Интегрированный урок по чтению и развитию речи, истории и православной культуре на тему: «Когда мы едины, мы непобедимы»
план-конспект урока (7 класс) по теме

Острикова Ирина Викторовна

Материал урока знакомит обучающихся с историей установления праздника, посвященного Дню народного единства, с историческими событиями Смутного времени и народными героями, защитившими русский народ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по чтению и развитию речи, истории и православной культуре на тему: «Когда мы едины, мы непобедимы»

Учитель: Острикова И.В.

Цель: познакомить обучающихся с историей установления праздника, посвященного Дню народного единства

Задачи: сформировать представление обучающихся об исторических событиях и героях, которые связанны с этим праздником; развивать познавательную активность обучающихся путем анализа материала урока,  воспитание интереса к истории государства, уважительного отношения к историческим решениям и личностям; воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, государственная символика, тест.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент.

К уроку всё готово?

К уроку все готовы?

Начинаем наш урок

Прозвенел уже звонок.

Бег времени не остановишь,

Настоящее – только на миг,

И успехов ты не достигнешь,

Если знаний всех не постиг.

                        (М. Жиренко)

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.

4 ноября - дата для празднования религиозного праздника. Этот день принадлежит религии, и отмечают православные христиане в осенний календарный срок день Казанской иконы Божией Матери.  Но с 2005 года  дата 4 ноября стала не только днем для религиозных празднеств, она отмечается всеми российскими гражданами как «День народного единства» (слайд 1). Закон о наречении даты 4 ноября днем народного единства или Днем примирения и согласия был принят на уровне Госдумы РФ еще в конце 2004 года. Патриарх Московский и всея Руси Алексий (слайд 2)  публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».  

Почему же днем празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября, мы узнаем на сегодняшнем уроке «Когда мы едины, мы непобедимы»? (слайд 3).

III. Знакомство с новым материалом.

Учащийся. С историей не спорят,

                    С историей живут,

                    Она объединяет

                    На подвиг и на труд

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Учитель.  День народного единства – праздник, который может сплотить россиян. Ведь именно 4 ноября 1612 года два русских героя Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский вместе с созданным ими ополчением выгнали из Московского Кремля польских захватчиков. Это событие считается окончанием периода Смутного времени. А начиналось все так…

В 1598 году в Москве умирает последний царь династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царь Федор. Он мало уделял внимания государственным делам, управление страной находилось в руках боярина Бориса Годунова (слайд 4).

После смерти царя Федора Борис Годунов добился избрания его на царство. Первые два года его правления были спокойными, но затем в России случился неурожай. Огромные толпы голодных и озлобленных людей только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву (слайд 5).

1-й учащийся

Буря житейские волны нагнала,

Смута везде, мятежи и разбой,

Русь зашаталася,

Русь застонала,

Слезы и кровь полилися рекой.

2-й учащийся

В это столь мрачное Смутное время

Час для России последний пробил,

Кто же вдруг свергнул с ней польское бремя,

Кто ей свободу опять возвратил?..

3-й учащийся

Страж Православия, Божий служитель,

Сам патриарх Русь святую спасал;

Русских исконных начал охранитель

Твёрдо за царский престол он стоял.

4-й учащийся

Видел святитель беду Богом данную,

Горько скорбел и болел за народ,

Звал всех бороться за Русь православную,

Смело идти на поляков в поход…

Учитель. В лихие годы польского нашествия на Русь в 1612 году всенародный отпор врагу возглавил святой вождь земли Русской - Патриарх Гермоген (слайд 6). Из Москвы патриарх рассылал во все концы Руси грамоты с призывом объединиться против захватчиков.

И скакали гонцы в разные города. Был послан один из них и в город Нижний Новгород. В ясное сентябрьское утро 1611 года на центральной площади собралось множество народа (слайд 7).

Учащийся (одет в русский костюм)

           

Друзья и братья! Русь святая гибнет!

Друзья и братья! Православной вере,

В которой мы родились и крестились,

Конечная погибель предстоит.

Святители, молитвенники наши,

О помощи взывают, молят слезно.

Вы слышали их слезное прошенье!

Поможем, братья, родине святой!

Учитель. С таким воззванием обратился к народу купец Кузьма Минин (слайд 8).

Ученик. Историческая справка. Год рождения Кузьмы Минина неизвестен. Он был торговец мясом из Нижнего Новгорода и не особенно выделялся из посадских людей. В начале сентября 1611 года его избрали главным человеком в городе – земским старостой. Ему было лет 45-50. Был он не грамотный, умел считать, но читать и писать не мог.

Учащийся (одет в костюм русского воина)

             Что мешкать даром

             Время нас не ждет!

             Нет дела ратного без воеводы:

             Изыщем, братия, честного мужа,

             Которому то дело за обычай,

             Вести к Москве и земским делом править.

Учитель. Было решено отправиться в вотчину князя Дмитрия Пожарского, чтобы просить его встать во главе войска.

Учащийся. Историческая справка. Дмитрий Пожарский (слайд 8)  родился в 1578 году. Происходил он из старинного княжеского рода, который, однако, не играл видной роли в государственных делах. Дмитрий получил военную подготовку, любил читать, был набожен. Он рано начал служить, и в 1610 году был назначен воеводой в город Зарайск. Про него говорили «что не было на нем никакой неправды». Осенью 1611 года князь примкнул к первому Ополчению Прокопия Ляпунова и в боях за Москву был ранен. Он долго лечился и оправился от ран как раз к тому времени, когда к нему прибыли гонцы из Нижнего Новгорода (слайд 9)

Учащийся (одет в костюм русского воина)

Славный князь Дмитрий,

С прежних сражений

Раны еще не зажили твои…

Все ж-таки просим:

Возглавь ополченье,

Новые ждут нас с врагами бои…

Пожарский:

В душу народную искра запала,

Сердце на подвиг великий зажгла, -

Русь приободрилась, быстро восстала.

Смело сражаться с врагами пошла.

Вижу, что родина нам присылает

 Воинов славных из всех городов

Рад ополченье я ваше возглавить,

Биться за Русь я до смерти готов.

Учитель. В марте 1612 года отряды Второго Ополчения возглавляемые Мининым и Пожарским направились к Москве. Жители всех городов на пути к Москве с радостью встречали воинов; отдавали им собранные средства, мужчины вступали в ряды ополченцев. В августе Минин и Пожарский со своими отрядами подошли к Москве. Началась осада Кремля. Сюда, к князю Пожарскому была прислана из Казани чудотворная икона Богородицы (слайд 10). Эта икона Божией Матери явилась в городе Казани - отсюда ее название - девятилетней девочке Матроне. Явление повторялось три раза, о чем девочка рассказала Казанскому архиерею (будущему патриарху Гермогену), который по указанию Матроны нашел икону в земле и совершил с ней крестный ход.

Учащаяся  (в русском сарафане)

С Спасителем-Младенцем на руках,

На пепелище посланной Матроне,

Дано спасать святую Русь в веках.

Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица — Заступница.

Учащиеся  (в русском сарафане)

Перед святой иконой

Столько молилось людей!

Клали земные поклоны,

Что-то шептали ей,

Просили ее с надеждой:

- Спаси, сохрани, научи, -

И лик ее кроткий и нежный

Любви озаряли лучи.

И тех, кто пред ней стояли

И руки тянули с мольбой,

Она утешала в печалях,

Смягчала страданья и боль…

Учитель. Князь Дмитрий Пожарский, который с ополчением вступил в столицу 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1613 года, освободил город от поляков. В этот день Пожарский приказал внести в Москву икону Казанской Божьей  Матери и дал обет построить здесь церковь. Впоследствии обещание было выполнено – храм Казанской Божьей Матери (слайд 11) был построен в 1633 году и в нем установили икону.

(На экране виды Московского Кремля (слайд 12)).

Ученик. Здравствуй, град перводержавный!

               Здравствуй, матушка-Москва,

                Нашей Руси православной

                Золотая голова!

                Наконец ты предо мною,

                Ненаглядная Москва!

                Дух тобою разволнован,

               Взор к красам твоим прикован…

Учитель.  Каждый, кто приезжает в Москву, обязательно посещает ее сердце – Красную площадь. Здесь 20 февраля 1818 года был открыт памятник организаторам Второго ополчения – Минину и Пожарскому (слайд 13). Памятник выполнен по проекту скульптора Мартоса, отлит из бронзы русским мастером Екимовым.

На гранитном основании два барельефа: на одном – сцена сбора пожертвований жителями Нижнего Новгорода, на другом – бегство поляков из Москвы. Фигуры Минина и Пожарского расположены на высоком пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает меч Пожарскому. На лицевой стороне надпись: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 года».

Так благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее от уничтожения в далекое Смутное время.

IV. Закрепление пройденного материала.

На сегодняшнем уроке мы узнали много нового. Давайте проверим, что вы запомнили и ответим на вопросы теста (учитель раздает тесты).

Тест.

  1. Как звали одного из руководителей народного войска?
  1. Козьма Скоробогатый
  2. Кузьма Минин
  3. Козьма Прутков
  1. Кто из князей возглавил русское войско?
  1. Князь Владимир
  2. Князь Александр Невский
  3. Князь Димитрий Пожарский
  1. Какая икона помогла освободить Москву?
  1. Смоленская икона Божией Матери
  2. Казанская икона Божией Матери
  3. Почаевская икона Божией Матери
  1. Как благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее в Смутное время?
  1. Поставили памятник на Красной площади
  2. Построили храм
  3. Нарисовали картину
  1. Как называется праздник 4 ноября?
  1. День независимости
  2. День народного единства
  3. День Победы

Учащийся. Сегодня праздник - День народного единства!

                     Народов дружба, очень нам важна!

                     Пусть в вашем сердце будет мир и счастье,

                     Не будет места злобе никогда.

День народного единства

Сохранил традиций тень.

Будет пусть благословен

Этот праздник, этот день (дети вручают гостям открытки).

V. Подведение итога урока. Оцени себя на уроке. Проверьте ответы (слайд 14) и поставьте себе оценки, прикрепив солнышко напротив выбранной вами оценки (слайд 15)

- Почему же днем празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября? (4 ноября была освобождена Москва от врагов земли русской).

Учитель. Россия – родной дом для многонационального народа, живущего на ее территории. Во все века народы объединялись для борьбы против врагов нашей страны, потому что когда мы едины, мы непобедимы. 

Песня «Родной дом».

Рефлексия.

- Каким для каждого из вас был урок? Слайд 16 – Молодцы! Сегодня вы занимались хорошо!

Источники:

http://www.tooday.ru/11/edinstvo.php

http://grants.ucoz.ru/load/stikhi_i_scenarii_k_prazdnikam/den_soglasija_i_primirenija/2-1-0-2

http://ymsosh.my1.ru/

http://www.solnet.ee/holidays/s31_2.html

http://bibnout.ru/2010/08/30/rabota-s-chitatelyami/scenarij-prazdnika-den-narodnogo-edinstva/

Интегрированный урок по истории,

православной культуре и  чтению

на тему:

«Когда мы едины, мы непобедимы»

Проведен в 7 классе

учителем

Остриковой И.В.

Валуйки -2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по чтению и развитию речи в 3 классе по теме: К. Ушинский «Четыре желания»

конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида в 3 классе по теме: К. Ушинский "Четыре желания"....

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе на тему: А. Фет «Ласточки пропали»

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе  на тему:  А. Фет «Ласточки пропали» предназначен для школ VIII вида...

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....