осуществляется самостоятельная работа воспитанника под руководством воспитателя. Дидактическая цель самоподготовки -

закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий. В этой работе  сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма  закрепления пройденного на уроке материала. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда. Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников. Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения, но и ведение  «Тетради взаимосвязи».        

            Контингент учащихся, с которыми мы работаем – дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной   деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом   у большинства обучающихся. Опыт работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда  следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.

                           Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями                   (К.Д.Ушинский).

               Результат самоподготовки зависит:

-1. От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

-2. От организации самоподготовки воспитателем.

          Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике,  и далее по расписанию на следующий день. Но такой порядок не является обязательным. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у воспитателя появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельностью работы каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.

         Самоподготовка должна носить организационную форму учебной  деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.

Поэтому необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательного интереса, являющегося средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные  на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю

различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания.

          На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю в виде схемы.

- 1. Развитие познавательного интереса.

- 2. Стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.

- 3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, - потеря интереса к деятельности. ( Физкультминутки, релаксационные паузы, гимнастика для глаз и т.д.)

- 4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

               Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого,  организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. Ввожу приёмы, способствующие развитию заинтересованности, что является особенно необходимым в начальном и среднем звене. Например, введение элементов краткого соревнования: « Кто сегодня быстрее и лучше подготовил своё рабочее место? » или: «Кто сегодня был самым организованным и старательным, готовясь к самоподготовке?» и т.д., что способствует созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.

Следующая наша задача – максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением специальных коррекционных упражнений. Применение кинестетических упражнений на данном этапе способствует активизации мозговых процессов. Упражнения используемого мною комплекса периодически меняю.

У детей концентрируется внимание, идет подготовка к восприятию дальнейшей информации.  

             Следующий этап самоподготовки -  инструктаж. Цель которого – подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий, на котором осуществляется связь  урока и самоподготовки. Применение специальных коррекционных упражнений помогает детям активней включиться в деятельность. Воспроизведение материала урока становится для них интересным. Например, предстоит выполнение домашнего задания по русскому языку по теме «Разделительный мягкий знак в середине слова». В ходе  которого от детей потребуется активная работа мышления, познавательной деятельности. Можно применить  упражнение, задача которого: «Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации». На доске написаны 5 слов по изучаемой теме и одно слово произвольное. Задание: «Определите лишнее слово, подберите правило  из учебника к оставшимся четырём». При этом дети не просто выполняют учебное задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации. Происходит активизация интеллектуального компонента познавательной деятельности. Дети вспоминают учебный материал, после чего приступают к самостоятельному выполнению домашнего задания. Непосредственно перед выполнением которого, провожу эмоционально волевую установку. Например: «Ребята, задание сегодня трудное, но я верю, что вы успешно справитесь с ним». Содержание текста может быть различным, но смысл один – настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы. Таким образом, постепенно подготавливаю детей к самостоятельной умственной работе. Этот этап самоподготовки самый трудный для детей, во время которого они самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда. При этом применяю такие формы работы, как:

-самостоятельная работа;

-работа консультанта;

- работа в группах переменного состава;

-работа в паре и т.д.

            Во время самостоятельной работы  стараюсь держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная  помощь, помогает предотвратить возникновения у ребенка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. При этом подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь:

- 1. Предлагаю повторить правило.

- 2. Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.

- 3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Применяю индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания. Привлекаю к работе консультантов из числа учеников, первыми справившимися с работой. Что вносит разнообразие в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта.

              На этапе контроля выполнения домашнего задания применяю различные его виды:

-устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, требующий знания и осмысления всего задания;

-индивидуальные задания на карточках, основанные на изученном  материале;

-фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания;

- самоконтроль;

- взаимоконтроль;

 - работа в группах переменного состава;

 - контроль, основанный на доверии воспитателя.

            У детей разный темп выполнения заданий. Выполнившим работу,

предлагаю таблички с занимательными заданиями,  коррекционно - дидактическими, для закрепления учебного материала.

           Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы,  при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли  к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.

           Методы и приёмы, применяемые мною в ходе  выполнения домашнего задания обучающимися, позволяют  разнообразить ход самоподготовки, способствуют  профилактике переутомления,  активизируют  познавательную  деятельность,  помогают её сохранению на всех этапах работы. Что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности, а следовательно способствуют более качественному формированию ЗУН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ"

«Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».  ...

Педагогический совет на тему: "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией)

Педагогический совет на тему:  "Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся" (с презентацией, рефлексией, выпиской из Протокола)...

Домашнее задание как средство формирования прочных учебных компетентностей

Презентация отражает исследование с помощью тестирования учащихся 5-11 классов нашей школы об их отношении к домашним заданиям. На основе полученных результатов были даны рекомендации учителям-предмет...

педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"

Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы....

Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации учащихся

Остро чувствуется необходимость в правильной организации домашней работы, так как непродуманный характер заданий отрицательно влияет на активность и интерес школьников к обучению. При правильном подхо...


 

Комментарии

Соколова Ирина Валентиновна

В данном методическом материале показана работа по организации и проведению самоподготовки в школе-интернатеVIIIвида.