Коррекционная направленность уроков математики
статья на тему

Работа в классах коррекции требует пересмотра традиционных методов обучения. Для детей с задерэкой психического развития учащихся учебный материал дается с трудом, каждый урок им приходится решать одну и ту же задачу. Встает вопрос: "Как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionnaya_napravlennost_urokov_matematiki.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЗПР.

Адамова Нюргуяна Сергеевна, учитель математики МОУ С(К)ООШ №22 ( VII вида) г. Якутск

Работая в классах коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Задержка психического развития учащихся требует особого подхода. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным.

Учащиеся таких классов особенные, и не только потому что отстают в психическом и интеллектуальном развитии, но большинство учащихся коррекционных школ – это педагогически запущенные дети по разным причинам. 

   Одним из  основных  требований  к  уроку  в  классе  коррекции с детьми ЗПР   является  коррекционная  направленность  урока. На  каждом  уроке  должна  проводится  работа  по  развитию  мышления, памяти, речи, по  активизации  познавательной  деятельности  школьников, по  обогащению  их  знаниями  об  окружающем  мире. То  есть, акцент  должен  быть  сделан  на  общее  развитие  ребенка.

При  планировании  урока  учителю следует  также  руководствоваться  рядом  процессов, которые  позволят  выдержать  определенную  систему  в  организации  и  отборе  материала, а  также  в  методике  формирования  умений  и  навыков.

Основными  из  этих  процессов  являются  следующие:

-    коррекционная направленность обучения математике;

  1. личностно – ориентированная  направленность  обучения;
  2. взаимосвязанное  обучение  слушанию, говорению, письму;
  3. сознательность  и  активность  обучения;
  4. учет  возрастных  особенностей  учащихся  и  специфики  обучения  в  классах  с  ЗПР;

    -     доступность  и  посильность;

Актуальность темы является включение в урок математики коррекционных заданий на развитие высших психических функций. Для  того чтобы  ребенок  с  задержкой психического развития   соответствовал  требованиям  времени и для этого  необходимо  как  можно  раньше  помочь  ему  преодолеть  недостатки  психического  развития.

Всё  это  может  быть  достигнуто  лишь  при коррекционной направленности урока, когда  учитываются  потребности, возможности  и  склонности  школьника  с  ЗПР, и  он  сам  выступает  в  качестве  активного  субъекта  учебного  процесса.

    Сформулировано четыре  вида коррекционных заданий, которые затрагивают не только комплексную коррекцию нарушений  высших психических функций, но и всех психических процессов:

 1. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль).

 2. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей).

 3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь).

 4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмогимнастика).

Такие  задания  вызывают живой интерес у учащихся и являются актуальными. Их научно-методическая разработка отвечает запросам практики школы и требованиям к повышению качества математической подготовки школьников.

Подводя  итоги  всему  вышесказанному, можно  сделать  следующие  выводы, что основными коррекционными направлениями урока являются:

  1. Создание  для  каждого  ученика ситуации  успеха, сравнение  его  с  самим  собой.
  2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
  3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
  4. Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
  5. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
  6. Способы развития математической речи (обязательно).
  7. Развитие диалогической речи и культура общения.
  8. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
  9. Охрана психического, физического здоровья учащихся.
  10. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
  11. Организация восприятия с опорой на анализаторы.
  12. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
  13. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов ПМПК диагностики.
  14. Использование эффективных инновационных технологий.
  15. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
  16. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
  17. Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.

Методика  обучения  ребенка  с  ЗПР  математике, как  впрочем  и  любому  другому  предмету, должна  базироваться  на  стимулировании  познавательной  активности, на  пробуждении  у  него  уверенности  в  своих  силах. Эмоциональный  комфорт, чувство  защищенности, которое  возникает  и  закрепляется  у  детей, становится  решающим  условием  душевного  здоровья  школьников, формирует  активную  жизненную  позицию, адекватную  самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе – важное средство социализации детей с ЗПР.

 Основная задача коррекционной школы - максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников  с ограниченными возможностями здоровья...

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

Статья «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»

Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена а...

«Коррекционная направленность урока математики

Краикое описания урока математики в коррекционной школе 8вида...

Доклад «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида»

Данный доклад раскрывает практическую направленость урока математики в коррекционной школе...

Мастер – класс по теме «Коррекционная направленность урока математике

Урок в школе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии должен иметь коррекционную направленность.Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содей...

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....