ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида
статья по теме

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые отражают положения специального образования детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionnaya_rabota_uchiteley-defektologov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Шлям О.Б.

Основные направления коррекционной работы

учителей-дефектологов в старших классах школы VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые отражают положения специального образования детей с особыми образовательными потребностями.

Одним из ведущих принципов специальной педагогики является принцип коррекционно-компенсирующего направленности образования, который определяет характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью школьников с особыми образовательными потребностями.

Коррекционно-компенсирующая направленность обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями, предполагает опору на здоровые силы ребёнка. А коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации неполноценных функций организма.

Однако коррекция и компенсация недостатков развития – не самоцель работы учителя-дефектолога. Это средство обеспечения ребёнку с ограниченными возможностями максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни, что и является основной целью работы коллектива педагогов.

Для достижения поставленной цели, в ходе своей работы на уроках, учителя-дефектологи решают следующие задачи: максимальное преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

Содержание уроков определяется Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и учебным планом ОУ и зависит от особенностей психофизических особенностей ученика. Поэтому, в ряде случаев, учителя-дефектологи старших классов разрабатывают и работают по скорректированным программам, которые отвечают особенностям развития конкретного ребёнка.

Одной из основных форм организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать не только учебно-познавательную деятельность учащихся, но и осуществлять коррекционно-компенсирующую направленность обучения, включающего

  1. комплексное воздействие на учащихся, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;
  2. использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
  3. формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;
  4. осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
  5. практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;
  6. использование охранительно-педагогического режима обучения.

В своей работе учителя-дефектологи используют как общепедагогические методы и приёмы обучения, так и специальные, отбор и сочетание которых отвечает специфике коррекционной работы. Например, на начальном этапе изучения нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения, рассказа или беседы, а позднее – словесные методы занимают ведущее место, но при этом дополняются наглядными или практическими методами.

Обучение школьников с отклонениями в развитии, которое осуществляется с применением методов классифицируемых по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические и гностические) представляет значительные трудности, которые связаны с ограниченными возможностями обучающихся. Поэтому, учителями-дефектологами для коррекционной работы производится тщательный отбор методов из указанных групп с учетом следующих факторов:

  1. предпочтение отдается методам, которые помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, в соответствии с особенностями их развития;
  2. при отклонениях в развитии нарушено развитие речи, это означает, что на начальных этапах обучения невозможно использовать словесные методы в качестве ведущих;
  3. отклонения в умственном развитии приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что значительно ограничивает возможность использования в образовательном процессе логических и гностических методов;
  4. с учётом не только отдалённых коррекционно-образовательных задач, но и ближайших конкретных целей обучения.

Так для достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта учителя-дефектологи изучают, адаптируются и успешно применяют в своей работе элементы личностно-ориентированных, игровых и коммуникативных технологий, технологий развивающего и проблемного обучения, ТРИЗ, метод проекта.

Их применение позволяет педагогу, работающему в системе специального образования, использовать наглядность как средство более полного и глубокого осмысления и усвоения содержания учебного материала учащимися.

Поэтому, учителя коррекционных школ применяют в своей работе не только разнообразные таблицы, схемы и т.д., предлагаемые современными издательствами, но и разрабатывают авторские пособия, которые позволяют школьнику получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов. Именно такой материал помогает учителям трудового обучения нашей школы оформить столярную и швейную мастерские.

Одним из важных средств реализации наглядно-практических методов обучения в специальном коррекционном образовании является дидактический материал, который предназначен для практической деятельности ребёнка с расчётом на максимально возможную степень самостоятельности. Его применение в ходе проведения урока или выполнения домашнего задания вызывает живой интерес учащихся, обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, формирует необходимые умения и навыки по предмету.

Авторский дидактический материал разработан учителями-дефектологами нашей школы по предметам: трудовое обучение (швейное и парикмахерское дело), социально-бытовая ориентировка, основы безопасности жизнедеятельности, история и культура Санкт-Петербурга, математика.

Для развития мыслительных операций школьников, создания представлений об объектах, явлениях окружающей действительности, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала, особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Это средство обучения успешно используется учителями-дефектологами на уроках трудового обучения (столярное, швейное, парикмахерское дело) и черчения.

Широкого распространения в нашей школе пока не получили технические средства обучения, применение которых играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития учащихся: позволяет знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, рационально использовать учебное время, создавать действенные мотивы к получению знаний и их использованию в практической деятельности.

Однако учителя-дефектологи при проведении отдельных уроков используются ТСО, например, естествознания, географии, СБО, ОБЖ, черчения.

Учителя трудового обучения (столярное, швейное дело) используют в своей работе ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства, который развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, расширяет кругозор учащихся.

Гуманистическая направленность специального образования предполагает поиск и создание средств образования и коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченными возможностями, а также давали бы положительный результат.

Учителя-дефектологи при проведении внеклассных мероприятий и тематических недель применяют в своей работе такие инновационные средства обучения как изобразительная, театрализовано-игровая, художественно-речевая деятельность. Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни.

Анализ работы учителей-дефектологов нашей школы позволяют говорить о положительных результатах коррекции психофизических особенностей развития, учебной деятельности учащихся, которые способствуют формированию и развитию навыков собственной жизненной компетенции ребёнка с особыми образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.

        Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет  рез...

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по письму и развитию речи в 5 классе школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по письму и развитию речи на учебный год...

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида

Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ в школе VIII вида. Основные направления по взаимодействию учителя начальных класс...

Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»

На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...

«Сенсорное развитие, как одно из направлений коррекционной работы учителя- дефектолога»

Цель коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Учитель-дефект...