Дефектологическое сопровождение в коррекционной школе 8 вида
материал по теме

Доклад представляет краткий обзор по деятельности педагога-дефектолога в коррекционной школе VIII вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дефектологическое сопровождение в школе  осуществляет коррекцию недостатков познавательной и эмоциональной сферы, а также сенсорных и двигательных недостатков обучающихся.

       Целью  сопровождения является обеспечение своевременной специализированной помощи детям с нарушением интеллекта при освоении ими программного минимума содержания образования в условиях коррекционной школы VIII вида.

Деф. сопровождение представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребенку — в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так  родителям и  учителям — в форме рекомендаций.

      Неоднородность состава детей школы, проявляется в способности к овладению знаниями и умениями, социально значимыми навыками, в проявлении эмоционально-волевых качеств.

         Известно, что основной дефект умственно отсталых детей заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления. Поэтому общая коррекционная работа со всеми  школьниками, имеющими интеллектуальные отклонения, заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня учащихся, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне.

      Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций (пространственной ориентировки, работоспособности, моторики и др.)

      Для повышения качества обучения такой категории детей в нашей школе функционирует класс, где обучаются дети  со сложными и множественными нарушениями развития.

        Уровень познавательного, сенсомоторного и эмоционально-волевого развития представителей данной группы детей не позволяет овладевать рекомендованной Программой  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в полном объеме. Обучение этих детей требует не только соблюдения специальных условий, но и снижения уровня требований к  достижениям. Для реализации индивидуально-дифференцированного обучения детей со сложными дефектами на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой в рамках учебных планов  и  с учетом рекомендаций по обучению детей со множественными нарушениями  было разработано вариативное календарно-тематическое планирование по основным предметам школьного цикла.

     Обучение данной категории детей проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Работу  деф. сопровождение можно разделить на несколько этапов:

1 этап – первичное  обследование, на котором определяется уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков ребенка.

На основании результатов, полученных на 1 этапе, составляются индивидуальные программы работы для каждого ребенка и формируются подгруппы для занятий.

2 этап – индивидуальные и подгрупповые занятия, которые носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.

        К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

—сенсорное и сенсомоторное развитие;

—формирование пространственно-временных отношений;

—умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

—нормализация ведущей деятельности возраста;

—формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

—готовность к восприятию учебного материала;

—формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ учителя-дефектолога с программным учебным материалом.

На данном этапе, примерно в середине учебного года, проводится обследование, для того чтобы констатировать результативность и определить эффективность занятий.

3 этап –  обследование, которое проводится в конце года, с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

      В процессе обучения  используются специальные компьютерные программы,что позволяет повысить эффективность обучения, компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это возможно.

     Работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития является  личностно-ориентированной, проводится систематически, с поэтапным усложнением содержания материала, учитывает зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка  обеспечивает гибкую адаптацию индивидуальной программы.

     Получая, таким образом  образование, учащиеся  овладевают действительно полезными для них знаниями, умениями и навыками, достигают максимально доступного им уровня жизненной компетенции, осваивают необходимые формы социального поведения, оказываются способными  реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник индивидуального сопровождения в коррекционной школе-интернат

Методическая разработка в помощь учителям и воспитателям коррекционной щколы-интернат VIII вида...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

В статье рассказывается о психолого-педагогическом сопровождении в коррекционной школе...