Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"
проект по теме

Эрмик Людмила Александровна

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи посредствам игровой деятельности происходит формирование высших процессов.А многообразие коррекционных игр помогают ребёнку с ОВЗ повысить интерес к предмету и процессу обучения в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных  процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида».

                                                 

                                                    Автор проекта:

                                                       Эрмик Людмила Александровна

                                     учитель письма, чтения и развития  речи

ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа –интернат

 VIII вида станицы Медвёдовской

Актуальность.

  1. Игра является одним из средств формирования психологических образований, необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти, воображения.
  2. В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности.
  3. Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Цель проекта:

Развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта внимания, памяти, мышления и воображения.

Задачи проекта:

  1. Развитие психических процессов;
  2. Формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация);
  3. Увеличение объёма внимания и памяти;
  4. Развитие любознательности, самостоятельности;
  5. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Основной вопрос проекта:

Как с помощью игры добиться прочных знаний по письму и развитию речи?

    Вопрос учебной темы:

    Обучение учащихся посредством коррекционно-развивающих игр на уроке.

    Учебные предметы:

    Коррекционно-развивающие и познавательные игры, ребусы,, загадки, кроссворды, игра «Подскажи словечко», «Буква заблудилась», «Закончи предложение» и др

Участники проекта:

Учащиеся 5-6 классов, родители учащиеся, учителя

Гипотеза:

Если у ребёнка не будут сформированы психические процессы такие, как память, внимание, мышление, воображение, речь, то невозможно успешное обучение ребёнка в школе.

Проблемные вопросы:

  1. Какова роль игры в обучении письму и развитию речи ;
  2. Какой материал способствует коррекции и развитию познавательных процессов;
  3. Как повысить интерес обучающихся к урокам письма и развития речи;
  4. Как могут повлиять коррекционные занятия на результат работы по развитию познавательной деятельности обучающихся.      

                       

Методы исследования:

-Текущие устные опросы;

-Викторины;

-Наблюдение;

-Мини-исследования;

-Самостоятельная работа.

Ход исследования:

  1. Составление тетради для учащихся «Лексико-орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов» в 5-6 классах
  2. Изготовление дидактического материала
  3. Подготовка к игре
  4. Ход игры
  5. Результат игры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Уровень качества знаний в 5 классе (на начало учебного года) до начала реализации проекта.



предмет

             Уровень качества знаний

  высокий

    средний

     ниже

   среднего

  низкий

письмо

       -

       10%

      40%

      50%

Уровень качества знаний в 6 классе (на конец учебного года) на конец реализации проекта.


    предмет

               Уровень качества знаний

  высокий

  средний

     ниже

  среднего

    низкий

письмо

     10%

     40%

     30%

     20%

Результаты исследования:

  1. При обучении посредствам игровой коррекционно - развивающей деятельности происходит формирование высших процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

  1. Многообразие развивающих, коррекционных и познавательных игр помогают учащимся  повысить интерес к предмету и процессу обучения в целом

Выводы:

  1. Коррекционные приёмы обучения письму и развитию речи направлены на развитие познавательной активности у учащихся;
  2. Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной.
  3. Применение дифференцированных заданий, учитывающих особенности слабоуспевающих детей, способствует преодолению недостатков их развития, позволяет восполнить пробелы в знаниях и заложить основу дальнейшего изучения курса русского языка.

Информационные источники:

  1. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться – М : Педагогика, 1985. Пути формирования познавательного интереса младших школьников и учебной деятельности // начальная школа – 1992 № 11-12.
  2. Рубинштейн С.Л. проблемы общей психологии – М : Педагогика, 1985
  3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979г.
  4.  Концепция  модернизации  российского  образования  на период до  2010года.
  5. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание. Серия «Педагогика и психология», 1979г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Комплект поурочных планов по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме «Изложение»

Комплект поурочных планов по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида по теме "Изложение"...

Использование опорных схем на уроках письма и развития речи в 5-9 классах отделения коррекционного обучения VIII вида.

Поиски способов, облегчающихся обучающимся понимание и запоминание материала привело к мысли создать опорные схемы, которые на глазах детей находят графические выражение, это и материал для активизаци...

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Сборник текстов контрольных работ по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)ШКОЛЫ VIII ВИДА...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"...

«СБОРНИК ТЕКСТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»

Сборник текстов контрольных диктантов  для 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  подготовлен  в соответствии с действующей  программой ...