Мы рождаемся слабыми
статья по теме

Главный принцип в работе с умственно отсталыми детьми - это воспитывающий характер обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovetmy_rozhdaemsya_slabym1.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы рождаемся слабыми – нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Всё, чего мы имеем при рождении и без чего не можем обойтись, став взрослыми, дано нам воспитанием».

                                                                                                                Жан-Жак Руссо

        Мы занимаемся воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью. И с каждым годом процент детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребёнок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать нам.

        Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственного отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитание.

        Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация происходит в семье и обществе.

        В последние годы, в условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встаёт важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить её право быть защищённой государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребёнку с интеллектуальным дефектом, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

        Процесс социализации глубоко умственно отсталого ребёнка крайне затруднён прежде всего тем, что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребёнку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагогов, обучающих этих детей, он видел в том, чтобы «вправить» ребёнка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нём своё место.

        Что мы с вами и делаем.

        На моих уроках по «Обслуживающему труду» и по «СБО» мы изучаем такие темы: «Личная гигиена», «Уход за одеждой и обувью», «Жилище, уход за ним», «Комнатные растения, уход за ними», «Хозяйственные работы на территории школьного двора», «Питание», «Транспорт», «Торговля», «Денежные знаки», «Культура поведения», «Медицинская помощь», «Средства связи», «Семья».

        На моих уроках учащиеся в меру своих способностей и возможностей должны научиться:

в сфере ухода за телом:

- выполнять утренний, вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);

- мыть тело, мыть и расчёсывать волосы;

- чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;

- пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;

- пользоваться дезодорантом, кремом;

- оценивать свой внешний вид (чистота кожи лица, рук, волос, состояние ногтей опрятность одежды, обуви) при необходимости вносить изменения;

в сфере ухода за одеждой и обувью:

- складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире;

- чистить одежду щёткой;

- стирать одежду вручную или в стиральной машине;

- гладить одежду;

- выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплату, вешалку);

- мыть, чистить, сушить обувь;

в сфере ухода за жилищем:

- наводить порядок в помещении;

- застилать постель;

- удалять пыль с мебели, зеркал и др.;

- подметать, мыть пол;

- пользоваться пылесосом;

- выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);

- ухаживать за цветочными горшками и комнатными растениями (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю, сажать растения);

в сфере организации питания: учу различать продукты питания разных групп:

- овощи, фрукты, молочные, мучные, рыбные, мясные продукты, крупы, кондитерские изделия;

- определять способы употребления в пищу (в сыром, варёном, жареном виде);

- размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;

- обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть , чистить, отваривать и  

  т.д.

- готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, салаты, простейшие первые, вторые блюда).

- правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами, кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой;

- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;

- убирать стол после еды, мыть посуду, убирать помещение кухни;

- соблюдать правила приёма пищи, культуры поведения и общения за столом;

в сфере уборки территории школьного двора:

- пользоваться хозяйственным инвентарём;

- подметать школьный двор, собирать мусор;

- сгребать листья;

- убирать снег, долбить лёд.

        На уроках учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:

- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая, кафе), связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, аптека), культуры (библиотека, театр, музей);

- различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям,  витринам, вывескам-названиям;

- осуществлять покупки в магазинах, на рынках и т.д.;

- примерять и покупать одежду, обувь;

- обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;

- правильно вести себя в учреждениях культуры;

- пользоваться телефоном, обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, полицию, скорую помощь;

- ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородний) осуществлять поездку в общественном транспорте;

- пользоваться деньгами, осуществлять платежи (по возможности);

Формировать представление о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи и социально значимых умениях:

- называть себя (фамилию, имя, отчество, возраст, адрес);

- называть членов семьи (папу, маму и др.);

- определять собственную социальную роль в семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра);

- ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;

- приглашать и принимать гостей;

- поздравлять с праздником;

- уметь организовывать свой досуг.

        Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть жизненно значимым минимумом бытовых трудовых умений, применение которых в повседневной жизни обеспечивает хоть какое-то достойное существование человека.

        Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребёнка с выраженной умственной отсталостью.

        «Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучать к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определённые учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой».

        Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать её, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжёлой умственной отсталостью входят такие предметы как «Обслуживающий труд» и «СБО», а содержание предметов должно строиться с учётом принципов:

- жизненная значимость;

- практическая необходимость.

        «Жить – это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, кто может насчитать больше всего лет, а тот, кто больше чувствовал жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Героями не рождаются, героями становятся"

Данное мероприятие посвящено дню Героев России, содержит материал о наших земляках, погибших в Афганской и Чеченской войнах....

Статья "Патриотами не рождаются"

Многим ученикам на уроках я показывала фильм «Звезда», и никого он не оставил равнодушным. Если дети так глубоко переживают за судьбы героев ,за исход боевой операции, они понимают, во имя чего шли на...

Праздник "Солдатами не рождаются".

Солдатами не рождаются.          1. Собрались вы здесь, ребята, Чтоб о службе говорить. Скоро в армии Российской С честью будете служить!   2. Ратный...

Христос рождается, славьте!

Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь... Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг...

Мы рождены для того, чтобы жить, значит не стоит здоровье губить!

Мы начинаем наш рассказ: Цветы, улыбки…Первый класс! Нет невозможного сейчас: здорова  я  и  весела, отлично спорятся дела!.. Теперь в 9-ый я хожу. Так много дел –  с ума схожу! Ус...

Эссе на тему «Признание рождается только тогда, когда привносится ценность»

Мои размышления об учительской судьбе и признании....

Сценарий "Поэты не рождаются случайно" (к 120-летию Б. Пастернака)

Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький. В 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил ...