Логопедическое занятие для учащихся 2 класса с ФФНР (урок-путешествие)
план-конспект урока по теме

Новикова  Людмила  Вячеславовна

Аннотация   к  уроку  «Дифференциация  Т-Д»

 

             Одной  из  актуальных  проблем  отечественной  практической  логопедии  является  предупреждение  и  коррекция  нарушений  письменной  речи. К  детям,  испытывающим  трудности  в  овладении  письмом  и  чтением,  относятся  дети  с  фонетико-фонематическим  недоразвитием  речи  (ФФНР).  Одним  из  компонентов,  входящих  в  структуру  нарушения  при  данной  патологии,  является  недоразвитие  фонематического  слуха.  Несформированность  фонематических  процессов  у  детей  приводит  к  трудностям  реализации  фонематического  принципа  правописания,  что  проявляется  в  специфических  ошибках  письма:  заменах  букв  и  искажениях  звукослоговой  структуры  слова.  

             В  нашем  образовательном  учреждении,  есть  дети,  которые  допускают  множество  специфических  ошибок  при  письме.  Очень  часто  дети  путают  оппозиционные  звонкие  и  глухие  согласные,  искажают  слова.  При  несформированности  фонематического  слуха  ученики  также  допускают  ошибки  при  подборе  проверочных  слов.                                                                                                          

             Предпосылкой  успеха  является  создание  благоприятных  условий  для  работы  по  дифференциации  фонем.  Для  этого,   наряду  с  традиционной  методикой  коррекционной  работы  по  преодолению  нарушений  письменной  речи  у  учащихся,  мною  разработаны  в  программе  Power  Point  и  применяются  на  логопедических  занятиях  игры  и  упражнения,  а  также  здоровьесберегающие  технологии  (музыкотерапия,  пальчиковая   и  дыхательная  гимнастика,  упражнения  для  развития  общей  моторики),  помогающие  избежать  быстрого  утомления.   

               Учащиеся  упражняются  в  сравнении  звуков  по  артикуляции;  закрепляют  соотношение  звуков [ т ], [ д ]  с  буквами  Т-Д;  совершенствуют  умение  дифференцировать  звуки  в  слогах,  словах,  словосочетаниях  и  предложениях. 

               Данный  материал  способствует  совершенствованию  фонематических  процессов,  слухового  и  зрительного  внимания,  памяти,  развитию  временных  и  пространственных  представлений,  формированию  орфографической  зоркости,  расширяет  и  активизирует  словарный  запас,  развивает  мышление.

              Интересная  форма  проведения  занятия  (урок-путешествие),  увлекательные  приемы  работы  с  детьми  позволяют  провести  коррекционную  работу  более  успешно.

             

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Конспект   логопедического   занятия

Новикова  Л.В.,  учитель-логопед  АМБОУ  лицея  № 9                                                                                                 Предмет:  Логопедия                                                                                                                                               Тема  учебного  занятия:   Дифференциация     «Т»- «Д»                                                                                                                                         Форма  проведения:  урок-путешествие                                                                                                                                                         Продолжительность  занятия:  40  минут                                                                                                         Форма  занятия:  групповое  для  детей  с  ФФНР                                                                                           Класс:  2                                                                                                                                                                     Цель:  проверить  умение  дифференцировать  звуки  и  буквы  «Т»-«Д»  в    слогах,  словах,  словосочетаниях  и  предложениях                                                                                                                                                          Задачи:                                                                                                                                                    Образовательные:

  1. уточнить  представления  о  звуках  и  буквах  «Т»  и  «Д»;
  2. совершенствовать  и  закреплять  умение  и  навыки  дифференциации  

звуков  и  букв   «Т»  и  «Д»  в  слогах,  словах,  словосочетаниях  и  предложениях;

  1. обогащать  словарный  запас

Развивающие:

  1. развивать  фонематическое  восприятие,  навыки  звуко-буквенного  и    слогового  анализа  и  синтеза;  
  2. развивать  зрительное  и  слуховое  внимание,  логическое  мышление  и  память;
  3. развивать  пространственные  и  зрительные  представления;
  4. развивать  общую  и  мелкую  моторику

Воспитательные:

  1. воспитывать  активность  и  самостоятельность  учащихся  на  занятии;
  2. воспитывать  у  детей  самоконтроль  за  речью;
  3. воспитывать  чувство  товарищества,  доброжелательность;
  4. формировать  интерес  к  логопедическим  занятиям

Оборудование:

Кукла  «Знайка»,  карта  путешествия  для  каждого  учащегося,  буквы-символы  «Т»  и  «Д»,  акварельные  краски,  заготовки  букв, звёздочек,  магнитофон,  диск    Антонио  Вивальди  -  «Времена  года»,  диск -  классика  на  природе  «Бетховен  и  лесная  прохлада», компьютер,  проектор,  предметные  картинки,  6  комплектов  с  пазлами  для  моделирования, заготовки  в  форме  «снежинок»,  «ёлочек»,  «вагончиков»,  значки  «Умник»  и  «Умница».

                                                         Ход  занятия

  1. Организационный  момент

1. Создание  эмоционально-положительного  фона  урока  (в  кругу  на  ковре).

                                           Наши  ушки  на  макушке.

                                           Глазки  широко  открыты.

                                           Слушаем,  запоминаем  -

                                           Ни  минуты  не  теряем.

Логопед:  -  Ребята!  Давайте  встанем  в  круг,  протянем  ладони  соседям  и  поделимся  теплом  друг  с  другом.  Улыбнемся,  пожелаем  друг  другу  удачи!                                              

                                            Новикова  Людмила  Вячеславовна   243-425-142

 Логопед:   -  Сегодня  вам  предстоит  увлекательное  зимнее  путешествие  на     станцию  «Умников  и  умниц»  вместе  с  умным  сказочным  героем  Н.Носова  -  Знайкой.    

Для  этого  нам  нужно  как  следует  подготовиться  к  этому  путешествию.      

-   Какое  сегодня  число?  Какой  день  недели?  Какое  время  года?  Игра  «Снежный  ком»,  дети   называют   признаки  зимнего  дня   (Зимний  день  какой?  Ответы  детей: снежный,  морозный,  холодный,  белый,  короткий,  хмурый).  

2.    Игра   «Проложи    дорогу»  от  Лицея  № 9  до  станции  «Умников  и  умниц». Логопед  показывает  карту  путешествия  (приложение  № 1),  дети  отмечают  левые  повороты  буквой «Л»,  а  правые -  буквой «П»  (звучит  концерт   Антонио  Вивальди  «Времена  года» - «Зима»).      

     -  Ребята,  назовите  предметы,  затем  выделите  первый  звук  в  словах  и  вы    узнаете  на  каком  виде  транспорта  мы  отправимся  (слайд  №  1  с  изображением  предметных  картинок - пальто, обезьяна, енот, зонт, дятел).                                                                               -  Молодцы,  мы  отправляемся  на  весёлом  поезде!  

3. Ритмическая  разминка  «Поезд».                                                                                                                    Логопед  предлагает  ученикам  поделиться  на  пары.  Дети  выполняют    хлопки     руками  с  постепенным  увеличением  скорости.

                                                          Поезд  тронулся                                                      

                                                     И  вот,  набирает  поезд  ход.

  Логопед:  -  Итак,  наш  состав  готов  к  отправлению,  осталось  правильно      разместить  всех  пассажиров  по  своим  вагонам.    (Из  предложенных  картинок:  доска,  тетрадь,  калькулятор,  фломастеры,  карандаш,  компьютер,  1-я  пара  выбирает  только  такие,  название  которых  состоит  из  одного  слога,  2-ая  пара  выбирает  картинки  из  2-х  слогов,  3-я  пара  картинки  из  3-х  слогов  -   приложение   № 2 ).

                                    II.  Объявление  темы  и  целей  занятия

   Логопед:  -  Ребята,  отгадайте  загадки,  определите  первый  звук  в  отгадках.  

                                             В  школьной  сумке  я  лежу,                                                                                                    Как  ты  учишься  -  скажу.  (дневник)                                                                          

                     

        То  я  в  клетку,  то  в  линейку,                                                 Написать  на  мне  сумей-ка.                                                                           Можешь  и  нарисовать.                                                                                 Что  такое  я ?       (тетрадь)

Логопед:   -  Как  вы  думаете,  что  мы  будем  делать с  буквами  «Т»  и  «Д»    во  время  нашего путешествия  (правильно  произносить,  различать  по  написанию  и  произношению,  обозначать  буквами,  находить  эти  звуки  в  слогах,  словах  и  предложениях  ( слайд  №  2 ).

                                             III.    Основная  часть  занятия

 1. Логопед:  -  Мы  прибыли  с  вами  на  станцию  «Букварик»  (слайд  №  3).  О  каком звуке   сказано?      

                                            Новикова   Людмила  Вячеславовна  243-425-142

                                                    Языком,  передним  краем,                                                              В  дёсна  верхние  ударим.                                                                                                                                                                                                                                                          

                          Звук  короткий,  звук  взрывной,                                                         Звук  без  голоса,  глухой.

 (Дети  произносят  звук   [ Т ],  дают  ему  характеристику,  доказывают    глухость  различными  приемами  контроля:  пальцы  -  на  голосовых  связках,  уши  закрыты  ладонями.)  Тем  ребятам,  которые  правильно  ответили,  Знайка  дарит  звёздочки.                                                                    Аналогично:  работа  со  звуком  [ Д ]  по  прочтении  строчек.

                           Языком  в  десну  ударим,                                                                                        Звонкий  голос  мы  добавим.  

  Сходство:  оба  звука  согласные,                                                                                                              Различие:  звонкость,  глухость                                                                                                                                  -  На  что  похожи  буквы  «Д»-«Т».  (ответы  детей)                                                                                                             Показ  картинок  логопедом  (слайд  № 4, 5)  и  чтение  строк.                                                                                Молоток  стучит:  Тук-тук!                                                                                                                                     Букве  «Т»  я  лучший  друг!  

  Вот  стоит  дымок  пуская,                                                                                                                                                    Буква  Д -  труба  печная.                                                            

   2. Логопед:  -  Возьмите  заготовки   букв  «Д»  и  «Т»,  которые  лежат  у  вас  на     парте,  краску  и  быстро,  и  аккуратно  раскрасьте  пальчиками  с  помощью  краски  эти  буквы  (звучит  музыка - классика  на  природе  «Бетховен  и  лесная  прохлада).                                          -  Чем  похожи  и  чем  отличаются  эти  буквы?  (вопрос  задаётся  во  время  раскрашивания).                                                                                                                        -  Отложите  их  в  сторону,  пусть  сохнут.  Потом  они  нам  пригодятся. (приложение  № 3)

3.  Игра  «Разведчики».

Логопед:  -  Букву  «Д»  мы  заменили  цифрой  -  2,  а  букву  «Т»  цифрой  -  1.                       Расшифруйте  слоги,  заменив   цифры  соответствующей  буквой                 (слайд №6). Запишите  ответы  на  «снежинках».                                                                                                                -  Какие  из  них  не  являются  словами?  (вручение  звёздочек)

4.  Дыхательная  гимнастика.

Логопед:  -  Как  мы  должны  говорить?  (четко,  внятно,  всем  понятно).  Выполним  дыхательную  гимнастику.  Нам  поможет  «облачко  дыхания»  (слайд  №  7).                                                              

Выполнение  упражнений: И.п.:  стоя,  руки  опущены.  Делаем  медленный  вдох  через  нос,  надуваем  животик,  руки  перед  грудью.  Медленный  выдох  через  рот,  одновременно  рисуем  круг  симметрично  обеими  руками.  Стараемся  распределить  воздух  на  весь  круг.  Повторяем  три  раза.  Теперь  нарисуем  квадраты  и  треугольники  (по  три  раза).  Поработаем  над  силой  выдоха.  Упражнение  «свеча».  Вдох  через  нос,  три  коротких  сильных  выдоха  на  пальчики,  изображающие  горящую  свечу.  Повторяем  три  раза.

                                            Новикова  Людмила  Вячеславовна  243-425-142

5.  Логопед:  -   Знайка  нам  предлагает  отправиться на  следующую  станцию    «Грамотейка» (слайд  №  8).

Выделение Д-Т в словах по картинкам (слайд №9).                                                                                              -  Внимание  на  экран  «Сейчас  вы  увидите  там  картинки,  и  покажите  ту  букву  «Д»  или   «Т»,  которую  вы  будете  писать  в  этом  слове.  Пользуйтесь  раскрашенными  вами  буквами   Д-Т.    -  Что  это?  Какую  букву  мы  будем  писать  в  этом  слове?  Какой  по  счёту  мы  её  запишем?  (лопата,  звезда,  телефон,  домик,  конфета,  диван).

6.  Игра  «Найди  и  прочитай». -  Ребята,  найдите  в  таблице  слова  и  прочитайте  их.  Назовите  слова,  в  которых  есть  звуки  «Т»-«Д»  ( снегоход  и  ледянка,  слайд  № 10).

7. Игра  «Стану  отличником» (использование  пластмассовых  пазлов  с  изображением  букв).     Знайка: -   Ребята,  составьте  по  2  модели  слов,  используя  твёрдые  и  мягкие  звуки  [ Т ] и [ Д ]  (за  правильное  выполнение  Знайка  вручает  звёздочки). 

8.   Физкультурная  минутка      «Паровозик»

Едет,  едет  паровозик:                   Вращаем  обеими  руками  поочерёдно  в плечевом    и  локтевом  суставах;

Чух-чух-чух,  чух-чух-чух.           «кулак-ребро-ладонь»  под  счёт;

По  домам  ребят  развозит:            повторить  движение  «паровозик»;                                                                          

Чух-чух-чух,  чух-чух-чух.             «кулак-ребро-ладонь»  2  раза;                                                             Мимо  сосен  и  рябинок:                 «паровозик»,  ускоряем  темп;                                                                     Чух-чух-чух,  чух-чух-чух.             «кулак-ребро-ладонь»  2  раза;                                                                  Мимо  ёлок  и  осинок:                    «паровозик»  в  быстром  темпе;                                                                Чух-чух-чух,  чух-чух-чух.             «кулак-ребро-ладонь»  2  раза,  быстрый  темп;                              Остановка  на  лужайке:                  медленно  развести  руки  в  стороны,  потян- ся;                                   Чух-чух-чух,  чух-чух-чух.              «кулак-ребро-ладонь»   2 раза,  замедляем  темп;                                        Мы,  попрыгаем,  как  зайки:          руки  на  поясе,  прыжки  на  двух  ногах;  

Раз-два-три,  раз-два-три.                прыжки  поочерёдно  на  левой-правой  ноге;                          Поиграем,  порезвимся                    прыжки  с  поворотами  влево-вправо;                                                              И  в  вагоны  возвратимся.              маршируем  на  месте;                                                                            Мимо  клёнов  и  берёзок:               движение  «паровозик»;                                                              Чух-чух-чух,  чух-чух-чух,             «кулак-ребро-ладонь»  2  раза;                                                             Снова  едет  паровозик:                  «паровозик»;                                                                                             Чух-чух-чух,  чух-чух-чух.              «кулак-ребро-ладонь»  2  раза,  убыстряем  темп.

9.  Логопед:  -      Ребята,  мы  остановились  на  заключительной  станции  «Умников  и      умниц» (слайд  № 11).  Знайка  получил  для  нас  конверт  с  заданием.                                    

10. Составь  словосочетание  (слайд  №  12)  

 Логопед:  -  Прочитайте  слова  первого  столбика  глазками.  Какие  буквы    пропущены  в   словах?  (буквы  «Т»-«Д»),  затем  слова  второго  столбика.  - Соедините  слова  из  первого  столбика  со  словами  из  второго  столбика  так,  чтобы  получились  словосочетания  (выполнение  работы  на  раздаточных  листочках  в  форме  «ёлочек»).  Проверка  задания  и  вручение  звёздочек.  

11. -  Составьте  предложения,  используя  слова  и  картинки  (слайд  №  13). Для  каждого учащегося  выдаётся  раздаточная  карточка  в  форме  «вагончика»).  

                                                      Новикова  Людмила  Вячеславовна    243-425-142

                                                      IV.  Итог  занятия

Логопед:  -   Ребята,  наше  путешествие  заканчивается.  Расскажите  Знайке  о  своем  настроении, о  своих  впечатлениях  от  нашего  путешествия,  какие  звуки  мы  сегодня  различали.  Какие  задания  вам  понравились?   В  завершение,  я  попрошу  каждого  произнести  только  буквы,  составить  слово  и  прочитать (слайд № 14).                                                                       Итоговое  слово -   молодец!

                   -  Молодцы!  А  сейчас  закройте  глаза  и  послушайте  слова,  которые  вам  хочет  сказать  Знайка:  «Мне  очень  понравилось,  как  вы  рассказывали  о  своем  настроении.  Я  рад,  что  вы  справились  со  всеми  заданиями,  поэтому  вы  заслужили  памятные  сувениры (всем  учащимся  выдаются  значки  «Умник»  и  «Умница»,  приложение  № 4).  Я  хочу  вам  пожелать,  чтобы  вы  всегда  были  добрыми  и  дружными, чтобы  у  вас  всегда  было  веселое  радостное  настроение!  До  свидания!  До  новых  встреч!

                                         Новикова  Людмила  Вячеславовна    243-425-142