Мы рождаемся слабыми
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы рождаемся слабыми – нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Всё, чего мы имеем при рождении и без чего не можем обойтись, став взрослыми, дано нам воспитанием».
Жан-Жак Руссо
Мы занимаемся воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью. И с каждым годом процент детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребёнок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать нам.
Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственного отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитание.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация происходит в семье и обществе.
В последние годы, в условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встаёт важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить её право быть защищённой государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребёнку с интеллектуальным дефектом, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.
Процесс социализации глубоко умственно отсталого ребёнка крайне затруднён прежде всего тем, что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребёнку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагогов, обучающих этих детей, он видел в том, чтобы «вправить» ребёнка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нём своё место.
Что мы с вами и делаем.
На моих уроках по «Обслуживающему труду» и по «СБО» мы изучаем такие темы: «Личная гигиена», «Уход за одеждой и обувью», «Жилище, уход за ним», «Комнатные растения, уход за ними», «Хозяйственные работы на территории школьного двора», «Питание», «Транспорт», «Торговля», «Денежные знаки», «Культура поведения», «Медицинская помощь», «Средства связи», «Семья».
На моих уроках учащиеся в меру своих способностей и возможностей должны научиться:
в сфере ухода за телом:
- выполнять утренний, вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);
- мыть тело, мыть и расчёсывать волосы;
- чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;
- пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;
- пользоваться дезодорантом, кремом;
- оценивать свой внешний вид (чистота кожи лица, рук, волос, состояние ногтей опрятность одежды, обуви) при необходимости вносить изменения;
в сфере ухода за одеждой и обувью:
- складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире;
- чистить одежду щёткой;
- стирать одежду вручную или в стиральной машине;
- гладить одежду;
- выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать одежду по распоровшемуся шву, пришивать заплату, вешалку);
- мыть, чистить, сушить обувь;
в сфере ухода за жилищем:
- наводить порядок в помещении;
- застилать постель;
- удалять пыль с мебели, зеркал и др.;
- подметать, мыть пол;
- пользоваться пылесосом;
- выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);
- ухаживать за цветочными горшками и комнатными растениями (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю, сажать растения);
в сфере организации питания: учу различать продукты питания разных групп:
- овощи, фрукты, молочные, мучные, рыбные, мясные продукты, крупы, кондитерские изделия;
- определять способы употребления в пищу (в сыром, варёном, жареном виде);
- размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;
- обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть , чистить, отваривать и
т.д.
- готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, салаты, простейшие первые, вторые блюда).
- правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами, кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой;
- сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
- убирать стол после еды, мыть посуду, убирать помещение кухни;
- соблюдать правила приёма пищи, культуры поведения и общения за столом;
в сфере уборки территории школьного двора:
- пользоваться хозяйственным инвентарём;
- подметать школьный двор, собирать мусор;
- сгребать листья;
- убирать снег, долбить лёд.
На уроках учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая, кафе), связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, аптека), культуры (библиотека, театр, музей);
- различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям;
- осуществлять покупки в магазинах, на рынках и т.д.;
- примерять и покупать одежду, обувь;
- обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- пользоваться телефоном, обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, полицию, скорую помощь;
- ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородний) осуществлять поездку в общественном транспорте;
- пользоваться деньгами, осуществлять платежи (по возможности);
Формировать представление о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи и социально значимых умениях:
- называть себя (фамилию, имя, отчество, возраст, адрес);
- называть членов семьи (папу, маму и др.);
- определять собственную социальную роль в семье (сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра);
- ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;
- приглашать и принимать гостей;
- поздравлять с праздником;
- уметь организовывать свой досуг.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть жизненно значимым минимумом бытовых трудовых умений, применение которых в повседневной жизни обеспечивает хоть какое-то достойное существование человека.
Правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребёнка с выраженной умственной отсталостью.
«Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучать к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определённые учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой».
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать её, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжёлой умственной отсталостью входят такие предметы как «Обслуживающий труд» и «СБО», а содержание предметов должно строиться с учётом принципов:
- жизненная значимость;
- практическая необходимость.
«Жить – это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, кто может насчитать больше всего лет, а тот, кто больше чувствовал жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/04/picture-39203.jpg)
Внеклассное мероприятие "Героями не рождаются, героями становятся"
Данное мероприятие посвящено дню Героев России, содержит материал о наших земляках, погибших в Афганской и Чеченской войнах....
Статья "Патриотами не рождаются"
Многим ученикам на уроках я показывала фильм «Звезда», и никого он не оставил равнодушным. Если дети так глубоко переживают за судьбы героев ,за исход боевой операции, они понимают, во имя чего шли на...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/04/picture-44970.jpg)
Праздник "Солдатами не рождаются".
Солдатами не рождаются. 1. Собрались вы здесь, ребята, Чтоб о службе говорить. Скоро в армии Российской С честью будете служить! 2. Ратный...
Христос рождается, славьте!
Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь... Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/02/picture-54992.jpg)
Мы рождены для того, чтобы жить, значит не стоит здоровье губить!
Мы начинаем наш рассказ: Цветы, улыбки…Первый класс! Нет невозможного сейчас: здорова я и весела, отлично спорятся дела!.. Теперь в 9-ый я хожу. Так много дел – с ума схожу! Ус...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/31/picture-68218-1438341746.jpg)
Эссе на тему «Признание рождается только тогда, когда привносится ценность»
Мои размышления об учительской судьбе и признании....
Сценарий "Поэты не рождаются случайно" (к 120-летию Б. Пастернака)
Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький. В 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил ...