Рабочая программа предмета «Чтение» для 3 класса школы І вида (ЗПР) на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по теме

Шуваева Наталья Ивановна

 

Данный курс разработан для обучающихся, имеющих

 - тугоухость  III-IV  степени, глухоту

 - задержку психического развития

 - грубое недоразвитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_murmanskoy_oblasti.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное областное образовательное учреждение «Мурманская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 I-IV вида»

РАССМОТРЕНО

   методическим объединением педагогов

№______ от ______________

ПРИНЯТО

педагогическим советом школы

№______ от ______________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________Е.Н. Садовская

«_____»_______200_ г.

Рабочая программа

предмета «Чтение»

для 3 и 4 класса школы І вида (ЗПР)

на 2012-2014 учебный год

Составитель:

Шуваева Н. И.

учитель  высшей  квалификационной категории

 

                                                                          Мурманск

2012

              Содержание

  1. Пояснительная записка  

  1. Учебно-тематическое планирование  

  1. Содержание учебного курса    

  1. Организация контроля знаний  

  1. Учебно-методический комплекс и дополнительная

литература

                                Пояснительная записка.

Статус документа

Данная рабочая программа по  чтению и развитию речи разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Федеральный базисный учебный план СКОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,  приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п.
  3. Региональный базисный учебный план СКОУ для обучающихся, воспитанников с ОВЗ 1-8 видов, приказ Министерства образования МО от 09.06.2010 года № 1175.
  4. Примерная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития). Авторы: Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Москва, «Просвещение», 2003.
  5. Программа специальных общеобразовательных школ для глухих детей (Рекомендации к оценке ЗУН). Москва, «Просвещение»,1988.

Вид рабочей программы

Специальная (коррекционная) общеобразовательная программа, школа

I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития).

Особенности учащихся, для которых разрабатывается данная программа.

Данный курс разработан для обучающихся, имеющих

 - тугоухость  III-IV  степени, глухоту

 - задержку психического развития

 - грубое недоразвитие речи

Образовательная область

 Язык

Основные положения.

 

Чтение является одним из разделов содержания работы по русскому языку в 1-IV классе (наряду с письмом и развитием речи).

Чтение является одним из основных средств обучения,  воспитания и развития неслышащего ученика.

В обучение чтению включаются следующие направления работы:

- навыки чтения;

- работа над текстом и формирование речевых умений;

- ориентировка в книге.

Рабочая программа включает в себя:

- учебно-тематическое планирование, где  предложено часовое распределение изучаемого материала по разделам;

- содержательную часть предмета по тематическому  принципу изучения учебного материала;

-  распределение контроля за ЗУН учащихся в течение учебного года.

УМК представлен литературой для учащихся и учителя.

Цели курса.

          

  1. Формирование потребности детей в чтении, усилении мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использованию полученной при чтении информации.
  2. Развитие языковой способности: расширение словарного запаса, обогащение речи новыми образцами фраз и синтаксических конструкций.
  3. Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников.
  4. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Задачи курса:

- обучение сознательному, выразительному, правильному и беглому чтению вслух и про себя;

- формирование умений полноценно воспринимать произведение, осмысливая его в целом;

- развитие устной речи, логического мышления детей;

- нравственное, эстетическое, эмоциональное  развитие ребенка средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле;

- формирование интереса к  книгам, к самостоятельному чтению и выбору книг.

- овладение первоначальными навыками работы с учебными и художественными текстами.

Коррекционная направленность курса.

 Уроки чтения формируют, закрепляют, совершенствуют знания, полученные в процессе наблюдений над окружающей действительностью, обогащают новыми сведениями о жизни, способствуют развитию логического мышления.

Место предмета в учебном плане.

    Согласно федеральному базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для образовательных учреждений I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития) на чтение и развитие речи

в 3классе отводится 136 ч в год из расчета 4 ч в неделю,

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в 3-м классе при 4-часовой недельной нагрузке .

Изменения, которые внесены в примерную программу.

   

 В связи с крайне ограниченным словарным запасом учащихся  

выделено большее  количество часов на работу над текстом.

Реализация национально-регионального компонента

 

Региональный компонент  представлен текстами  «Полярный день»,

«На Северный полюс», «Хозяин Арктики» (учебник «Чтение 3кл.» авт.Граш Н.Е.), а также адаптированными текстами из учебной книги

«Мой Мурманск» (авт. Дранишников В.В. и др.) 

Используемые технологии, методы и формы работы.

  Методы и приемы, характерные для формирования речевой деятельности:

- направленность на развитие учащихся,

- связь с деятельностью,

- усиление коммуникативной направленности,

- формирование умственной деятельности,

- дифференцированный подход к учащимся.

  Использование дактильной речи и приемов фонетической ритмики  при работе над технической стороной процесса чтения.

Межпредметные связи, преемственность

    Обучение чтению осуществляется:

-на специальных  уроках  (развитие речи, чтения и развития речи)

-в  процессе обучения всем учебным предметам, особенно ППО;

-на занятиях  по ознакомлению с окружающим  миром;

-в условиях организованной воспитательной работы (внеклассное чтение);

-в часы индивидуальных занятий.

     Предусмотрено сквозное планирование лексических тем уроков чтения с  уроками развития речи и ОСОМ.

Требования к планируемым результатам.

 Результаты обучения представлены в  программных требованиях к уровню подготовки по чтению  и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие начальную школу, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс начальной школы. Эти требования структурированы по компоненту: «уметь».

Требования к уровню подготовки  учащихся по окончанию изучения курса по предмету.

По окончании ступени начального общего образования  по курсу «Чтение» учащиеся должны уметь:

- выразительно читать текст, читать вслух целыми словами, соблюдать правила орфоэпии (с помощью учителя), соблюдать паузы между предложениями и частями предложения, выделять важные по смыслу слова;

- делить текст на части, выделять главную мысль;

- составлять план рассказа (с помощью учителя);

- передавать содержание с помощью зарисовки и плана;

- отвечать кратко и полно, устно и письменно на вопросы по тексту;

- оценивать поступки действующих лиц.

Оценка знаний и умений учащихся.

   Чтение оценивается с точки зрения его техники (правильность, беглость, выразительность) и понимания прочитанного. При проверке знаний и умений учитель выставляет общую оценку за технику чтения и понимание текста.

  Система оценки качества знаний и умений учащихся – традиционная четырехбалльная.

Критерии к оценке техники чтения:

«5» - за осмысленное, плавное чтение целыми словами, соблюдая словесное  и логическое ударение, смысловые паузы; не допуская грубых замен звуков, перестановки слогов.

«4» - допущена 1-2 ошибки (звукопроизношение, замена, перестановка, неправильное ударение в слове, логич.ударение, пауза в конце предложения)

«3» - чтение неплавное (скандированное) 4-5 ошибок (неправильное звукопроизношение, замены, пропуски), неправильное ударение в словах, не всегда соблюдает паузу в конце предложения.  

«2» -  не владеет техникой чтения для данного класса, допускает 8-10 ошибок в чтении слов, предложений.

Критерии к оценке понимания прочитанного:

«5» - правильно понимает текст, передает его содержание (устно или письм); правильно самостоятельно отвечает на вопросы(устно или письменно), умеет самостоятельно выделять основную мысль текста, делить текст на смысловые част, озаглавливать их.

«4» - неточно передает содержание текста, допускает 2-3 ошибки; затрудняется самостоятельно отвечать на вопрос; неточно формулирует основную мысль текста, допускает ошибки при делении текста на части.

«3» - только с помощью учителя передает содержание текста, отвечает на вопросы; допускает 4-5 ошибок при передаче содержания (нарушает последовательность, грубые аграмматизмы).

«2» - слабые умения по всем вышеуказанным пунктам, допуская при этом

 8-10 ошибок.

                     

                    Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов или тем

Всего часов

(гос.  примерная программа)

Всего часов

(рабочая программа)

               3 класс

136

136

                            Классное чтение                                                                                          133

  1

Тема: летние каникулы

Не указано.

                    13

  2

Тема: осень.

19

  3

Тема: что такое хорошо и что такое плохо.

12

  4

Тема: зима

26

  5

 Тема: 8 Марта

10

  6

Тема: весна.

14

  7

Тема: День Победы.

7

  8

Тема: наш край.

8

  9

Тема: животные.

10

 10

Темы по усмотрению учителя.

13

 11

(из них наизусть)

                     ( 10  )

 12

Контрольный урок

                      2

 13

Проверка техники чтения

 1

                         

           

                                             

                                          Содержание

учебного предмета «Чтение»

Колич. час.

           

              Содержание учебного предмета

   Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

 136                                                                    3 класс

Навыки чтения: осмысленное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами (чтение трудных слов по слогам). Соблюдение пауз на запятой в простом распространенном предложении с однородными членами, в сложном предложении. Умение прочитать текст, слово с соблюдением графических знаков, с правильным ударением, с соблюдением норм орфоэпии, указанных учителем. Соблюдать при чтении логическое ударение (после разбора содержания, по образцу учителя).

Работа над текстом и формирование речевых умений.

 Читать небольшие рассказы с четко выраженными событиями, сказки, стихотворения. Выполнять задания:

- подбирать к тексту картинки;

-находить в тексте предложения, отрывки, соответствующие иллюстрациям, своим ответам на вопросы учителя;

- располагать картинки по порядку (при помощи учителя), подбирать к ним части текста;

- изображать содержание рассказа (отдельных предложений) в рисунках, подписывать свои рисунки предложениями из текста;

-делить текст на части путем соотнесения с иллюстрациями, схематическими рисунками;

-воспроизводить содержание прочитанного по картинному плану, схемат.рисункам.

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста(словами, предложениями из текста);

- выделять из текста слова, предложения для характеристики действующих лиц, природы, предметов;

-понимать значение новых слов исходя из контекста, из выполнения соответствующих действий, подбора предметов, замены слов сходными по значению. Придумывание предложений с новыми словами.

- Заучивать стихотворения наизусть.

Ориентировка в книге: знакомство с оглавлением книги. Определение номера страницы по названию текста.

По окончанию 3 класса учащиеся должны:

Читать осмысленно, правильно, плавно вслух целыми словами с соблюдением пауз. Чтение знакомых слов с ударением и соблюдением норм орфоэпии, незнакомых – по надстрочному знаку.

Понимать содержание прочитанного текста с помощью учителя,

передавать последовательность событий с помощью зарисовок,

воспроизводить содержание по картинному плану.

Заучивать стихотворения наизусть.

Уметь находить номер страницы по названию текста.

                       

                             Организация контроля знаний.

 

пп

Наименование

 разделов и тем

Всего

часов

                   Контрольные работы

сроки

                               3-й класс, 2012 – 2013 учебный год

1

Контрольный урок за

1-е полугодие

Называние действующих лиц, расположение иллюстраций по порядку. Находить в тексте предложения, отрывки, соответствующие иллюстрациям

2-я четв.

2

Проверка техники чтения.

3 –я четв.

3

Контрольный урок за

2-е полугодие

Письменные ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста

(словами, предложениями из текста);

4-я четв.

Учебно-методический комплекс и другая дополнительная                           литература

п\п

Авторы, составители

Название учебно-методического издания

Рекомендации Минобрнауки РФ (для учебников)

Годы издания

Издательство

Для обучающихся:

1

Граш Н.Е

Быкова Л.М.

Никитина М.И.

Чтение

Учебник для 3 кл. СКОУ I вида

Допущено Минобрнауки РФ

2006

Москва

«Владос»

2

Красильникова О.А.

Чтение и развитие речи. Учебник для 2 кл. СКОУ II вида

Допущено Минобрнауки РФ

2007

Москва

«Просвещение»

3

Дранишников В.В. и др.

Мой Мурманск.

Учебная книга для нач.кл.  Мурманска

Рекомендовано комитетом по образованию администрации Мурманска

1997

Мурманск

                                                           

                                                                          Для учителя:

1

Под ред. Л.М.Быковой

Методика преподавания русского языка в школе глухих

Допущено Минобрна РФ

2002

Москва

Владос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Моу "Курьяновская начальная школа - детский сад" на 2012-2013 учебный год.

Задачи работы учителей на учебный год: 1. Совершенствование урока на основе интенсификации и оптимизации использования технологий личностно – ориентированного обучения. 2. 2. Совершенствование мони...

Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 7 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 8 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...

Рабочая программа по швейному делу для 9 класса на 2012-2013 учебный год

         Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производстве...